ФСБ рассекретила дело адмирала Колчака

На модерации Отложенный

Как пишет «Коммерсантъ», этого добился житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков. В сентябре минувшего года он направил в спецслужбу запрос, указав, что часть информации из дела уже излагалась в одном из судов, где рассматривался вопрос о демонтаже мемориальной доски адмиралу. Впрочем, далеко не все смогут ознакомиться с рассекреченным делом Колчака, поскольку, адмирал, расстрелянный без суда, не был реабилитирован. 

 

ФСБ России рассекретила уголовное дело адмирала Александра Колчака. Но исследователи не смогут ознакомиться с ним, так как адмирал, расстрелянный без суда, не был реабилитирован. Правозащитная группа «Команда 29» намерена через суд получить доступ к материалам дела. Обнародование документов поднимет в обществе дискуссию о том, на каких основаниях адмирал был отправлен на смерть, говорит добившийся решения от ФСБ житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков. Житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков добился от ФСБ России решения о снятии грифа «совершенно секретно» с архивного уголовного дела в отношении адмирала Колчака. В сентябре 2018 года он направил в спецслужбу запрос о рассекречивании, указав, что часть информации из дела уже излагалась ранее в Смоленском районном суде Санкт-Петербурга по делу о демонтаже мемориальной доски адмирала и опубликована на сайте суда. В ноябре Центральный архив ФСБ России сообщил ему, что материалы дела переданы для экспертной оценки. А в этом году заместитель начальника Центрального архива ФСБ России Николай Иванов уведомил господина Острякова: «Сообщаем, что указанное дело рассекречено в установленном порядке». Вместе с тем в архиве подчеркнули, что доступ к делам лиц, подвергшихся политическим репрессиям, но не реабилитированных, ограничен. Точнее, как показывает российская практика, полностью закрыт. 

 

 

 

У юристов правозащитной группы «Команда 29», которые представляют интересы господина Острякова, есть варианты дальнейших действий.

«Первый вариант — послать в ФСБ запрос на ознакомление с материалами дела, получить отказ и обжаловать его. Второй — оспорить отказ в реабилитации адмирала Колчака. Мы можем подать ходатайство о пересмотре решения Забайкальского окружного военного суда за 1999 год, так как адмирал был убит по политическим причинам»,— сообщил “Ъ” юрист «Команды 29» Максим Оленичев. Забайкальский суд 20 лет назад посчитал, что адмирал не воспрепятствовал террору против гражданского населения на территории, занятой его войсками. Господин Оленичев рассказал, что в 2017 году юристы «Команды 29» обжаловали в Верховном суде РФ п. 5 приказа за 2006 год, и суд подтвердил, что этот нормативный акт не создает препятствия для ознакомления с делами. Но это определение ВС необязательно для исполнения нижестоящими судами. Дмитрий Остряков надеется добиться обнародования дела Колчака и затем поднять дискуссию в обществе. «Вопрос для дискуссии такой: можно ли отказывать в реабилитации человеку, который не был осужден? Каким образом осуществляются политические репрессии и как власть защищает тайну об этом?" По оценкам зампреда совета научно-просветительского центра «Мемориал» Никиты Петрова, количество нереабилитированных жертв политических репрессий составляет сотни тысяч человек: «Дело Колчака — это вопиющий пример. Сколько ждать, чтобы с ним ознакомиться? 100 лет? 300 лет?», сообщает "Коммерсант".