Федрезерв США начал обесценивать доллары

На модерации Отложенный

Американский экономист Джанет Йеллен, 15-й руководитель Федеральной резервной системы, оставившая свой пост в феврале прошлого года, сделала сенсационное заявление, которое повергло в шок американцев и должно, как минимум, напрячь россиян, которые хранят заначку в долларах. 

Конечно, каждый сам решает — бежать ему в банки для обмена на «деревянные», или, напротив, прикупить еще сотню-вторую баксов. Конечно, если есть лишние деньги. Тем не менее, знать о том, что хотят сделать с «зеленым» в ФРС, будет не лишним.

Итак, Йеллен сказала, что «в этом году большая загадка кроется в дефиците инфляции». Её уровень с начала правления Трампа оценивается в 2,61%, что, по мнению Йеллен, чревато «японизацией» американской экономики — то есть падением темпов роста ВВП и сваливанием в дефляцию.

Значимость признания Йеллен обусловлена тем, что она является бывшим главой ФРС и может себе позволит сказать то, о чем обязан молчать нынешний руководитель Федрезерва Джером Пауэлл.

Масло в огонь подлил популярный за океан стратег из Societe Generale Альберт Эдвардс, который еще два десятилетия назад предсказал «ледниковый период» мировой экономики, вызванный дефляцией. Его прогноз по отрицательным ставкам, кстати, сбылся, хотя в конце 20 века никто не поверил. И вот, по словам Эдвардса, инфляция в США скоро обрушится до нуля, что в свою очередь приведет к падению спроса и к рецессии. Не поможет спасти ситуацию даже текущий рост ВВП Америки.

Оказывается, снижение ставки ФРС оказывает в США лишь краткосрочный инфляционный эффект, после чего доллары «испаряются». В итоге стоимость новых домов застыла как вкопанная, хотя спрос на недвижимость ранее предопределял общий рост индекса цен. То же самое фиксируется на рынке жилой аренды. Есть еще один «стопроцентный» бытовой индикатор неблагополучия любой экономики — падение ценников на обувь. «Я ждал, когда подешевеют туфли, что и произошло. Людям не до новой обуви», отметил стратег Societe Generale и добавил: «Скоро это окажется неприятным сюрпризом для инвесторов».

Эдвардс на полном серьезе предупреждает: экономика США оказалась перед угрозой «японизации» и её нужно срочно спасать. Более того, как пишет хорошо осведомленная в американских правительственных делах газета Financial Times, ФРС «рассматривает возможность введения нового правила, которое позволит инфляции превысить свой целевой показатель в 2%».

Ладно, мало ли что говорит какой-то стратег. Однако Эрик Розенгрен, президент Федерального резервного банка Бостона, входящего в ФРС, дал следующее определение предлагаемой политики регулятора — «симметричная сверхинфляция», или «горячая инфляция», которая, кстати, уже имела место в американской истории. Впрочем, не исключено, что речь идет о пробных шарах, чтобы оценить реакцию заокеанского общества.

Напомним, более чем полвека назад в США на похожих принципах реализовывались программы «Новых рубежей» и «Великого общества». Их суть заключалась в практически неконтролируемом увеличении государственных расходов, чтобы любой ценой стимулировать платежеспособный спрос и, главное, покупку жилья за счет казенных субсидий. В итоге в период с 1965 по 1973 г. г. наблюдались высокие — прямо-таки «китайские» темпы роста ВВП по 6,6% в год. Это время уже получило название «Золотого века». Правда, потом с двухзначной инфляцией пришлось бороться Картеру, но это уже другая история.

Если предположить, что борьба с «японизацией» в США станет национальной программой, то ФРС может легко обесценить доллар, как это было во время Форда и Картера, то есть в более чем в два раза.

При этом в Америке не боятся, что звездно-полосатые деньги потеряют статус мировой резервной валюты, мол, кто, если не доллар. Во-первых, за океаном исходят из посыла, что Соединенные Штаты выиграют в экономической войне с Китаем, значит, победитель получит все. Во-вторых, уверены, что мир останется однополярным, и они по-прежнему будут диктовать свои условия угрозой применения санкций или силы. В-третьих, резко увеличится штатовский экспорт товаров за счет выгодного курса по сравнению с евро или юанем. В-четвертых, существенно сократится госдолг, оцененный в процентах от ВВП.

Насколько в таком случае обесценится «зеленый», по понятным причинам сказать не может никто из ФРС. Однако, повторимся, что при президенте Картере доллар «похудел» вдвое, что, собственно, не особо смущает сегодняшнее руководство ФРС. Для американских финансистов — это меньшее зло, чем вечная рецессия, отсутствие спроса и доминирование Китая.

Между тем, в России, по расчетам ЦБ РФ, на 1 января 2019 года валютные вклады наших граждан в отечественных банках составляли более 6,1 трлн. рублей — $ 93 млрд. или € 102 млрд. Сколько конкретно в американских деньгах, национальный регулятор не уточнил, но по выкладкам Forbes — в пределах $ 35−40 млрд.

Дело в том, что россияне, наученные горьким опытом регулярных девальваций рубля, предпочитают хранить заначку в американских деньгах. Не все — но многие. Кроме того, всплеск публикации на тему «скоро баксу конец», а также призывы властей срочно избавляться от «зеленого» происходят аккурат перед очередным обесцениваем национальной валюты. По этому поводу даже шутят, мол, есть народная примета: если Греф, Костин или Силуанов советуют держать сбережения в «деревянном», значит, пора бежать в обменник за долларами.

На данную тему жарко спорят и в интернете, причем, тех, кто доверяет рублю, обычно меньшинство.

«Доллар и в Африке доллар, лежит себе, и хлеба не просит. Поверье, будет 200 руб. за бакс», — считает один участник виртуального обсуждения в Сети. «Запомните, ребята, курс 64 рубля за $ 1, пройдет время — будете рассказывать детям, что вы видели эту цену. Но готовьтесь, что вас назовут сказочником», соглашается с ним второй участник. «Если есть свободные рубли, которые не понадобятся в ближайшие несколько лет, тогда можно прикупить доллар. В любом случае выиграете», — советует третий.

Как ни странно, но истина может оказаться на стороне российских сторонников доллара. Увы, этому научили финансовые потрясения правления Ельцина и Путина. Просто потому, что правительству при обесцененном рубле проще платит своим гражданкам нищие пенсии, зарплаты и пособия.

P.S. Мировая торговля основа на долларе — это факт, которым Соединённые Штаты объясняют своё нежелание отдавать долги. Логика тут примерно такая: да, американцы уже даже не собираются отдавать свои огромные долги, так как они физически не могут этого сделать, не обесценив доллар.

Позиция циничная, хотя отчасти с ней и можно согласиться, так как многие страны поддерживают сейчас сносный уровень жизни для населения исключительно потому, что могут свободно покупать за доллары нужные им товары.

Государство может считаться самодостаточным, если у него есть нефть, еда, развитая промышленность и сильная армия, чтобы защищать всё это от взрослых демократий.

В Европе, например, туго с нефтью и не очень хорошо с армией. Китай зависит от импорта энергоносителей. В Японии нет ни нефти, ни военных. В Канаде и в Австралии есть энергоресурсы, но нет достаточного населения, чтобы самостоятельно производить нужные товары. Если основанная на долларе мировая торговля остановится завтра, сильно пострадает практически каждый регион.

К счастью, Россия — одна из двух стран на планете, которая почти всем обеспечивает себя сама. У нас есть и нефть, и развитая промышленность, и, впервые в истории, мощное сельское хозяйство, полностью удовлетворяющее наши потребности в калориях. Мы уже много лет как обеспечиваем себя курятиной, недавно мы достигли больших успехов и в производстве свинины. С рыбой и подсолнечным маслом также всё хорошо, кроме того за постсоветское время значительных успехов добились наши кондитеры. В Китае, например, обожают именно российский шоколад

До последнего момента нерешаемой проблемой был только наш климат. Если пшеницу, картошку и морковку наши фермеры растят прямо на полях, под открытым небом, более теплолюбивые растения нам приходилось импортировать из-за рубежа: из той же Испании, к примеру, где некоторые солнечные районы заставлены теплицами от края до края.

Сейчас появилась надежда, что вскоре мы успешно импортозаместим и еду из экзотических стран.

В ноябре в Москве открылась огромная вертикальная ферма. Раньше в здании была табачная фабрика, но так как россияне стали меньше курить, её владельцы решили выращивать вместо сигарет свежую зелень: салат, щавель, мяту и тому подобные растения. Объёмы производства огромны — только первая очередь фабрики покроет около 15% потребностей многомиллионной Москвы.

У нас есть дешёвая, местами почти бесплатная энергия, которую можно пустить на отопление вертикальных ферм и на работу их ламп. Наши огромные пространства дают особенно большую экономию на сокращении северного завоза и, вообще, на переходе от импорта к местным продуктам. Наконец, у нас есть в достатке квалифицированные кадры, чтобы настроить сложную технику, которая нужна для работы таких ферм.