Что заработал Генри Резник для себя и для нас?

 

 

Станислав Кучер — об уходе юриста из МГЮА

 

Во вторник адвокат Генри Резник сообщил, что покидает Московскую государственную юридическую академию, где он работал с 2009 года. Причина — в установке в центральной аудитории мемориальной доски Иосифу Сталину. В вузе заявили, что уважают позицию юриста и не желают вступать с ним в полемику. Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер попытался разобраться в мотивах демарша одного из самых авторитетных юристов страны.

<audio width="300" height="32" src="http://mm.kommersant.ru/Media/00046919.mp3" controls="controls" preload="none" class="b-article__audio"></audio>

В своей прошлой реплике я уже заметил: наблюдая проявления негатива (абсурда, фальши, лицемерия, подлости – нужное подчеркнуть), можно громко возмущаться, а потом притуплять неприятные ощущения алкоголем или транквилизаторами. А можно реагировать действием, как минимум — привлекая внимание к проблеме, как максимум – помогая восстановлению справедливости.

Поступок Генри Резника – не акт героизма, не эмоциональный срыв и не эффектный «дембельский аккорд». Его увольнение – классический ответ здравого смысла на издевательство над здравым смыслом. Я имею честь давно быть знакомым с Генри Марковичем, мы не раз общались на разные волнующие нас обоих темы, а потому позволю себе процитировать один его тезис: «В нашей жизни появляется так много абсурда, что на глазах происходит девальвация здравого смысла. Если у меня есть возможность напомнить, что здравый смысл чего-то стоит, я себя уважать не буду, если не сделаю этого!»

Именно это сейчас и произошло. Как и положено профессиональному адвокату, Резник руководствовался исключительно логикой. Если право – одна из главных ценностей современной цивилизации, а Сталин и созданная им система выступили в роли могильщиков этой ценности, то появление в храме юридической науки доски, увековечивающей память Сталина есть насилие и над логикой, и над правом, и над тем самым здравым смыслом. Конечно, теоретически Резник мог поджечь эту доску, облить ее нечистотами или совершить некий иной акт, подпадающий как минимум под административную статью. Но, как гражданин законопослушный, он сделал ровно то, что было в его силах – покинул и оскверненное, по его словам, здание, и допустивший этот абсурд коллектив академии.

Генри Резник – не рядовой профессор, а один из самых знаменитых и успешных российских юристов, чей авторитет не ставят под сомнение даже наиболее обиженные богом завистники его профессионального таланта. А потому его демарш – безусловный удар и по репутации академии, и по имиджу современной российской юриспруденции. Что еще существеннее – это холодный душ для десятков «разомлевших» в духоте эпохи заслуженных его коллег и пример для еще большего числа совсем молодых юристов, которые видели и продолжают видеть в Резнике ролевую модель.

Человек, повторю, не совершил ничего героического – просто не встал в страусиную позицию, а поступил в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. И, смею предположить, одним этим вдохновил очень многих наших соотечественников вне зависимости от их отношения к политике «партии и правительства».

Среди слушателей и читателей этой реплики непременно найдутся те, кто скажет что-то в духе: «Нет, он это не просто так… Для чего-то ему это было нужно. Тут не обошлось без корыстного интереса!» Я не удивлюсь. Время такое. Поверить в искренность сложнее, чем в лицемерие. Особенно, когда единственный поступок от души, на который способен сам – это напиться. Скептикам напомню: уход из академии в знак протеста против увековечивания имени Сталина – не первый публичный поход Генри Резника «против ветра». В августе 2014 — тогда, правда, ему было всего 76, а не 79, как сейчас — Резник вышел к памятнику Бродскому на Новинском бульваре с одиночным пикетом и плакатом «Защитим страну от телехунты». Он сделал это потому, что в показанной накануне агитке НТВ «13 друзей хунты» увидел и подлость, и абсурд, и все то же издевательство над здравым смыслом. Тогда тоже нашлись персонажи, обнаружившие в этом поступке «корыстный интерес». Я не спорю: Резник и тогда, и сейчас сохранил и преумножил самое дорогое, что у человека может быть – свой человеческий капитал. Рубль, цены на нефть и криптовалюты то падают, то растут. Но этот актив ценится и будет цениться тем выше, чем больше будет вокруг насосавшихся нефтью андроидов и их послушной обслуги.

То, что Резник заработал, он заработал не столько для себя, сколько для нас с вами. Раньше или позже это поймет каждый, кто хочет быть не подданным, а гражданином.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/3337481?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

677
7106
33