Атомные субмарины России могут остаться без атомных реакторов

На модерации Отложенный

подводный флот, гособоронзаказ, атомные субмарины, красный октябрь, чп, рогозин, герасименко, хищение

В срыве гособоронзаказа для подводного флота страны нашли "украинский след"

Андрей Серенко 

На двух крупных волгоградских промышленных предприятиях, связанных с исполнением оборонного заказа – металлургическом комбинате «Красный Октябрь» и одноименном металлургическом заводе, сложилась чрезвычайная ситуация. Под угрозой срыва госзаказ по изготовлению специальных изделий для подводного флота ВМФ России. Специалисты считают необходимым вмешательство в ситуацию федерального Центра и введение временного антикризисного управления на предприятиях.

Как рассказали «НГ» источники из числа заводских менеджеров, в 2013 году комбинат и завод «Красный Октябрь», являющиеся давними партнерами Минобороны, получили гособоронзаказ на изготовление восьми специальных корпусов для ядерных реакторов атомных подводных лодок (АПЛ): «В проекте участвовали также объединение «Севмаш», ведущий институт металловедения «Прометей» и ОКБМ имени Африкантова. Исполнение госзаказа было рассчитано на пять лет, срок его реализации истекает в мае 2018 года. Волгоградские предприятия сразу же получили предоплату в размере 2,5 млрд руб., однако по состоянию на сегодняшний день из восьми изделий готовы только три. Процесс работы над оставшимися пятью фактически заморожен. Оборонный заказ на грани срыва, успеть его выполнить в оставшееся время, по оценкам специалистов, практически нереально».

Критической ситуацией на комбинате и заводе «Красный Октябрь» уже заинтересовались правоохранительные органы, а также федеральный Центр. По информации «НГ», об угрозе срыва гособоронзаказа проинформирован вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Сейчас идет поиск вариантов реагирования на сложившееся ЧП, – рассказал «НГ» источник в администрации региона. – Ситуация осложняется тем, что Дмитрий Герасименко, главный акционер обоих металлургических предприятий, занятых в оборонзаказе, недоступен для общения и, по слухам, находится то ли на Кипре, то ли в Италии, то ли в Украине».

По сообщениям СМИ, в августе прошлого года Герасименко был заочно арестован Тверским райсудом Москвы по запросу столичного Главного следственного управления МВД и подозревается в причастности к хищению кредита в размере 65 млн долл., выделенных ВТБ на пополнение оборотных средств завода «Красный Октябрь». Источники, близкие к менеджменту волгоградских металлургических предприятий, не исключают, что срыв оборонзаказа мог оказаться своеобразной местью со стороны Герасименко за его преследование российскими правоохранителями.

Бывший руководитель предприятий «Красного Октября» Валерий Явецкий в интервью «НГ» заметил, что «если ситуация очень быстро не изменится, то скоро выполнять гособоронзаказ на металлургических предприятиях будут некому и не на чем»: «В настоящее время на заводах идут демонтаж и порезка на металлолом станочного оборудования, непосредственно задействованного в производстве спецстали. Одновременно идут увольнения работников предприятий, а оставшимся сокращается зарплата. Так, если в декабре 2016 года численность работников на комбинате «Красный Октябрь» была около 5200 человек, то в октябре 2017-го она составляет уже менее 4 тыс. человек. На заводе «Красный Октябрь» количество работающих снизилось с 1100 человек до менее 800. Средняя зарплата за тот же период упала на 20–30%, с 32,5 тыс. до менее 27 тыс. руб.».

Волгоградские предприятия «Красного Октября», по словам военных экспертов, играют далеко не последнюю роль в обеспечении Российской армии артиллерийскими и танковыми орудиями. На предприятиях имеются три уникальные машины центробежного литья, с помощью которых изготавливают артиллерийские стволы разных калибров. Однако уже через несколько месяцев это будет невозможно делать, так как руководством завода запланирован перенос машин. Против этого выступили специалисты профильного ЦНИИТМАШ, которые считают, что в этом случае неизбежно ухудшится качество военной продукции и вырастет процент брака в производстве.

Угрозу срыва госзаказа для подводного флота ВМФ России Валерий Явецкий увязывает с прекращением ремонта оборудования в цехе по производству изделий атомной энергетики: «С апреля 2017 года прекращены все виды ремонтных работ по поддержанию опасных производственных объектов в работоспособном состоянии. Виной тому – отсутствие финансирования и увольнение квалифицированных специалистов».

В истории со срывом оборонного заказа местные наблюдатели, знакомые с ситуацией, заговорили также об «украинском следе». Источники «НГ» на предприятиях «Красного Октября» сообщают о том, что в отсутствие Дмитрия Герасименко финансово-экономическими вопросами предприятий занимается мать владельца Светлана Герасименко, которая не только имеет украинское гражданство, но и якобы постоянно проживает в Днепропетровске: «Светлана Борисовна дает по телефону указания, какие цифры писать в отчеты, в том числе связанные с исполнением оборонзаказа, руководит экономикой обоих предприятий». По словам некоторых сотрудников комбината «Красный Октябрь», «реальное управление предприятиями сегодня находится в руках лиц с украинским гражданством».

«Конечно, само по себе наличие украинских паспортов у реальных руководителей волгоградских металлургических предприятий не является компроматом, – прокомментировал ситуацию политический эксперт Евгений Калинин. – Однако, учитывая сложные отношения между Москвой и Киевом, а также угрозу срыва гособоронзаказа на комбинате и заводе «Красный Октябрь», можно предположить, что все это заинтересует не только сторонников теории заговора, но и вполне практически мыслящих российских силовиков».

Валерий Явецкий, впрочем, считает, что заниматься сегодня следует не поиском «руки Киева» в кризисной ситуации на волгоградских предприятиях, а мобилизацией всех ресурсов и возможностей, способных ее исправить в кратчайшие сроки: «Я не вижу никакого другого способа, кроме вмешательства федерального правительства и введения временного антикризисного управления на комбинате и заводе «Красный Октябрь» – спасать их нужно вместе, они замкнуты в единую технологическую цепочку. Без этого рассчитывать на дальнейшую успешную работу металлургических предприятий по исполнению оборонного заказа не приходится».