Две "Сказки" Виктора Цоя и Романа Поволяева

На модерации Отложенный
 
 
ВИКТОР ЦОЙ И ГРУППА КИНО. — Анастасия Суханова

http://ok.ru/video/88019962445
 
О песне «1000% не Цоя» Сказка
 
Евгений Обухов-Петрик
 
Эта сказка о том, что вокруг
Что видят глаза, что видно во сне.
И кто твой сосед - враг или друг,
И с чем он плывёт по бурной реке.

Кто виноват в том, что нет добрых глаз
И вместо домов строят мосты.
Когда-нибудь здесь переделают нас
И затопчем траву, хотя это цветы.

Без права на смерть, по Воле Богов
Живём на камнях, где у всех в душе снег.
Здесь не отличить друзей от врагов.
Можно только гадать: ведь ты человек.

Человек - это хорошо или плохо? Виктор в этой песне ставит этот вопрос. Все животные живут по Воле Богов, и вроде и человек живёт естественной жизнью. А естественная жизнь, она продолжается от Камня Рода - от семени человек, животных, деревьев и трав. Всё живое на Древе Жизни плодоносит - даёт плоды. Об этом в песне "трава, хоть это цветы", сначала трава, потом цветы, затем и плоды, а из них семя - и опять трава и цветы.
Вроде бы и у человека всё по Воле Богов, но человек ещё к тому же и дитя цивилизации, социума. Вот потому в душе у него снег, несмотря на естественное происхождение. 
Кроме того, что ты видишь во сне и наяву, есть ещё "соседи", готовые тебя предать за посулы общественных социальных благ. И ты не знаешь, кто плывёт по бурной реке жизни, твой друг или враг? 
Кто виноват в том, что люди сошли с природного пути и перестали иметь открытый взгляд на мир, а стали смотреть "из-под углы"? 
Кто виноват, что вместо домов - уюта семейной жизни и родового очага стали выстраивать "мосты" - отношения в иерархии на социальной лестнице? - Весь образ "христианской" жизни "библейского" противоестественного порядка! Этот "порядок" топчет зелёную праведную жизнь. Топчет цветы жизни. 
"Без права на смерть" - это перекликается со словами Виктора: "Смерть стоит того, чтобы жить", то есть Жизнь по Цою - есть преодоление смерти. "А Жизнь только Слово. Есть лишь Любовь и есть Смерть". 
Тот, кто не боится смерти, преодолевает её Любовью к жизни, но не индивидуальной и себялюбивой, а Любовью к Жизни всего Божьего Мироздания. 
Человек пока только гадает, как ему жить? Какой жизнью. Жить ли ему смертью окружающего мира, что было до сих пор, или же жить Любовью в Единстве Мироздания, к чему его Бог призывает! Пока у всех в душе снег...

Ещё можно добавить по этой песне то, что у Виктора Цоя есть "Сказка с несчастливым концом. Странная сказка". 
Обращение к "соседям" встречается неоднократно, например, "и сосед за стенкой стонет, он увидел страшный сон" и в таком же контексте. 
"Бурная река" и "мосты" напоминают "Камчатку" - "Я не вижу реки, я не вижу моста", и там они берутся в том же контексте, что и в "1000% не Цое". 
Наконец, "можно только гадать: ведь ты человек" опять-таки в том же контексте, что и песне, посвящённой БГ:
"И что холод ветров я буду чувствовать боком, опьянённый сознаньем того, что я - человек".
Ну, а "затопчем траву, хоть это цветы" - это отношение к зелёной жизни во многих песнях Виктора:

"Солнце светит и растёт трава,
Но тебе она не нужна"...

"Красная-красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два - на ней цветы и трава,
Через три - она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце".

Единственное, в чем я уверен на 100% - это в том, что "Сказка" из "1000% не Цоя" принадлежит Виктору Цою. И текст и не менее прекрасная музыка. Не имею данных, когда была написана Виктором Цоем эта песня. Очень трудно понять, какая "Сказка" какую продолжает и объясняет. Давайте думать вместе, возможно и придём к общему выводу.
"Сказка" из "1000% не Цоя" мистичнее, задумчивее, а "Сказка с несчастливым концом" более откровенно говорит о нашем времени, более трагична, более связана с решением социальных вопросов. И то, и другое очень характерно для Виктора, однако ни то, ни другое записные "цоеведы" не желают сознательно в творчестве В.Цоя примечать.
Виктор Цой настоящий художник слова, кто бы в этом сомневался. И всё это богатство его художественной картины мира весьма ярко проявляется в песне "Сказка", органически связанной с его песней "Странная сказка" 1989 года, подробный анализ которой дан мною раньше. У кого есть желание, можно сравнить и подумать ещё на тему, какая песня предваряла другую и почему.
P.S. А теперь внимательно прислушаемся к песне «Сказка» из Альбома «Отражение вечности» Романа Поволяева. Изменён ритм песни, её музыкальная гармония и содержание, так что смысл изменился на противоположный и появился припев:
 
«Здесь всё имеет свой закат 
И только ночь закончится рассветом.
И непонятно, кто здесь прав, кто виноват
И что закончится вопросом, что ответом».
 
Ещё в 90-е Виктор Цой задавался вопросом, почему жизнь похожа на тир, почему ничего не меняется в сознании человека на земле (песня «Вопрос»)? Этот же вопрос звучал в его песнях «Живи сегодняшним днём», «Раб или герой?» И вот , наконец, мы имеем ОТВЕТ, красноречиво говорящий о ЖИВОЙ ВЕРЕ её Автора: «Ночь закончится рассветом!» А вопрос, насколько мы – люди, стал ещё более актуальным.
ОТРАЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ. MP-3 альбом,  https://vk.com/hotday  

Роман Поволяев - Сказка
 
25 526 просмотров, сейчас уже больше 30 тысяч
 
Поделились 510 раз,  35 классов
 
 
http://ok.ru/video/30328752688
 
О песне Цоя Странная сказка
 
Евгений Обухов-Петрик
 
За словами Сергея Бодрова: "Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности... Мир замутнён, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте" - скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни. 

Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой верой человек весь мир почитает своим, а себя самого - ответственным за него. Из раба "божьего" такой верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние "миру, что во зле лежит".

Снова новый начинается день,
Снова утро прожектором бьет из окна,
И молчит телефон: отключён...
Снова солнца на небе нет,
Снова бой, каждый сам за себя,
И, мне кажется, солнце -
Не больше, чем сон.

На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка...

И стучит пулемётом дождь,
И по улицам осень идёт,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели ещё весной,
Вниз летят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка...

А потом придёт она.
Собирайся, - скажет, - пошли,
Отдай земле тело...
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело...

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка... (1989 г.) 

Цой говорит о "странной сказке" в которую превращена действительность, и в которой нет места Законам естества: "Утро прожектором бьёт из окна", а само окно стало "экраном" противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне - "молчит телефон - Отключён." Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
"Снова Солнца на небе нет" - т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. "Каждый бьётся сам за себя" и из-за вот этого людского эгоизма "кажется, Солнце не больше, чем сон". 
"И стучит пулемётом дождь". - Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу. 
"И по улицам осень идёт" - идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
"И стена из кирпичей-облаков крепка" - Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти "веры", где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи "стоят в вере" плотно прислонившись друг к другу.

Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:

"А деревья заболели чумой. 
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока".

Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.

А конец песни вообще страшный:

"А потом придёт она,
"Собирайся, - скажет, - пошли.
Отдай земле тело".
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело" 

Здесь Виктор прямо поёт о себе и о своей скорой смерти. Он ведает, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но "дошёл до конца".

Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества - толерантности к "окружающей" действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта "сказка с несчастливым концом" всё же кончится когда-то, потому как "странная" она и неугодная людям и Богу.
 
Игорь Христич

[вот такое КИНО] - Сказка!
12 365 просмотров
 
Поделились 518 раз  98 классов