Почему США так взъелись на Китай и Huawei

На модерации Отложенный

 

Краеугольным камнем стратегии гарантирования американской мировой гегемонии традиционно являлось западное, прежде всего американское, доминирование в технологиях благодаря владению патентами.

Потому что сначала Америка десятилетиями являлась ведущим разработчиком львиной доли всех передовых технологических новинок, а потом западные корпорации перешли к простой скупке блокирующих патентов. В сочетании с отраслевыми стандартами, которые создавали тоже они, это гарантировало превосходство в производственной пирамиде, а значит и во всем мире.

Не важно, кто дальше воплотит изобретения в конечные товары. Пусть даже Китай или любой другой регион с дешевой рабочей силой и льготными режимами налогообложения. Главное, что с каждой единицы проданного товара производители будут вынуждены платить серьезного размера роялти владельцам патентов.

Например, в пользу Qualcomm в области микропроцессоров или Ericsson – в области мобильной связи третьего и четвертого поколения. С каждого устройства, оснащенного доступом к wi-fi свою «копеечку малую» собирает австралийская научная и индустриальная исследовательская организация Содружества (CSIRO), владеющая патентом на WLAN.

Лицензионные соглашения с ней заключены у 23 ведущих мировых компаний, в том числе Acer, Lenovo, Sony и AT&T. Руководство CSIRO сожалеет, что в свое время не запатентовало изобретение в Китае, Индии, России и странах Латинской Америки.

Китай в эту схему вечного доминирования спокойно вписывался ровно до тех пор, пока не стал ведущей экономикой планеты, которую США через патенты начали пытаться душить.

Особенно после запуска в КНР в 2017 году стратегической программы промышленного развития «Сделано в Китае 2025», предусматривающей достижения уровня 75% полного импортозамещения в производимых в Китае товарах, непосредственным результатом которой стала собственная разработка Huawei технологии мобильной сети связи пятого поколения, известной как 5G.

С этого момента началась война за патенты. В марте 2018 года Трамп заблокировал попытку поглощения американской корпорации Qualcomm (за 117 млрд долл.) со стороны сингапурской Broadcom. В ответ китайский регулятор не одобрил сделку самой Qualcomm, желавшей за 44 млрд долл. купить нидерландского конкурента — NXP Semiconductors.

На фоне американских санкций за якобы незаконное использование американских технологий против китайских ZTE и Huawei при создании и продвижении сетей 5G, в Пекине осознали необходимость перехода от стандартного импортозамещения к формированию собственной платформы стандартов. В первую очередь в передовых отраслях: микроэлектронике, связи, интернете вещей и искусственном интеллекте. А в целом вообще во всем, что создается и производится в Китае.

С этой целью, в начале 2018 года в Китайской инженерной академии, под надзором Национального управления по стандартизации, было начато двухлетнее исследование «Китайский стандарт 2035» по разработке собственных стандартов.

Окончательного итога работы пока нет. Однако в марте 2020 года Академия опубликовала доклад «Основные пункты национальной работы по стандартизации в 2020 году». Из которого следует не только достижимость цели, но и фактическая готовность КНР к введению стандартов уже до конца 2021 года.

Учитывая значительность размера доли «китайского» в основных отраслях мировой экономики, Вашингтон осознал реальность угрозы вытеснения «американской» системы мировых стандартов с лидирующих позиций. Что и превратило корпорацию Huawei в пресловутый Карфаген, который «должен быть разрушен».