Игра в шашечки

На модерации Отложенный

Получив 25 декабря 2017 года в ЦИК отказ в регистрации в качестве кандидата в президенты по причине неснятой судимости, А.А. Навальный два дня думал над ответом и 27 декабря объявил всероссийскую забастовку избирателей, прелюдией к которой станет всероссийская акция 28 января. «Предварительные заявки на проведение шествий и митингов 28 января мы подаём прямо сейчас. За месяц. Чтобы ни один чинуша нам не сказал потом: «Ой, площадь занята конкурсом танца живота».

В реальности заявки были поданы гораздо позже. В Москве только 15 января инициативная группа приверженцев А.А. Навального изъявила желание пройти по Тверской улице, после чего устроить митинг в Охотном Ряду. «Максимальная численность участников — 15 тысяч человек. Время всего мероприятия — с 14:00 до 18:00». По заявлению руководителя пресс-службы столичного департамента региональной безопасности Елены Романовой, мэрия Москвы в течение трёх дней даст ответ.

Для всероссийской акции 15 тысяч участников в 15-миллионном столичном городе (то есть 0,1%) — довольно небогато. А целых четыре часа на мероприятие, напротив, довольно много. Даже и более многочисленные акции длятся меньше.

Возможно, заявители и не заботились о сообразности, заранее предполагая, что им откажут. На такое время парализовать всё движение в центре ради 15 тысяч человек (а значит, будет меньше — дай бог, чтобы 10 тысяч) мэрия вряд ли будет готова и предложит альтернативные варианты. Хотя бы пустынный даже в будние дни — тем более в выходные — проспект Сахарова.

В ответ на это А.А. Навальный решительно откажется и предложит своим сторонникам маршировать по Тверской вне зависимости от решения мэрии. Далее всё по расписанию: арест самого А.А. Навального при выходе из дома, общий гевалт, стычки с полицией, задержания смелого юношества. Такая партитура разыгрывалась уже неоднократно, и трудно предположить, что на этот раз будет что-то новое.

Традиция — душа оппозиционеров, а оппозиционер уже не первый год доказывает, что на вопрос «Вам ехать или шашечки?» — его решительный ответ: «Шашечки!» Ничего занимательного (для чего, по идее, проводятся митинги) он сообщить не может, тогда как мордобой занимателен сам по себе. Следовательно, show must go on.

Тем более что у мордобоя есть ещё одно важное достоинство. В случае благопристойного митинга есть возможность с максимальной долей объективности оценить число участников — соответственно, и популярность темы, а равно и организатора собрания. В случае свалки, когда смешались в кучу кони, люди, а также случайные прохожие, такую оценку произвести труднее, и можно на голубом глазу сообщать, что сатрапы режима зверски разогнали 100-тысячный митинг. Или 500-тысячный.

Поскольку с посещаемостью у оппозиционера дела в последнее время обстоят неважно, неясность в численности для него очень важна, а спокойный ход мероприятия крайне нежелателен.

И всё было бы хорошо (в смысле — для А.А. Навального, а для участников мордобоя не очень хорошо), когда бы не одно обстоятельство.

Описанная выше методика работает какое-то время, но не вечно. Если число приверженцев уже совсем смехотворно мало, а Катилина всем порядком надоел, то не поможет и мордобой — старые штуки перестают срабатывать. А.А. Навальный, похоже, входит в эту стадию карьеры.

Вместо прежнего холоднокровного героя, на все нападки отвечающего только циническим «гы-гы-гы», в последнее время мы видим личность крайне озлобленную и поглощённую отчаянной внутривидовой борьбой. То К.А. Собчак обсволочит, то издательский дом «Коммерсантъ». По поводу такой эволюции холоднокровный князь В.И. Шуйский замечал: «Когда кто так становится неровен, то знак дурной».

Какой это знак, увидим ближе к делу.

Максим Соколов