Саудовская Аравия вооружена, но не очень опасна

На модерации Отложенный

Арабист Шауль Менаше в беседе с «Деталями» развеял опасения, которые у Юваля Штайница и Авигдора Либермана вызвала сделка Дональда Трампа, о продаже оружия Саудовской Аравии.

— Насколько обосновано, на ваш взгляд, мнение, что проданное саудовцам оружие может оказаться в руках исламских фундаменталистов и врагов Израиля?

— Прежде всего, давайте признаем, что Саудовская Аравия в ближайшем будущем не собирается воевать с Израилем, да и не намеревалась в прошлом. Да, враждебной риторики по отношению к Израилю с ее стороны было достаточно, но ни один саудовский солдат не был направлен в арабские армии, воевавшие с нами.

И не случайно, что именно они выступили с мирной инициативой, предусматривающей нормализацию взаимоотношений Израиля с арабскими странами. Если же, как предположил Либерман, найдутся силы внутри или вне Саудовской Аравии, которые захотят свергнуть нынешний режим, то Израиль, думаю, будет обязан прийти этому режиму на помощь. Именно в этом случае королевскому дому может очень пригодиться американское оружие.

Таким образом, опасения нашего министра обороны вряд ли покажутся обоснованными, тому, кто знаком с ситуацией, . В то же время я понимаю, что он должен был это сказать.

— Почему?

— Ну, это совсем просто. Мы должны показать американцам, что озабочены их сближением с арабами, дескать, если арабам продают оружие, то нам тоже следует укреплять свою безопасность, а для этого нужны дополнительные средства… Об этом, видимо, шла речь и во время беседы с глазу на глаз между Биньямином Нетаниягу и Дональдом Трампом. Как вы знаете, это принесло свои плоды: мы получили дополнительно 75 млн. долларов на развитие системы ПРО «Железный купол», на системы защиты от «кассамов» и других видов ракет. Так что Либерман поступил правильно. И сказанное им нисколько не противоречит улучшению наших отношений с арабскими странами в последнее время.

— Насколько далеко, на ваш взгляд, эти страны готовы зайти в нормализации отношений с Израилем?

— Сближение это основано на том, что у Саудовской Аравии и у нас есть общий враг – Иран. С другой стороны, саудиты полагают, что Иран и различные фундаменталистские организации цинично используют израильско-палестинский конфликт как повод для оправдания террора. Поэтому Эр-Рияду крайне важно добиться разрешения этого конфликта. И это еще одна причина для сближения с нами – в надежде повлиять на нашу позицию.

— Но, насколько можно было понять из речи Трампа, он предлагает арабским странам начать нормализацию отношений с Израилем, не дожидаясь разрешения конфликта — то есть, как будто его вовсе нет.

Насколько это возможно?

— На мой взгляд, Трамп хочет разыграть саудовскую карту по-другому. Он понимает, что сегодня именно Саудовская Аравия, а не Египет, является подлинным лидером арабского мира. И ему важно, чтобы саудовские лидеры, с одной стороны, заявили, что они готовы оказать всемерную поддержку Абу-Мазену, а с другой — подтолкнули бы его к подписанию соглашения.

<hr/>

Если Абу-Мазен будет знать, что за ним стоит Саудовская Аравия, а значит, и почти весь арабский мир, он будет чувствовать себя куда увереннее и легче пойдет на подписание соглашения об урегулировании конфликта. Ни у Арафата, когда он вел переговоры с Эхудом Бараком, ни у того же Абу-Мазена во время переговоров с Эхудом Ольмертом не было поддержки Саудовской Аравии. Это во многом объясняет их нерешительность. Нынешний расклад и в самом деле может все изменить.

<hr/>

— Насколько Саудовская Аравия готова принято то, что вместо договора об окончательном урегулировании может быть подписано некое долгосрочное промежуточное соглашение?

— Не думаю, что это их устроит. Сегодня в арабском мире нет лидера, готового принять такое соглашение. Но на самом деле промежуточное соглашение плохо не только для них, но и для нас. В любом случае оно потребует от нас каких-то уступок. Мы на них пойдем, а затем, когда речь зайдет об окончательном урегулировании, палестинцы предъявят новые требования? Нет, промежуточные соглашения – это, на мой взгляд, худший их всех вариантов.

Я не думаю также, что палестинцев и арабский мир в целом, устроит вариант «экономического мира», о котором в последнее время так много говорят. Хотя бы потому, что конфликт между нами не носит экономический характер. Палестинцы вполне могут наладить свою экономику, рассчитывая лишь на помощь арабских стран. Так что никаких вариантов, кроме договора об окончательном урегулировании не остается. Только он принесет подлинный мир в наш регион.

— Вы верите в то, что это достижимо?

— Нужно верить. Нельзя отбирать у наших детей и внуков надежду.

P.S.

Обозреватели сходятся во мнении, что сделка США с Саудовской Аравией не меняет стратегического баланса на Ближнем Востоке. Речь идет об оборонительном и тактическом оружии: 150 многоцелевых вертолетах UH-60 Black Hawk, танках, четырех военных кораблях, системе ПРО THAAD, обеспечивающей защиту от баллистических ракет, и батарее противоракет «Patriot».