Народ идеи: Тора, сионизм… Что дальше?

На модерации Отложенный

Мы — народ идеи. Народ, который дал миру великую Книгу книг, а затем на протяжении всей истории пытался объяснить её основную идею.

Народ идеи   Книг потом было написано великое множество, но идея одна и она очень проста. Мы даже разбрелись по земному шару, чтобы идея проникла вместе с нами в мир. А теперь съезжаемся обратно, чтобы на практике показать её жизненную силу. А если жива идея, то жив и народ…

Возлюби ближнего своего, как себя
Рабби Акива

Идея одна, а воплощения могу быть разные.

Тора и жизнь в диаспоре

Наша история полна разочарований и боли. Но мы были живучи, потому что ощущали, что правда с нами. Она живет в нас, а значит нам нечего бояться. Народ выходил из гетто, получал образование и становился у руля «галутных» государств. Нас окрыляли научные изобретения и освоение новых земель. Почувствовав свою силу, но забыв свою идею, мы даже начинали верить, что стали русскими, американцами, немцами… Но мы не были свободными: судьба командовала и понукала нами, изгоняла от других народов и бросала под пули…

Старая идея пришла в новой оболочке — сионизм. Мы не захотели африканские просторы Уганды и рванули на «свой» заброшенный клочок земли, как последнее пристанище для измотанной погромами и скитаниями нации. Казалось, что для народа Израиля наступит мир и процветание. Но корабли мечты очень скоро натолкнулись на рифы реальности и нам пришлось воевать теперь уже с новыми соседями. Государство есть, а евреи продолжают умирать от терактов как когда-то от погромов. Интересно, чтобы бы сегодня сказал Герцель, если бы мог видеть воплощение своей мечты? И разве об этом мечтали Эдуард Кузнецовов с Марком Дымшицем, решившиеся на безумно смелый угон самолета из СССР, чтобы привлечь внимание всего мира к желанию евреев вернуться домой?

Сионизм

Лишенный своего Храма, народ Израиля был рассеян по миру, но никогда не забывал о своей земле. Отец бережно передавал сыну слова молитвы: «В будущем году — в восстановленном Иерусалиме!» Подобно Мартину Лютеру, в 1517 г. прибившему на ворота католической церкви свои 95 тезисов, Теодор Герцель в 1896 прибивает на ворота мира книгу «Еврейское государство». И с этого момента история ускоряет свой ход. Начинается исход…

Волна погромов 1880- 1904  г.г. в России, антисемитизм конца XIX века в Европе, Первая мировая война заставили евреев подняться с насиженных мест и пойти в «свои Палестины». Но сможет ли выжженная солнцем и разоренная турецким и английским владычеством страна стать новым домом?

Многое стояло под вопросом у отчаянных пионеров. Государства еще не было, а освоение родины уже шло де-факто — массовым возвращением, строительством городов и возрождением иврита. Накануне ухода англичан 14 мая 1948 года Бен-Гурион с гордостью зачитал Декларацию Независимости: «Еврейский народ, как и всякий другой народ, обладает естественным правом быть независимым в своем суверенном государстве».

Однако строили мы строили и наконец… Государство основали, но по иронии судьбы с этого момента идея, объединявшая народ после публикации книги Герцеля, начала тускнеть. И действительно, что означает для нас сегодня понятие «сионизм»? Атавизм, да и только.

«Предчувствие гражданской войны» в отсутствии идеи

Недавно один из наиболее авторитетных исламских проповедников Юсуф Аль-Кардави издал фетву по вопросу палестинских самоубийств. В ней он сообщил, что суицидальные атаки уже не нужны, заявив, что «лишь Аллах может направить людей на путь истинный». Свое решение Аль-Кардави обосновал тем, что изменилось время, место и ситуация. Вот так легко оказывается можно повернуть жизнь в позитивное русло! Так почему же его примеру не следуют другие проповедники и общественные деятели?

Читая новейшую историю Израиля, недоумеваешь: сколько испытаний и страданий выпало на долю нашего народа. Войны одна за другой, интифады и бойкоты не дают покоя. Мы живем в стране, раздираемой противоречиями и конфликтами. Стране, где каждый день продолжает литься кровь. В какой ещё стране одна семья может быть разделена на правых и левых, светских и религиозных? В какой ещё стране один народ может быть разделен на эфиопов и русских, «сефардов» и «ашкеназов»? И где ещё могли возродить забытый со времен Второй мировой коктейль Молотова?

Каждый день мы узнаём из новостей о новых поджогах, терактах и убийствах. И кажется уже, что так было всегда и будет продолжаться вечно. Волны насилия, битвы на полях социальных сетей говорят лишь об одном — наш народ разъединён, а значит ослаблен.

Ненависть доходит до предела и одновременно несёт разочарование и бессилие. Необходимо найти решение. Тора нам кажется лишь традицией, а сионизм — историей. И что теперь? Должна же быть идея, которая вновь сплотит наш народ!

От ненависти к любви…

Недавно популярная израильская писательница Дина Рубина сказала: «Израиль очень одинок на планете, среди народов и стран. У нас чрезвычайно мало не только друзей, но и просто тех, кто готов нас терпеть». А мы всё продолжаем взывать к исторической справедливости! Но мир остаётся глух, мир не слышит слов и доказательств. И мы можем «уважать себя заставить» только показав, что у нас есть идея, необходимая всем!

Когда-то египетский Фараон преподал нам урок — мы не смогли стать свободными, пока каждый был сам за себя. Но как только мы сплотились, свобода нас встретила с распростёртыми объятиями. Фараон был жесток, но именно это позволило каждому подняться над своей гордыней, объединиться и бежать за море!

Понимание необходимости единства ещё не раз спасало наш народ. После потопления «Альталены» Менахем Бегин призвал соратников не браться за оружие не потому, что любил Бен-Гуриона, а потому что нужно было уступить во имя идеи. На кону стояло нечто большее, чем личные амбиции — возрождение государства Израиль и воссоздание народа.

И мы построили государство, а теперь нужно вернуть народу его дух. Сионизм кончился и на его место приходит новая идея — единство и интегральность. Вернее, идея это старая, но именно сегодня появились условия для её воплощения.

Есть пророк в отечестве

Единство народа является необходимым условием его существования и процветания. И прийти к нему можно двумя путями: через войны, катастрофы и бедствия, которые принесут понимание, что нам необходимо сплочение. Или через осознанное развитие общества, целенаправленное воспитание, уравновешивающее эгоизм. Древние мудрецы говорили:

Как все шестьсот душ Израиля держаться друг за друга, подобно витой веревке, единой и неделимой, так и натянутая веревка — если пошевелить её конец, вся она придет в движение. Поэтому, если согрешит один, на всей общине будет пребывать гнев за его дело. А причина в том, что весь Израиль ответственен друг за друга.
Рав Элияу ди Видас (1510-1585), «Решит Хохма»

Когда они как один человек с единым сердцем — они как неприступная скала, противостоящая силам зла.
Рав Шмуэль Борнштейн (1855-1926), «Шем ми-Шмуэль»

Вслед за ними десятки мудрецов (ближе к нашему времени — Бааль Сулам и Рабаш) писали о необходимости единства нации. Они просто кричали о необходимости реализации нашей идеи. Помните?

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Эта идея соединяла наш народ в прошлом, она способна объединить нас и в настоящем! Почему же мы не верим, что способны объединиться? И не как в дни войны – из-за страха, а на основании осознанного выбора.

Это определит судьбу народа Израиля. Она в наших руках. Нужно лишь отказаться от расхожего мнения «нет пророка в своем отечестве».

  Хаим Вилеви, август 2015 года