Пол Пот. Ничего не напоминает?

На модерации Отложенный

В 1975-м, после восьми лет гражданской войны, к власти в Камбодже пришли «красные кхмеры». Это были коммунисты-маоисты с сильным националистическим уклоном. Проще говоря, их идеология строилась на сочетании принципа «всеобщего блага и равноправия» с принципом неприятия и отрицания всего иностранного. К построению своего собственного государства «красные кхмеры» приступили уже на следующий день после захвата Пномпени – столицы Камбоджи. Режим Пол Пота (политический псевдоним лидера «красных кхмеров» Салота Сара) продержался четыре года. За это время было уничтожено более четырех миллионов человек. Надо сказать, что уничтожение камбоджийцев являлось частью плана Пол Пота. Более того, о планируемых репрессиях «красные кхмеры» сообщили заранее. Пол Пот уже в 1976 году объявил, что для построения светлого будущего, государству нужен один миллион преданных людей. В 1975 году в Камбодже жило более шести миллионов человек.

Придя к власти, «красные кхмеры» сразу взялись за дело. Для начала переименовали Камбоджу в демократическую Кампучию. Затем обнулили год. 1975 – был объявлен «нулевым годом» в знак того, что в стране начинается совершенно новая жизнь. Вслед за этим был объявлен курс на построение стопроцентного коммунизма. Страна закрылась от внешнего мира. В следующие четыре года Демократическая Кампучия поддерживал дипломатические контакты лишь с Китаем, Албанией и Северной Корее. То есть с наиболее одиозными коммунистическими режимами того времени (Мао Цзэдун – Ху Гофэн, Энвер Ходжа, Ким Ир Сен). Тогда же начались репрессии против сторонников бывшего президента Лон Нола. Кроме того, уничтожались все, без исключения, чиновники прежних режимов, а также владельцы местных плантаций и иностранцы.

Конституция, принятая в 1975-м, запрещала деньги, образование, медицину и религию. Гонениям, в первую очередь, подверглись буддисты. Одним из первых 18 апреля 1975 был убит глава буддистской секты маханникайХуот Тат. В скором времени кхмеры стали убивать не только монахов, но и рядовых буддистов. То же происходило и с христианами, которых в Камбодже насчитывалось около ста тысяч. Разницы между священнослужителем и мирянином кхмеры не делали.

Точно также гонениям и репрессиям подверглись учителя и врачи. Более того, по приказу Пол Пота, уничтожению подлежал любой человек, имевший высшее образование. Ношение очков считалось преступлением, ибо демонстрировало, как считал лидер кхмеров, излишнюю начитанность. Основной закон запрещал литературу, а также любые книги, газеты, журналы и даже брошюру. Под запретом оказалась и письменность. Умение писать считалось лишним, а читать разрешалось лишь указы руководства страны. Население страны делилось на три категории. Первая именовалась «основным народом» сюда входили крестьяне или, проще говоря, сельское население. Вторая категория «новые люди» - в основном жители крупных городов, - подлежала серьезному перевоспитанию. Третья категория не имела названия. Сюда входила интеллигенция, учителя, врачи, бывшие чиновники, люди, побывавшие за границей, и так далее. Все они подлежали уничтожению как лишние и ненужные. Репрессиям подверглись и представители некхмерских народов, населявших Камбоджу.

Уже в апреле 1975-го, всего через неделю после захвата власти, кхмеры преступили к реализации самого масштабного и бесчеловечного из своих проектов – переселению людей из городов в сельскую местность. По утверждению Пол Пота, само существование городов делает людей неравным. А потому горожан вывезли в деревни для занятия сельским трудом.

Переселение осуществлялось очень просто. Людей просто выгнали из домов, собрали на улицах и буквально погнали в сельскую местность. Тех, кто отказывался, расстреливали на месте. Несчастные горожане вынуждены были пешком преодолевать сотни, а то и тысячи километров. Далеко не все могли выдержать такой переход. Умерших, как правило, просто бросали на дороге. Известны и случаи расстрела немощных переселенцев.

Так, жители Демократической Кампучии оказались тружениками сельскохозяйственных коммун. А поскольку Конституция кхмеров отменила не только медицину, образование и религию, но и семью, то никто не заботился о том, чтобы, к примеру, муж и жена, попали в одну коммуну. Точно также разлучались родители с детьми, братья с сестрами…

Среди переселенцев оказались и родственники Пол Пота. У диктатора было девять братьев и сестер, но они почти ничего не знали о нем. Известно, что старший брат Пол Пота Салот Чхай погиб по дороге в деревню. Та же учесть постигла и его племянника ПханТхуола. Он умер от голода и лишений в одной из коммун.

Не стоит думать, что города совсем опустели, ибо это не так. Тот же Пол Пот остался в Пномпене, как и близкие к нему руководители государства. Еще в столице находилось примерно 20 тысяч солдат. Они занимались патрулированием улиц. Для чего это было нужно – неизвестно, ведь кроме солдат и правителей в столице не осталось решительно никого. Выселение горожан Пол Пот и лидеры кхмеров считали своей главной заслугой. О ней даже пелось в государственном гимне Демократической Кампучии. Уже в первой строчке: «Ярко-красная кровь пролилась в городах».

Люди, переселенные в коммуны, избежали репрессий, но многие из них, скорее всего, предпочли бы расстрел жизни в деревне. Все они (вне зависимости от возраста, пола и состояния здоровья) были обязаны работать. Работать, в данном случае, - значит заниматься физическим трудом. И все они, включая бывших горожан, по 20 часов в сутки собирали рис. Мужчин и женщин селили в разных бараках. Они имели право заводить детей, но только с разрешения администрации коммуны. Новорожденных детей изымали из семьи и отдавали в «школы патриотического воспитания».

Там не учили писать и считать, зато рассказывали про Пол Пота и объясняли, что дети должны почитать и любить его. Уже в 14 лет мальчика забирали в армию. К 1979-му году в войсках Демократической Кампучии служили десятки тысяч подростков.

Осенью 1978-го Пол Пот развязал войну с Вьетнамом. Уже в ноябре вьетнамская армия пересекла границу Демократической Кампучии. Сопротивления она не встречала. Солдаты Пол Пота сдавались в плен ротами, а иногда и полками. Уже к началу 1979-го вьетнамцы захватили Пномпень. Режим кхмеров пал. Пол Пот и его приспешники бежали в джунгли, где и продолжали свою борьбу до середины 90-х годов.Новое провьетнамское правительство, пытавшееся реанимировать Камбоджу, не имело достаточно широкой поддержки населения. Так что красные кхмеры, растоптавшие собственную страну, имели возможность набирать новых бойцов. Любопытно, что в период господства кхмеров, имена руководителей держались в секрете. Пятерку лидеров именовали просто братьями.

Брат номер один. Пол Пот.

Пол Пот боролся за власть до последних дней своей жизни. Он по-прежнему считал себя главой государства. Правда, руководил он не страной, а плохо организованной армией, которая бродила по непроходимым камбоджийским джунглям. Как жил Пол Пот в течение тех двадцати лет, что он провел в джунглях, мы не знаем. Известно, что от его имени делались «воззвания» к населению. Кхмеры призывали крестьян вооружаться на борьбу с вьетнамскими оккупантами. До весны 1998-го отряды Пол Пота оставались грозной силой. Кхмеры не могли снова взять власть, но, все же, были не по зубам правительственным войскам. Однако 15 апреля 1998-го Пол Пот умер, по официальной версии, от инфаркта. Однако медэкспертиза, проведенная позднее, показала, что брат номер один был отравлен.

Брат номер два. Нуон Чеа.

Этот человек, в отличие от Пол Пота и Иенга Сари (брат номер три) был почти неизвестен за пределами Кампучии. Более того, сами камбоджийцы тоже плохо представляли себе второго человека в государстве. За четыре года, что красные кхмеры стояли у власти, Чеа не совершил ни одного международного визита и ни разу не появился на публике. Он всегда носил темные очки и даже пуще Пол Пота скрывал факты своей биографии. Известно, что родился он в 1926. Всю гражданскую войну Чеа провел в джунглях, возглавляя один из партизанских отрядов. В 1998-м, после смерти Пол Пота, Чеа покинул «красных кхмеров» и бежал в Таиланд. Там он тихо и безмятежно прожил девять лет, но весной 2007-го брата номер два арестовали по обвинению в геноциде. С тех пор Чеа судят. За это время он дал с десяток интервью, в которых оправдывал репрессии и говорил о «необходимых жертвах ради блага страны». Чем именно занимался Чеа до конца неизвестно. Впрочем, свидетели заявляют, что именно брат номер два отдавал приказы об убийствах. Видимо в кхмерской системе Чеа возглавлял спецслужбы и МВД.

Несколько раз НуонЧеа пытался добиться прекращения процесса. В качестве причины называлось плохое состояние здоровья. Впрочем, суд оба раза отказывал ему.

Брат номер три. Иенг Сари.

В правительстве красных кхмеров Иенг Сари был министром иностранных дел. Его хорошо знали как за границей, так и в Демократической Кампучии. К тому же именно он был идеологом многих «реформ». Достаточно сказать, что в Советском Союзе в ходу был термин «режим Пол Пота – Иенга Сари». В 1996-м Иенг Сари поссорился с Пол Потом и сдался камбоджийским властям. Следующие одиннадцать лет он прожил под домашним арестом. В 2007 его перевели в тюрьму. Под стражей оказалась и жена Сари ИенгТирит. В правительстве Пол Пота она была министром по социальной защите. В сентябре 2012-го Тирит была освобождена по состоянию здоровья. Сари тоже пытался доказать суду, что тяжело болен, но тщетно. Как и НуонЧеа он обвиняется в геноциде.

Брат номер четыре. Та Мок.

В правительстве Пол Пота Та Мок занимал пост министра обороны. Поскольку понятие «министр» к режиму красных кхмеров применить трудно, то лучше сказать, что брат номер четыре командовал всеми вооруженными силами страны. И в репрессиях он участвовал не меньше, а то и больше, чем НуонЧеа. Еще в начале 70-х Мок потерял ступню и часть голени. Этот человек прославился своей жестокостью даже среди «братьев». Об этом говорит его официальное прозвище – «мясник». После смерти Пол Пота Мок возглавил кхмеров. Впрочем, уже в 2000 во время одного из боев, Мок был ранен и взят в плен. Его посадили в тюрьму, где он должен был ждать начала суда. Не дождался. Та Мок умер в июле 2006.

Брат номер пять. Кхиеу Сампхан.

Это может показаться странным, но Сампхан считается самым либеральным из братьев. О человеколюбии, конечно, говорить не приходиться, но, все же, Сампхан не отличался жестокостью Та Мока и НуонЧеа и, в то же время, не занимался идеологическим обоснованием убийств, как это делали Пол Пот и Иенг Сари. Достаточно сказать, что в середине девяностых именно Сампхан, первым и единственным из красных кхмеров, извинился за репрессии и признал политику Пол Пота ошибочной. Он осудил Та Мока за продолжение борьбы и даже публично покаялся. Сампхан, хоть и был братом номер пять, но не имел в Кампучии никакой власти. Как председатель президиума компартии Сампхан подписывал документы, которые не мог не подписать. Сейчас он тоже находится под судом. Считается, что у Сампхана есть неплохие шансы выйти на свободу по состоянию здоровья. За пять лет, что идет процесс, он трижды побывал в госпитале.