Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Религия и вера

Сообщество 5594 участника
Заявка на добавление в друзья

Жизнь. Болезнь. Смерть

Моя мать три года умирала от рака. Ее оперировали — и неуспешно. Доктор сообщил мне это и добавил: “Но, конечно, вы ничего не скажете своей матери”. Я ответил: “Конечно, скажу”. И сказал. Помню, я пришел к ней и сказал, что доктор звонил и сообщил, что операция не удалась. Мы помолчали, а потом моя мать сказала: “Значит, я умру”. И я ответил: “Да”. И затем мы остались вместе в полном молчании, общаясь без слов. Мне кажется, мы ничего не “обдумывали”. Мы стояли перед лицом чего-то, что вошло в жизнь и все в ней перевернуло. Это не был призрак, это не было зло, ужас. Это было нечто окончательное, что нам предстояло встретить, еще не зная, чем оно скажется. Мы оставались вместе и молча так долго, как того требовали наши чувства. А затем жизнь пошла дальше.

Но в результате случились две вещи. Одна — то, что ни в какой момент моя мать или я сам не были замурованы в ложь, не должны были играть, не остались без помощи. Никогда мне не требовалось входить в комнату матери с улыбкой, в которой была бы ложь, или с неправдивыми словами. Ни в какой момент нам не пришлось притворяться, будто жизнь побеждает, будто смерть, болезнь отступает, будто положение лучше, чем оно есть на самом деле, когда оба мы знаем, что это неправда. Ни в какой момент мы не были лишены взаимной поддержки. Были моменты, когда моя мать чувствовала, что нуждается в помощи; тогда она звала, я приходил, и мы разговаривали о ее смерти, о моем одиночестве. Она глубоко любила жизнь. За несколько дней до смерти она сказала, что готова была бы страдать еще 150 лет, лишь бы жить. Она любила красоту наступавшей весны; она дорожила нашими отношениями. Она тосковала о нашей разлуке: Oh, for the touch of a vanished hand and the sound of a voice that is still… (”Коснуться бы руки, которой не стало, услышать бы звучание голоса…” (Теннисон). Порой, в другие моменты мне была невыносима боль разлуки, тогда я приходил, и мы разговаривали об этом, и мать поддерживала меня и утешала о своей смерти. Наши отношения были глубоки и истинны, в них не было лжи, и поэтому они могли вместить всю правду до глубины.

И кроме того, была еще одна сторона, которую я уже упоминал. Потому что смерть стояла рядом, потому что смерть могла прийти в любой миг, и тогда поздно будет что-либо исправить, — все должно было в любой миг выражать как можно совершеннее и полнее благоговение и любовь, которыми были полны наши отношения. Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется как будто мелким и незначительным. Как ты подашь чашку чаю на подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного, как звучит твой голос, — все это может стать выражением глубины отношений. Если прозвучала ложная нота, если трещина появилась, если что-то не ладно, это должно быть исправлено немедленно, потому что есть несомненная уверенность, что позднее может оказаться слишком поздно. И это опять-таки ставит нас перед лицом правды жизни с такой остротой и ясностью, каких не может дать ничто другое.

Слишком поздно?

Это очень важно, потому что накладывает отпечаток на наше отношение к смерти вообще. Смерть может стать вызовом, позволяющим нам вырастать в полную нашу меру, в постоянном стремлении быть всем тем, чем мы можем быть, — без всякой надежды стать лучшими позднее, если мы не стараемся сегодня поступить, как должно. Опять-таки Достоевский, рассуждая в “Братьях Карамазовых” об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: “Слишком поздно!” Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Поздно произнести слова, которые можно было сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наши отношения. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки.

Я хотел бы проиллюстрировать свои слова, пояснить их примером. Некоторое время назад пришел ко мне человек восьмидесяти с лишним лет. Он искал совета, потому что не мог больше выносить ту муку, в какой жил лет шестьдесят. Во время гражданской войны в России он убил любимую девушку. Они горячо любили друг друга и собирались пожениться, но во время перестрелки она внезапно высунулась, и он нечаянно застрелил ее. И шестьдесят лет он не мог найти покоя. Он не только оборвал жизнь, которая была бесконечно ему дорога, он оборвал жизнь, которая расцветала и была бесконечно дорога для любимой им девушки. Он сказал мне, что молился, просил прощения у Господа, ходил на исповедь, каялся, получал разрешительную молитву и причащался, — делал все, что подсказывало воображение ему и тем, к кому он обращался, но так и не обрел покоя. Охваченный горячим состраданием и сочувствием, я сказал ему: “Вы обращались ко Христу, Которого вы не убивали, к священникам, которым вы не нанесли вреда. Почему вы никогда не подумали обратиться к девушке, которую вы убили?” Он изумился. Разве не Бог дает прощение? Ведь только Он один и может прощать грехи людей на земле… Разумеется, это так. Но я сказал ему, что если девушка, которую он убил, простит его, если она заступится за него, то даже Бог не может пройти мимо ее прощения. Я предложил ему сесть после вечерних молитв и рассказать этой девушке о шестидесяти годах душевных страданий, об опустошенном сердце, о пережитой им муке, попросить ее прощения, а затем попросить также заступиться за него и испросить у Господа покоя его сердцу, если она простила. Он так сделал, и покой пришел… То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То, что не было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но ценой, возможно, многолетнего страдания и угрызений совести, слез и томления.

Смерть — отделенность от Бога

Когда мы думаем о смерти, мы не можем думать о ней однозначно, либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии, в Евангелиях, более сложный. Говоря коротко: Бог не создал нас на смерть и на уничтожение. Он создал нас для вечной жизни. Он призвал нас к бессмертию — не только к бессмертию воскресения, но и к бессмертию, которое не знало смерти. Смерть явилась как следствие греха. Она появилась, потому что человек потерял Бога, отвернулся от Него, стал искать путей, где мог бы достичь всего помимо Бога. Человек попробовал сам приобрести то знание, которое могло быть приобретено через приобщенность знанию и мудрости Божиим. Вместо того, чтобы жить в тесном общении с Богом, человек избрал самость, независимость. Один французский пастор в своих писаниях дает, может быть, хороший образ, говоря, что в тот момент, когда человек отвернулся от Бога и стал глядеть в лежащую перед ним бесконечность, Бог исчез для него, и поскольку Бог — единственный источник жизни, человеку ничего не оставалось, кроме как умереть.

Если обратиться к Библии, нас может поразить там нечто относящееся к судьбе человечества. Смерть пришла, но она овладела человечеством не сразу. Какова бы ни была в объективных цифрах продолжительность жизни первых великих библейских поколений, мы видим, что число их дней постепенно сокращается. Есть место в Библии, где говорится, что смерть покорила человечество постепенно. Смерть пришла, хотя еще сохранялась и сила жизни; но от поколения к поколению смертных и греховных людей смерть все укорачивала человеческую жизнь. Так что в смерти есть трагедия. С одной стороны, смерть чудовищна, смерти не должно бы быть. Смерть — следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона. Бесконечность в отлученности от Бога, тысячи и тысячи лет жизни без всякой надежды, что этой разлуке с Богом придет конец — это было бы ужаснее, чем разрушение нашего телесного состава и конец этого порочного круга.

В смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственные врата, позволяющие нам избежать порочного круга бесконечности в отделенности от Бога, от полноты, позволяющие вырваться из тварной бесконечности, в которой нет пространства, чтобы снова стать причастниками Божественной жизни, в конечном итоге — причастниками Божественной природы. Потому апостол Павел мог сказать: Жизнь для меня — Христос, смерть — приобретение, потому что, живя в теле, я отделен от Христа… Потому-то в другом месте он говорит, что для него умереть не означает совлечься себя, сбросить с плеч временную жизнь; для него умереть означает облечься в вечность. Смерть не конец, а начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земле.

Источник: vmeste.pravmir.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (11)

Михаил Корсуновский

комментирует материал 19.06.2010 #

Что то верующие в эту дверь в очередь не стоят,а предпочитают в рабстве и в джипах...

no avatar
Лариса просто

отвечает Михаил Корсуновский на комментарий 19.06.2010 #

знаете, Михаил, не все предпочитают рабство, богатство - то же самое рабство, кстати.. и нас никто и не спросит - стоим ли мы в эту очередь, или нет.. все ТАМ будем.. мне приходилось видеть смерть разных людей.. в палате онкобольных исповедовал батюшка одного ветерана войны.. тот по-детски плакал, узнавая в последние моменты своей жизни, что он грешил в жизни, казалось, невинными вещами.. а рядом с ним в одеяло плакал и другой старик, который мечтал перед смертью исповедоваться, и тут вот такая оказия получилась - не знал, как благодарить за такую возможность.. так вот первый и не думал даже умирать - он надеялся выздороветь. а второй знал, что уже смерть придет за ним с минуты на минуту, и каялся, потому что знал Бога.. оба умерли. оба покаялись, искренне.. но один плакал, потому что из жизни уходил, а второй - потому что к Богу идет, время пришло для этой встречи, которой невольно живет каждый из нас. только боится себе признаться в этом, потому что трудно это - ждать, особенно когда надо правильно жить..

no avatar
wella karawella

комментирует материал 19.06.2010 #

Я понимаю, что все в руках господних. но Он тоже знает - что у человека на уме, потому и попускает ему и радости, и печали. Мы просто говорим, что мысли материализуются. Если говорить другим языком, то речь идет о нашем соглашении с чем-то

no avatar
Rosa_ gallica

комментирует материал 21.06.2010 #

печальная история..а вот что случилось со мной - 2 года назад мне поставили прививку от гепатита, и я после этого заболела..мне становилось все хуже, и где-то год назад я поняла, что недолго осталось, боли усиливались, стало трудно ходить, сидеть, слабость..к врачу я не пошла, т.к. сама педиатр и понимала, что толку особого не будет, не хотелось умирать в больнице..было очень страшно..я вышла в отпуск и поехала по монастырям, чтоб напоследок приготовиться, на всякий случай..мало ли чего, тогда я особо "во все это" не верила..в общем, в моей жизни случилось несколько событий, о которых я рассказывать не буду, с каждым днем я чувствую себя все лучше, продолжаю работать, пью святую воду из источника при монатыре - мне это помогает..правый бок еще чувствую, но болей нет, веду обычный образ жизни, скоро опять поеду в монастырь, мы туда с подругой ездим..в общем, кому как, а мне хорошо сейчас, с Богом)

no avatar
Лариса просто

отвечает Rosa_ gallica на комментарий 21.06.2010 #

я вас очень хорошо понимаю, были аналогичные моменты... мы в то время очень любили паломничать.. и поехали как-то в Оптину пустынь, прямым ходом из Дивеева. в Дивееве мы окунулись в источнике, и я подумала - ну все, теперь заболею.. когда мы приехали в Оптину, у меня начался жестокий мастит, с температурой и проч.. я тогда попросила св. Амвросия, чтобы помог, потому что на руках был грудной ребенок... когда мы выходили из монастыря через 4 дня, я поняла, что у меня все в порядке.. это нереально было - клиника мастита с температурой и другими симптомами требовала только хирургического вмешательства.. а у меня обошлось легким испугом.. по вере нашей воздастся нам..

no avatar
Виктор Погода

комментирует материал 21.06.2010 #

Жизнь это просто иллюзия надежды на какое то чудо. Из 100 процентов жизни 50 это страх и 40 вроньё. 10 реальность.

no avatar
Георгий Демаков

комментирует материал 22.06.2010 #

Забыли, ох как забыли о БОГЕ! А может и не очень-то и помнили и веровали? Как же так случилось ,что БОГОЧТИМЫЙ российский народ всего за несколько лет большевитского переворота сжёг и уничтожил почти все наши Храмы и духовенство ? Моя бабушка выжила в лагерях (сталинских) с Божьей помощью, и нас внуков водила в Храм Божий. А мы сейчас рассуждаем: а нужно ли в школе , в институте, в армии изучение хотя бы основ Православия? Да, конечно нужно и без сомнений! Мир катится в пропасть стремительнее, чем мы думаем на самом деле. Если в сердце Бог, то ты уже не сделаешь зла, и не потому что боишься, а потому что с Богом в душе.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com