Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Религия и вера

Сообщество 5695 участников
Заявка на добавление в друзья

Творчество А.Рублева — новаторство, сюжеты, цветовая гамма

146 1 9

Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.

Опираясь на традиции византийского искусства, московской живописной школы XIV в. и наследие Феофана Грека, А.Рублев творил в контексте своего времени, но так, что его имя и его иконы приобрели славу на века.

Далеко не все из творческого наследия этого мастера дошло до нас — многие шедевры безвозвратно утеряны в жерновах времени. Но то, что сохранилось, дает повод полагать о величайшем таланте автора.

Самые знаменитые рублевские работы  — это список:

А.Рублев. «Архангел Михаил»

  • «Троица»,
  • миниатюры из Евангелия Хитрово,
  • владимирская икона «Богоматерь «Умиление»,
  • иконы Звенигородского чина «Спас»,
  • «Архангел Михаил»,
  • «Апостол Павел»,
  • фрески Владимирского Успенского собора («Страшный суд»).

Еще многим творениям приписывается его авторство , что теперь уже доказать или опровергнуть почти невозможно.

Византийская традиция и новаторство А.Рублева

Спас Вседержитель

Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Да и черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку.

Не бояться Его, а любить всем сердцем учат людей произведения иконописца.

С точки зрения композиционного содержания, чувства ритма и формы иконы Рублева отвечают традициям греков.

Рождество Христово. А.Рублев

Гармония, ясность, пластическое совершенство звучит во всех изображениях.

Достигалось это благодаря:

  • лаконичности и плавности контуров и силуэтов;
  • невесомости фигур;
  • тонким очертаниям складок одежды;
  • световой насыщенности каждого цвета;
  • замкнутым параболическим линиям, которые настраивают на восприятие.

Вход Господень в Иерусалим

Но и по-своему иконописец не всегда подчеркивает округлость форм, отступает и от анатомически верной передачи строения тела. Мягко он передает поворот фигуры святого и наклон его головы. Благодаря всему этому пространство кажется преображенным, а все изображение – одухотворенным Божественной энергией.
Линии в работах художника не просто плавные, а певучие, одежда святых – воздушная, цвета – светлые и нежные.

Цвет в творчестве А.Рублева

Благовещение А.Рублев

Византийской живописи были присущи приглушенные тона, которые выражали раскаяние и смирение, работам Феофана Грека — сдержанно-насыщенные краски. Мастер заметно оживил свою палитру. Эмоциональность и утонченная красота икон художника достигается благодаря использованию легких нежных красок, которые гармонично сочетаются с более насыщенными темными тонами. Созвучие оттенков, их гармония, мерцание цветов делает образы светозарными, дышащими и даже, может, чудотворными. А самого мастера называют художником-колористом.

«Троица» А.Рублева

Если в ранних иконах использовались мягкие приглушенные полутона, то цвета в «Троице» у А.Рублева стали более насыщенными. Их пронизывает божественный свет. Для этого мастер использует и выделение центра, и контрастные сочетания цветов, и постепенность переходов. Цвета у него не противостоят, а дополняют и выделяют друг друга, усиливают символизм иконы и впечатление, которое возникает при ее созерцании. Голубое небо на золотистом фоне создает не только контраст холодных и теплых оттенков, но и усиливает всю композицию работы.

Все вместе: композиция, форма, цвет и сюжет его «Троицы»  сплелись в единую небесную гармонию, при взгляде на которую даже через несколько столетий трепещут сердца.

Последней работой живописца считают его росписи в Спасском соборе Андроникова монастыря. Поздние иконы мастера становятся более сумрачными и приглушенными, в них проявляются устаревшие тенденции и звучат нотки драматизма («Апостол Павел»).

 

Сюжеты икон А.Рублева

Сюжетами для написания икон для художника стали картины из Святого Письма. Так, в «Троице» у иконописца изображено нерушимое единство: три ангела выражают согласие и мир, веру в доброго и справедливого Творца. Да и «Страшный суд» у него не такой уж и страшный. Это византийцы пытались напугать муками после смерти.

Сошествие во Ад

Суд в интерпретации  А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.

И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.

Его творчество  имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.

Крещение Господне

Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева  Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».

В русской и мировой культуре иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.

Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было — «Господи, помилуй», то с Рублева в иконе основным становится  — «Слава тебе, Господи»

 

Источник: velikayakultura.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (1)

Валерий Иванов

комментирует материал 13.09.2019 #

Для меня остается загадкой, почему "Троица" Рублева в женских образах. Хоть и говорят, что это ангелы с крыльями, они бесполые, но я то, как М вижу Ж. В святцы занесены три чисто русских женских имени Вера, Надежда, Любовь, может быть это как то связано?. Бог во всех основных религиях ассоциируется с мужчиной, хотя понятно же, что у истины не может быть пола, потому что тогда она перестанет быть истиной.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland