«Соболезновал» ли Святейший Патриарх Тихон по поводу смерти Ульянова (Ленина)?
На модерации
Отложенный
Документы следственного дела позволяют опровергнуть закрепившуюся в публицистике точку зрения о том, что Святейший Патриарх Тихон, якобы, в советских газетах выразил соболезнование по поводу смерти теоретика и практика массового геноцида, терроризма, внесудебных казней и взятия заложников В.И. Ульянова по кличке Ленин.
Изучение газетных публикаций, которые были сделаны от имени Патриарха, приводят нас к выводу, что ни одна из них в полной мере мнения Патриарха не отражала. Все эти публикации осуществлялись по инициативе АРК и ГПУ, все тексты должны были быть утверждены, а на практике часто и составлены этими органами. В некоторых случаях Патриарх лишь давал согласие на их публикацию, обычно, при условии внесения в него редактуры. В большинстве же случаев большевики обходились без согласия Патриарха, публикуя заведомо подложные материалы с целью его дискредитации. Именно это имело место при публикации подложных «соболезнований».
25 января 1924 г. в газете «Известия» №20 от 25 января 1924 года было опубликовано подложное «Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью председателя совета народных комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)» следующего содержания:
«Прошу через Вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.
Ульянова (Ленина).
Патриарх Тихон (Белавин)
Митрополит Тихон (Оболенский)
Митрополит Серафим (Александров)
Митрополит Петр (Полянский)
11 (24) января 1924 г.»
В сообщении одного из осведомителей ГПУ следует, что 1 февраля 1924 года Патриарха Тихона (Белавина) «совершенно неожиданно посетил с Королёвым епископ Платон; из разговоров с ним между прочим, узнал, что Тихон никакого соболезнования в редакции газет по случаю смерти Ленина не посылал».
В «соболезновании» архиепископы Серафим и Тихон названы митрополитами, что не соответствует действительности: это очень характерно для документов, составленных в ГПУ, где часто путали названия церковных санов. Эта публикация была, безусловно, одной из очередных попыток Тучкова скомпрометировать Патриарха. Однако и она провалилась, и даже имела обратный эффект.
Подлинное отношение Патриарха Тихона к большевицкой власти выражено в его письме совету народных комиссаров, 13 (26) октября 1918 года. Ни арест и тюремное заключение, ни издевательства большевиков не смогли сломить его веру и заставить отречься от Истины Христовой, за что он прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников Российских.
Комментарии
А ныне-тем паче
А вот история самого Христа менялась все время
Кстати,на Руси были любопытные,читавшие все священные книги,которые во многом противоречат самому Писанию.Так как возразить им было нечем-им придумали название-жидовствующие
Ну а потом понятно и преследовали..
Ведь в Священном писании уйма противоречий
Или например почему признается каноническим только евангелие от четырех из апостолов?
К тому же ты или больной шизофреник, или подонок на зарплате.
24 января 1924 г.
Прошу через вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина).
Патриарх Тихон
Митрополит Тихон
Митрополит Серафим
Митрополит Петр
Опубликовано: Известия. 1924. 24 января.
Спасибо.
Из речи Патриарха московского и всея Руси Алексия, сказанной им в Патриаршем соборе в день похорон И. В. Сталина (9.03.1953 г.):
"Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет...
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
...
И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память."
22 января 1924 г.
В Президиум Московского совета
Председателю т. Каменеву
От имени мусульман г. Москвы и ее окрестностей выражаем глубочайшие соболезнования по случаю смерти великого вождя всех угнетенных Владимира Ильича Ленина, вдохновителя всего мусульманского мира в борьбе за освобождение от угнетателей.
Пусть живет в сердцах оставшихся горячая любовь к незабвенному Владимиру Ильичу.
Ахун г. Москвы А. Фаттахутдинов
Имам при 1-й Соборной мечети г. Москвы
А. Шамсутдинов
РГАСПИ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 250. Л. 3. Подлинник.
Машинописный текст. Подписи - автографы
23 января 1924 г.
В ЦИК СССР М.И. Калинину
Священный синод Российской православной церкви выражает Вам искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения.
Письма советских граждан в газеты с просьбой не предавать тело Ленина земле
Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта родит еще миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к этой могиле...
Комментарий удален модератором
за разъяснениями обратитесь в Небесную Канцелярию.
Напрямую.
Вопросов к Небесной Канцелярии я не имею.
" Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня изъ под стражи.
см. Продолжение
При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции.
Так что своим обращением от 4 июля («Известия» опубликовали материал «„Обращение“ патр. Тихона к „архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской“») от 28 июня, в котором патриарх Тихон ставил под вопрос легитимность Собора 1923 года (обновленческого) тем самым он сложил с себя сан Патриарха.