«Шедевры Эрмитажа». Икона, «писанная зубами»

В 1963 году в Югославии, в Сербской Православной Церкви в Боснии, реставраторами была обнаружена необычная икона. На доске средних размеров масляными красками изображены славянские первоучители — святые Кирилл и Мефодий.
Текст на иконе гласил:
«Сия икона писана зубами в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, крестьяниным Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 год, 2 сентября».

 

 

Рисунок на иконе выполнен настолько тонко и тщательно, что невольно появились сомнения в правдивости текста. Может быть, это просто ошибка или подделка? Мог ли человек держав кисть зубами, достигнуть академического мастерства? Югославские реставраторы обратились в Государственный Архив СССР, и вскоре получили ответ, что Самарский крестьянин-иконописец Григорий Журавлев — не миф и не выдумка, а его картины и иконы признаны уникальными шедеврами и достоянием российского искусства, поскольку художник создавал свои шедевры без рук, держа кисточку в зубах.

 

 

Также выяснилось, что один из шедевров Григория Журавлева хранится в Эрмитаже. Это икона Святителя Николая Чудотворца, преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму.

 

 

До некоторых пор сотрудники Эрмитажа об истории этой иконы ничего не знали, да и сама икона хранилась в запасниках как «Госнаследие цесаревича» — эта надпись сделана на обратной стороне иконы, которой естественно никто не придавал должного значения… До тех пор, пока самарский краевед, писатель и доктор технических наук Александр Малиновский — исследователь жизни и творчества Григория Журавлева не предоставил Эрмитажу сведения о том, как эта икона оказалась у Николая II.

 

 

Из интервью с Александром Малиновским:
«Прежде, работая в РГАЛИ с архивами самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева, я обнаружил письма к нему Григория Журавлева. В одном из них он пишет, что посылает вместе с отцом икону, выполненную по заказу губернатора. В том же архиве я обнаружил письмо Журавлева цесаревичу Николаю от 1884 года с просьбой принять специально написанную для него икону. Речь шла как раз об иконе Святого Николая Чудотворца, хранящейся ныне в «Эрмитаже». Кстати, и газета «Самарские ведомости» от 1 января 1885 года пишет о том, что Григорий Журавлев обратился к самарскому губернатору с просьбой передать икону цесаревичу. Что и было сделано, это газета подтверждает.»

 

 

Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик, сделанный карандашом):
«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног.

И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».
«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об успехе своего земляка…

 

 

Тревожный лик чудотворца
Из интервью с Александром Малиновским:
«…Я сделал для сотрудников лаборатории реставрации Эрмитажа сообщение о жизни и творчестве Журавлева минут на сорок. Обсуждались манера письма, художественные достоинства. Невольно было обращено внимание на тревожный лик Чудотворца… Это действительно так. Здесь Журавлев отступил от традиции. Я просмотрел много старинных икон с изображением Николая Чудотворца. Они отличаются от изображения Журавлева.
— А почему художник отступил от традиции, как считаете?
— Я об этом как раз размышляю в своей книге. Цесаревичу было тогда 16 лет, он знал, что в будущем ему суждено быть царем. В России тревожная обстановка. Убит Александр II… В дневниках Николая Романова есть запись о том, что он страшится того момента, когда станет царем. Когда этот момент настал, он плакал. Цесаревич морально не был готов к этому. Я и пишу: «Возможно ли такое, что в далеком заволжском селе простой крестьянин понимал всю трагичность положения России, с которой столкнется будущий царь?» У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Но думаю, что в народе ощущалась грядущая трагедия…

 

 

Отчего цесаревичу была послана именно эта икона? Святитель Николай Чудотворец жил около 17 веков назад, когда Римская империя жестоко давила христианство. Николая Чудотворца отличали стойкость и жертвенность. Этого же ожидал народ и от будущего российского царя…
Икону, подаренную цесаревичу, я искал пять лет. За это время напал на след еще нескольких икон. Одна из них – «Избранные святые» — находится в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Другая икона – «Спас неруко­творный» — находится в женском монастыре в Костромской области. А кроме того, настоятелю храма в Утевке (родина иконописца) отцу Анатолию, с которым мы давно совместно работаем, богомольные старушки принесли два карандашных рисунка, выполненных, как они уверяют, Журавлевым. Они не подписаны, и авторство должны подтвердить специалисты…»
К концу XIX века Григорий Журавлев прославился по всей России. Написанные им образы почитались благодатными, так как были… нерукотворны. Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое определение — она была свидетельством о чуде. Рожденный безпомощным инвалидом, сын простого крестьянина, Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/110417/34137/

1
1053
2