Об отношении к ритуалам (обрядам,литургии и т.п.)

На модерации Отложенный

У некоторых наблюдается феномен отторжения ритуалов. Выделю три аспекта данного феномена, хотя их конечно можно насчитать больше:

 а) Неприятие ритуализма как такового на основании приверженности к чистой философии (мировоззрению) и чистой практике созерцания, сообразной данной философии, например, к философии абхидхармы и к шаматхе с випашьяной или к философии адвайты Шанкары и практике медитации о "великих речениях" упанишад. Или символ веры, Евангелия и молитва в крайних направлениях протестантизма, исключающих литургию и таинства.

б) Сомнение или неверие в действенность ритуалов вообще

в) Содержательное неприятие того идейно-методологического направления, которому принадлежит ритуал. Так тхеравадинов не устраивает ваджраяна и ее ритуалы в том числе.

 Третий аспект оставлю без рассмотрения в силу его неспецифичности, скажу о первых двух.

(а) В ритуале, как и в неритуальной практике, надо видеть некоторый способ интериоризации индивидуумом традиции и, в частности, рассматривать по аналогии с научением. Однако известно,что лучше всего человек осваивает то,что он делает, а не то, что только слушает или читает, понимая или даже что он продумывает. Лучше своей деятельности для освоения чего-то нового - только обучение других деятельности, а это уже позиция ваджрачарьи, брахмана и др.

В предположении, что ритуал создан семантически, символически, художественно удачно, его исполнение требует от участника трехмерной психической активности (в требуемом направлении), что в буддизме называется тремя вратами или тремя измерениями (тело-речь-ум, а также кинестетика - звук -зримый образ).

Необходимо (1) иметь в уме воображаемую картину со смыслом, (2) пользоваться речью - петь, произносить мантры, читать молитвы (3) управлять телом - держать позу, исполнять ритуальные жесты (мудры) или даже танцевать. Эта околопредельная загрузка внимания задачами сложного управления деятельности есть общий технический секрет ритуала. Именно поэтому он действует быстро и эффективно. Человек настолько занят ритуалом, что ему некогда воспроизводить самого себя, - и тут-то он и меняется в планируемую сторону.

Далее, верно устроенный ритуал есть не что иное. как ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ некоторой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Если мы признаём ценность формальных моделей, к примеру, в логике, которые сводятся к моделированию спокойного содержания, то тем должны более быть ценны модели деятельности, которая по способу бытия гораздо сложнее содержания и труднее осваивается. Об этом я как-то говорил с французским учителем ваджраяны, ламой Дени Тёндрупом.

(б) Неверие в действенность ритуалов КАК ТАКОВЫХ есть ментальная установка, ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ правильному выполнению ритуала ,то есть околопредельной загрузке внимания. Не верящий будет удерживать состояние скепсиса, что потребует от него заметного напряжения, создаст двойственность "меня и разворачивающегося ритуала" и тем самым очень понизит эффективность ритуала. Эта установка есть проявление человеческой тенденции сохранять самого себя таким, каким я уже сложился и себя знаю,то есть, по-буддийски говоря,  является проявлением неведения (moha), а по-индуистски - гуны косности (tamas).