Невзоров нашел у православных активистов кашу в бороде

На модерации Отложенный

Starpolit расспросил экс-депутата Госдумы, тележурналиста, публициста Александра Невзорова о политической и культурной пропаганде в стране и влиянии православных активистов на сознание россиян.

Деятели культуры — «политические петухи»

Я с уважением отношусь к труду работников эстрады, однако считаю, что это не их обязанность – думать и иметь какие-то взгляды, это совершенно факультативное занятие, и всерьез относиться к их пристрастиям я бы не стал. Другое дело, что одни делают ставку на сегодняшнюю власть, а другие — на власть следующую, которая, по нашей традиции, будет заниматься искоренением всего, что пропагандировала сегодняшняя. В этом случае противники нынешней власти получат свое, но не сегодня, а через какое-то время.

Вообще все эти деятели культуры, которые высказываются по поводу тех или иных событий, для меня всегда забавны. Помните тот советский анекдот, как сидят звери в тюрьме и спрашивают друг друга, кого за что посадили: выясняется, что медведь совершил убийство, а волк стал вором. Потом спрашивают у петуха, за что сидит он. И петух отвечает: «я политический, я пионера в … клюнул».  Вот все эти деятели культуры — политические петухи и наблюдать за этим забавно, потому что в их высказываниях нет никакой содержательной части ни со стороны осуждения, ни со стороны поощрения российской власти.

Что касается писателей, здесь необходимо все классифицировать и разделять по коммерческой выгоде. Надо понимать, что писатели и художники довольно четко понимают, на чьей стороне сила, деньги и возможности. У нас, например, многие литераторы ломанулись в необычайную набожность – механизм этого абсолютно понятен. Ведь написать и издать книжку может каждый дурак, а попробуете ее продать. В данном случае если вам удастся поместить на свою книжку гриф Московской патриархии, вам гарантировано 10 тысяч точек продажи — она будет во всех церковных лавках. То есть писатели очень быстро решили, что они теперь верующие. Такая же история примерно со всеми остальными, в бескорыстие принятия подобных решений я, честно говоря, не очень верю.

Артисты как инструмент пропаганды

Естественно, власть обязана использовать артистов в этом ключе.

Это ее прямая задача и прямая функция, она вообще должна пользоваться всем, чем может, потому что таковы ее прямые обязанности. Странно было бы, если бы она этого не делала, тогда можно было бы пропагандистов увольнять за тунеядство.  Я, как опытный пропагандист, могу сказать, что делается это все очень некачественно. …Поскольку этим занимается всякая эстрадная мелкота, то она никогда никакой погоды в плане пропаганды не сделает.

Об отличии нынешней пропаганды от советской

Сейчас она (пропаганда — Starpolit) в сотни раз мощнее и в сотни раз однозначнее и примитивнее, и поэтому эффективнее. Как ни странно, самая примитивная пропаганда является наиболее действенной. И мы можем сейчас это наблюдать.

О деятельности православных активистов

Я воспринимаю любую религиозность как притворство и любую религию как жульничество, потому что с моей точки в наше время зрения человек не может быть религиозен по множеству причин. Все те, кто сейчас пытаются выдать себя за религиозных, являются имитаторами, и это нельзя воспринимать серьезно…

Что касается казаков, это некая потешная и ряженая категория, о которой не приходится говорить всерьез, примерно как о движении ковбоев, которые одеты в свойственные им костюмы, ходят в высоких сапогах, с макетами кольтов, но их можно воспринимать исключительно как неких реконструкторов.

О религиозных активистах как винтиках государственной машины

Государство, насколько я понимаю, довольно быстро перебирает различные модели управления, в том числе некоторое время оно увлекалось православной моделью, полагая, что она (модель — Starpolit) сейчас работает. Однако выяснилось, что эта модель неэффективна, а ее влияние распространяется буквально на двести-триста маргиналов с кашей в бороде. На вопрос, «православный вы и ли нет», они готовы кивать на автомате, но что такое православие, они не знают и понятия не имеют о той якобы вере, к которой они себя причисляют. В этом случае воздействовать на небольшую кучку маргиналов нерентабельно, так как во власти сплошные прагматики – жесткие и целеустремленные и совершенно не склонные разделять эту всю шизофрению.