Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Не надо бояться мнений


Многих атеистов и начинающих интересоваться христианством отталкивает обилие в нем разных мнений. Нередко приходится слышать: у вас столько разных точек зрения, столько споров, что не хочется в это вникать, проще махнуть на все рукой и плыть по течению. Да, обилие мнений поощряет нигилизм – этот психологический феномен достоин отдельного исследования. Чем больше разных точек зрения, тем больше это нас дезориентирует и тем больше мы хотим дистанцироваться от них всех, закрыться в скорлупу и жить только радостями живота. Тут я мог бы возразить, что в вопросе мировоззрения лучше иметь хоть какую-то точку зрения, чем не иметь никакой. Однако в случае с христианством все даже проще, чем кажется.

Вот лишь один свежий пример. Женщины-священники (священницы?) Епископальной церкви Шотландии искренне недоумевают, почему Бога до сих пор называют в мужском роде. Они возмущены тем, что слова «Бог» и «Господь» – мужского рода, что Бог называется Отцом, а не Матерью, а в английском слове «человечество» (mankind) есть частица со значением «мужчина». Они добились от руководства своей церкви создания нового богослужебного чина, в котором слова типа «Господь» и «Отец» будут заменены на неопределенные «Творец» и «Искупитель» (вот беда, во многих языках они тоже мужского рода), не будет употребляться местоимение «он», а слово «человечество» (то, которое Иисус спас своей смертью) будет заменено на «мир». И нет сомнений, что они в этом совершенно искренни. Следующим шагом, видимо, будет корректировка библейского текста.

Как вы думаете, насколько это честный подход к изучению Библии? Кажется ли вам эта точка зрения серьезной и подлинно христианской? Или вам смешно и вы понимаете, что здесь имеет место столкновение христианства с сиюминутной модой современного западного феминизма? Конечно, не надо быть религиоведом, чтобы понимать: именно второе. Но представьте теперь, что прошла тысяча, а лучше две тысячи лет, феминизм триумфально прошествовал по мировой истории и все христианские церкви стали поклоняться бесполому Богу-Оно, пославшему на землю бесполого гермафродита (то ли сына, то ли дочь, тайна сия велика есть), Библия соответствующим образом переписана, а те немногие, кто призывает вернуться к традиционному «мужскому» прочтению, объявлены еретиками и сектантами. И картина получается совсем другая, и уже нужно иметь недюжинную смелость, чтобы усомниться в таком феминистском христианстве, ведь оно стало повсеместным и общепринятым. Традиционным!

Этот пример показывает, что многие точки зрения в христианстве возникли не в результате серьезного и честного исследования, не в результате стремления приблизиться к Истине и Богу, а просто под воздействием момента, моды, конъюнктуры, но со временем закрепились и приобрели иммунитет традиционности. Мы легко распознаем этот фактор моды сегодня, когда видим диссонанс между известным нам христианством и чем-то радикально новым, резко с ним контрастирующим, например феминизмом. Но нам бывает трудно понять, что и многие точки зрения, уже давно принятые в христианстве, могли иметь точно такое же происхождение. В какой-то момент христианство могло соприкоснуться с очередным писком моды, с чем-то, что повелевало умами многих людей на тот момент времени, и христианские мыслители поддались давлению момента и соблазнились обновить, освежить, осовременить учение. Или ими могло овладеть ослепление, умопомрачение, сумасшествие, если хотите. В любом случае это не было серьезное, честное и ответственное исследование.

Часто ли это происходило? Очень часто! Потому что решительно невозможно понять, каким образом можно прочесть библейский текст так, чтобы прийти к выводу, что у Бога три лица, или что одни христиане должны молиться другим, или что Бог намерен всю вечность мучить свои творения, и так далее. Эти и многие подобные вещи не могли стать результатом простого изучения библейского текста; ясно, что у них другое происхождение. Если говорить о той жеТроице, я не вижу другого объяснения, кроме моды на Платона и его триадологию (а я честно читал историю христианства и пытался увидеть в этом учении рациональное зерно). В других случаях это была мода на восточные философии, римское право, византийские обычаи, народные суеверия и так далее, и тому подобное. У христианства такая долгая история, оно владело умами стольких людей, что успело соприкоснуться с огромным количеством всевозможных идей и мнений.

Должно ли это дезориентировать нас сегодня, должно ли отпугивать от изучения христианства? Конечно, нет, потому что многие устоявшиеся точки зрения точно так же нелепы и так же неорганичны для христианства, как и шотландский феминизм. Но сегодня мы охотно смеемся над феминистками в рясах, мы охотно готовы признать их чудачками и отмахнуться от них, как от нелепого анекдота – но не можем точно так же посмеяться над никейскими тринитариями и византийскими иконопочитателями. Почему не можем? Только потому, что на нас давит многовековая история этих традиций. Но если мы не побоимся «отмотать» историю назад и проследить происхождение многих точек зрения, мы легко увидим, что на самом деле в христианстве гораздо меньше двусмысленности, чем принято думать, а картина в целом гораздо яснее и понятнее. Мы легко увидим, что все основные положения веры вполне однозначны, а те двусмысленности, что есть, ограничены очень второстепенными, очень техническими моментами, не затрагивающими ничего важного. Мы увидим, насколько ясной, цельной, прекрасной и убедительной картиной мира является учение Христа, а несколько не совсем четких штришков где-нибудь в углу или на периферии ничего не меняют в этой картине.

Вовсе не Бог и не Библия виноваты в том, что христианский мир сегодня представляет собой какофонию мнений. Вовсе не Библия виновата в том, что в какой-то момент в христианство надуло, как сквозняком, миллион идей и мнений, и многие из таких мнений проделали эволюцию от сиюминутных и комичных до традиционных и почтенных. Вовсе не Библия виновата в том, что христианство превратилось в проходной двор и в него нахлынуло множество людей, которые принялись решать свои идеологические, политические и прочие далекие от Христа задачи. Причины тут совсем в другом. И слава Богу за то, что любой честный исследователь вполне в состоянии в них разобраться.
Источник: chivchalov.blogspot.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (4)

Nick Sereda

комментирует материал 03.04.2013 #

что-то мнений в религии я практически не встречал) там все как в ком.партии.. расписано четко и твердо) шаг в сторону, попытка к бегству))
И тому примеры.. Католики и православные.. православные и староверы, и как видим новые течения тут же будут обрезаться как не родное)) И что характерно, часто это новое становится доминирующим на некоторый период времени)) Вот какая картина вырисовывается.

no avatar
Дмитрий Забиров

отвечает Nick Sereda на комментарий 03.04.2013 #

Существуют догматы, существует мнение церкви и существуют ереси. Так же существуют "частные богословские мнения" не попадающие не под второе но и не под третье. Даже у святых отцов мы не находим полного единодушия в второстепенных вопросах. Богословие - такая же постоянно развивающаяся наука как и другие. "В главном единство, в спорном свобода, и во всем любовь..."

no avatar
Дмитрий Забиров

комментирует материал 03.04.2013 #

"Потому что решительно невозможно понять, каким образом можно прочесть библейский текст так, чтобы прийти к выводу, что у Бога три лица" - можно, начиная с первых слов Библии...

В остальном Вы во многом правы - более того "попсовая" окраска была присуща некоторым направлением и во времена оные...
Например догматы католицизма не принятые православием.
О непогрешимости папы и исхождении Святога Духа, не только от Отца но и от Сына (Богочеловека) - уступка гуманизму и вульгаризации (уравнивание понятного с непонятным). догмат о непорочном зачатии не только Христа, но и Пресвятой Богородицы - феминизму... и так во многом.

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com