Как президент США Рузвельт заставил Сталина разрешить Церковь в СССР
На модерации
Отложенный
С первых дней войны президент Рузвельт увязывал помощь Америки поставками оружия и припасов Советскому союзу с прекращением гонений на Церковь. На следующий день после вторжения Гитлера в СССР в июне 1941 года он уведомил Сталина, что американская помощь и религиозная свобода идут рука об руку. В течение всего 1942 года он напоминал Сталину, что большой помощи от США не будет, пока в СССР не восстановят РПЦ. Сталин сдался Рузвельту за два месяца до Тегеранской конференции.
О том, как проходило требование Рузвельта о прекращении гонений на религию и Церковь в СССР, рассказывается в книге американского историка Сьюзен Батлер "Сталин и Рузвельт: великое партнерство" (Эксмо, 2017). В ознакомительных целях мы приводим отрывок из этой книги:
"Наиболее существенные шаги, получившие одобрение со стороны Франклина Д.Рузвельта, Сталин предпринял в религиозной сфере. За два месяца до Тегеранской конференции Сталин официально отказался от своей антирелигиозной политики. Ему было известно, что негативное отношение Советского Союза к религии являлось постоянной проблемой для Рузвельта. Президент знал, что это предоставляло широкие возможности врагам Советского Союза в США (особенно католической церкви) для критики в адрес советского строя, но это оскорбляло и его лично. Только наиболее близкие к Рузвельту люди были осведомлены о его глубокой религиозности.
Рексфорд Тагуэлл, близкий друг Рузвельта и член "Мозгового треста" (группы академиков) Колумбийского университета, который разработал первые рекомендации для политического курса Рузвельта на посту президента, вспоминал, что, когда Рузвельт задумывал что-то организовать, создать или учредить, он просил всех своих коллег присоединиться к нему в его молитве, когда он испрашивал божественного благословения на то, что они собирались сделать. Спичрайтер президента Роберт Шервуд считал, что "его религиозная вера была самой мощной и самой загадочной силой, жившей в нём".
Рузвельт пользовался любой возможностью подчеркнуть необходимость религиозной свободы в Советском Союзе. На следующий день после вторжения Гитлера в СССР в июне 1941 года он уведомил Сталина, что американская помощь и религиозная свобода идут рука об руку: "Свобода поклоняться Богу, как диктует совесть, – это великое и фундаментальное право всех народов. Для США любые принципы и доктрины коммунистической диктатуры столь же нетерпимы и чужды, как принципы и доктрины нацистской диктатуры. Никакое навязанное господство не может получить и не получит никакой поддержки, никакого влияния в образе жизни или же в системе правления со стороны американского народа".
Осенью 1941 года, когда германская армия подошла к Москве и Аверелл Гарриман вместе с лордом Бивербруком, газетным магнатом и министром снабжения Великобритании, собирался вылететь в Москву, чтобы согласовать программу возможных американо-английских поставок в Советский Союз, Рузвельт воспользовался этим случаем, чтобы вновь выступить в защиту свободы вероисповедания в СССР. Сталин находился в безвыходной ситуации, и Рузвельт знал, что более благоприятного момента ему может не представиться. "Я считаю, что это реальная возможность для России – в результате возникшего конфликта признать у себя свободу религии", – писал Рузвельт в начале сентября 1941 года.
Он предпринял три шага. Во-первых, президент пригласил в Белый дом Константина Уманского, советского посла в Вашингтоне, чтобы сообщить ему, что будет чрезвычайно трудно утвердить в Конгрессе оказание помощи России, которая ей, как он знал, крайне необходима, из-за сильной враждебности Конгресса к СССР. Затем он предложил: "Если в ближайшие несколько дней, не дожидаясь прибытия Гарримана в Москву, советское руководство санкционирует освещение в средствах массовой информации вопросов, касающихся свободы религии в стране, это могло бы иметь весьма положительный просветительный эффект до поступления на рассмотрение Конгресса законопроекта о ленд-лизе". Уманский согласился оказать помощь в этом вопросе.
30 сентября 1941 года Рузвельт провёл пресс-конференцию, в ходе которой он поручил журналистам ознакомиться со статьей 124 советской Конституции, в которой говорилось о гарантиях свободы совести и свободы вероисповедания, и опубликовать эту информацию. (После того как в прессе эта информация была должным образом обнародована, заклятый враг Рузвельта, Гамильтон Фиш, конгрессмен-республиканец от округа Рузвельта, Гайд-парка, с сарказмом предложил президенту пригласить Сталина в Белый дом, "чтобы он смог совершить обряд крещения в бассейне Белого дома")
Затем Рузвельт поручил Гарриману, уже готовому к отъезду в Москву, поднять вопрос о свободе вероисповедания в ходе общения со Сталиным. Как вспоминал Гарриман, "президент хотел, чтобы я убедил Сталина в том, насколько важно ослабить ограничения в отношении религии. Рузвельт проявлял обеспокоенность в связи с возможным противодействием со стороны различных религиозных групп. Кроме того, он искренне хотел использовать наше сотрудничество во время войны, чтобы повлиять на враждебное отношение советского режима к религии". Гарриман поднял этот вопрос в разговоре со Сталиным таким образом, чтобы ему стало понятно: политическая ситуация и негативное общественное мнение США относительно России изменятся к лучшему, если "Советы проявят готовность обеспечить свободу вероисповедания не только на словах, но и на деле".
Как рассказывал Гарриман, когда он объяснил это, Сталин "кивнул головой, что означало, как я понял, его готовность что-то сделать".
Гарриман поднял эту тему также в разговоре с Молотовым, который дал знать, что он не верит в искренность Рузвельта. "Молотов откровенно сообщил мне о том большом уважении, которое он и другие испытывают к президенту. В какой-то момент он поинтересовался у меня, действительно ли президент, такой умный, интеллигентный человек, так религиозен, как кажется, или же это делается в политических целях", – вспоминал Гарриман.
Реакция советской стороны была вполне объяснима. Уманский, возможно, сообщил в Москву, что Рузвельт никогда не ходил на воскресные службы в Национальный собор – епископальную церковь, которую президенты и сливки общества из числа прихожан епископальной церкви в Вашингтоне традиционно посещали во время службы (хотя иногда он посещал церковь Сент-Джонс на Лафайет-сквер). Очевидно, Уманский не знал, что Рузвельт избегал Национального собора, потому что он терпеть не мог председательствующего в Вашингтоне епископа Джеймса Фримена.
Гарриман сумел добиться минимума. Соломон Лозовский, заместитель наркома иностранных дел, выждал сутки с момента отъезда Гарримана из Москвы, созвал пресс-конференцию и зачитал следующее заявление: "Общественность Советского Союза с большим интересом узнала о заявлении президента Рузвельта на пресс-конференции относительно свободы вероисповедания в СССР. За всеми гражданами признаётся свобода вероисповедания и свобода антирелигиозной пропаганды". Наряду с этим он отметил, что советское государство "не вмешивается в вопросы религии", религия является "личным делом". Лозовский завершил заявление предупреждением в адрес руководителей Русской православной церкви, многие из которых всё ещё сидели в тюрьме: "Свобода любой религии предполагает, что религия, церковь или какая-либо община не будут использоваться для свержения существующей и признанной в стране власти".
Единственной газетой в России, которая осветила это событие, были "Московские новости", англоязычное издание, которое читали только американцы. Газеты "Правда" и "Известия" проигнорировали комментарии Лозовского. Рузвельт не был доволен, поскольку он ожидал большего. Как вспоминал Гарриман, "он дал мне понять, что этого не было достаточно, и отчитал. Он подверг критике мою неспособность добиться большего".
Через несколько недель, ознакомившись с последним проектом "Декларации Организации Объединенных Наций", подготовленным Госдепартаментом, который и должны были подписать 1 января 1942 года все страны, находившиеся в состоянии войны, Рузвельт попросил Хэлла внести в документ положение о свободе вероисповедания: "Я считаю, что Литвинов будет вынужден с этим согласиться". Когда советский посол Литвинов, только что заменивший Уманского, возразил против включения в текст фразы, касавшейся религии, Рузвельт обыграл это выражение, изменив "свободу вероисповедания" на "религиозную свободу". Эта правка, по существу, незначительная и непринципиальная, позволила Литвинову, не искажая истины, сообщить в Москву, что смог заставить Рузвельта изменить документ и тем самым удовлетворить Сталина.
В ноябре 1942 года в антирелигиозной позиции советского правительства обозначились первые перемены: митрополит Киевский [и Галицкий] Николай, один из трёх митрополитов, которые руководили Русской православной церковью, стал членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Теперь, за два месяца до Тегеранской конференции, Рузвельт добился важных результатов и укрепил свои позиции. Сталин, который принимал участие в закрытии и/или уничтожении многих церквей и монастырей в России, начал рассматривать религию не через узкую призму доктрины коммунизма, а с позиции Рузвельта.
4 сентября 1943 года, во второй половине дня, Сталин вызвал к себе на "ближнюю дачу" в Кунцево Г.Карпова, председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, Георгия Маленкова и Лаврентия Берию. Сталин объявил, что он решил немедленно восстановить патриаршество, систему церковного управления во главе с патриархом, которая была ликвидирована в 1925 году, и открыть на территории Советского Союза церкви и семинарии. Позже в тот же вечер митрополиты Сергий, Николай и Алексий были вызваны в Кремль, и Сталин сообщил им о принятых судьбоносных решениях.
P.S. Таким образом восстановление Патриаршества и хотя бы частичная легализация Православной церкви в советском союзе заслуга исключительно настойчивости Франклина Д.Рузвельта. Как же реально относился к русской церкви "товарищ Сталин" прекрасно показывает эта картинка:
Комментарии
Это гадость кормилась из СССР и работала во всех странах мира
И не влезь Йося может быть вышла из них коалиция
И не было бы Гитлера при власти с его идеологиями
На самом деле
Вопреки рассказам наших либералов, реально влиять на происходящее в стране Иосиф Виссарионович Сталин смог лишь с 1929 года. Вопросов, требовавших немедленного решения накопилось немало. Однако уже в 1933 году Сталин, обращает внимание на архитектурные проекты, которыми предполагалось снести более 500 церковных строений. В письме к Менжинскому он отмечает, что такую практику следует немедленно остановить, так как эти постройки «следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».
Вопросы религии на заседаниях политбюро Сталин поднимал постоянно. Сохранился протокол №98 за 11.11.1939 года, где за подписью секретаря ЦК И.В. Сталина утверждены 4 конкретных пункта, касающиеся репрессивных методов борьбы с Церковью и её представителями.
В документе говорилось, что нецелесообразно преследовать верующих и арестовывать церковнослужителей. В НКВД, в соответствии с этим документом, должны были пересмотреть дела тех, кто был осужден или содержался под арестом за «богослужительскую деятельность», их было рекомендовано освободить из заключения.
Отечественная война усилила роль церкви в обществе. С одобрения Сталина, 22 июня 1941 года к народу обратился митрополит Сергий Страгородский. Он призвал дать отпор немецко-фашистским захватчикам.
В осажденном Ленинграде оставалось 50 священников, 20 из которых не дожили до освобождения, не выдержав голодного времени, но до последнего, оставаясь служить в своих приходах. После освобождения города они получили правительственные награды «За оборону Ленинграда».
До 1952 года в стране состоялось три Поместных церковных собора
- и ни одного Съезда ВКПб
... Рузвельт ...
Как жаль,что в жопу его нельзя за это поцеловать.
Что иудейский русофобский коммунизьм,что иудо-христианство,одна хрень.Пархатая.
...вот интересно, ГДЕ ещё такое дурачьё, как МодестовО водится?
Ось такий хлопець був Рузвельт
. Да, ещё заставил солдат водкой поить по сто грамм, садист.
Юра только поясни - кто в теремах которые покинули жертвы Сталина стал жить?
Хороши портяночки". А деваться было куда. Спокойно сидеть за океаном и плевать на ситуацию в Европе.
Кстати, за технику, уничтоженную в бою платить было не надо. "Катюши" устанавливались на "Студебеккерах" а летчики-асы (Покрышкин в частности) летали на "Аэрокобрах".
По воспоминаниям советского премьера Алексея Николаевича Косыгина (он родился в 1904 году), его отец был квалифицированным петербургским рабочим. Семья из шести человек (четверо детей) жила в трехкомнатной отдельной квартире, работал только отец — и без проблем содержал семью.
Как видишь даже такие люди говорят другое.
«Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия — слесарь — я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40—45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый — 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо — копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же — сильно поднялись…»
Он говорил это в 1959 году!
Монархию свегли буржуи в феврале 1917г.
Ну и о квартире Хрущёва он же на Донбассе работал?
- Осенью 1860 года группа из пяти сотен вестфальских горняков с семьями высадилась в степи под Новочеркасском. Одетые в праздничные костюмы, с развевающимися знаменами, в сопровождении собственного оркестра, они начали марш в сторону Грушевска, где они намеревались начать работу на “образцовых” антрацитовых шахтах.
Когда немцы увидели землянки, в которых им предстояло жить, и полуоткрытые шахты с оборудованием, которое приводили в движение лошади, они отказались работать, объявили нечто вроде “классической европейской забастовки”, призвали на помощь консула, после чего большинство “колонизаторов” убыло на родину.
... Все это Юз объяснял 15 октября 1874 года в письме к тогдашнему министру госимуществ России Петру Валуеву, тому самому, что “отличился” своим знаменитым указом. “Минувшим летом. - писал Валуеву Юз, - наши рабочие места почти полностью опустели”.
Юз-Юзовка-Сталино-Донецк.
Я ж тебе уже говорил - меньше выступай с пропагандой 20 създа КПСС.
Так поясни тогда - откуда они пришли в те землянки?
Будучи отражением общего кризиса капитализма, война обострила этот кризис и ослабила мировой капитализм. Рабочие России и партия большевиков оказались первыми в мире, которые с успехом использовали слабость капитализма, прорвали фронт империализма, свергли царя и создали Советы рабочих и солдатских депутатов
Вот что Валера было на самом дели И февральскую революцию и гражданскую войну, организовали большевики.
Февральская буржуазно-демократическая революция
Февральская революция явилась следствием неудач русского правительства в ходе Первой мировой войны. Но не война явилась причиной всех противоречий, которые были тогда в России, война их обнажила и ускорила падение царизма. Война форсировала кризис самодержавного строя.
Война поразила систему хозяйственных связей — прежде всего между городом и деревней. В стране обострилось положение с продовольствием, решение о введении «продразверстки» не исправило положение. В стране начался голод. Усиливалась хозяйственная разруха.
Сразу же , после отречения Николая ,было образовано буржуазное Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым.
В Российской Империи не было такого количества священников, а уж к 1937 году и подавно.
Но если эта цифра правильная то к 1937 году число священников только выросло, а значит не было массовых расстрелов.
"Он не питал никаких иллюзий относительно характера советского правителя и не вынашивал никаких идей о вмешательстве во внутренние дела Советского Союза. Сталин был необходим Рузвельту, и, как предполагал Рузвельт, он также (возможно даже, в еще большей степени) был необходим Сталину. Как сказал Рузвельт на борту «Айовы» своему личному врачу, вице-адмиралу Россу Макинтайру, «я рассчитываю на его реализм. Ему, должно быть, уже надоело сидеть на штыках» Так что фантазии придурка von-hoffmann оставь при себе
Посмотри еще раз, прапорщик.