История зла: как любили и строили отношения в традиционной семье в Российской империи
На модерации
Отложенный
Вывод. Александр Бучкури. 1904 г.
«Вынул свою чичирку и стал ею пихать пониже живота». «Заголил мне юбку и стал меня употреблять». «Жена была избита до полусмерти». В 2017 году в России было декриминализировано домашнее насилие, а в школы предложили вернуть уроки, рассказывающие о традиционной семье.
Ниже очень познавательный очерк «История зла»: как любили и строили отношения в традиционной семье в Российской империи.
Пустые серые щи
Давайте не лазать в русскую древность, к Петру и Февронии. Давайте отмотаем лишь на век назад.
1916 год. Россия. Средняя продолжительность жизни — 32 года у мужчин, 34 у женщин.
29% мужчин и 13% женщин — грамотны. Это значит — умеют написать свое имя.
Роды ранние, частые, тяжелые. Детей в среднем девять. Пятеро умирают во младенчестве.
«Молодые матери часто "засыпают" детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка мать иногда ночью кладет между собою и мужем, "чтобы пососал", даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб "заспала" в своей жизни хоть одного ребенка — чаще всего в молодости, когда спится крепко».
( Collapse )
Как питаются выжившие, сообщает агроном Александр Энгельгардт, сосланный в глушь за поддержку студенческих бунтов.
«Наш мужик хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси… Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску?»
Голод, как по часам, случается раз в десять лет: 1891, 1901, 1911, 1921. Весной 1891 года Толстой покидает Ясную Поляну и путешествует по уездам Тульской губернии. «Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором. И нет более удобного места для больной, как здесь на выгоне в конце сентября, потому что в избушке с разваленной печью хаос и ребята. Муж этой женщины ушел с весны и не воротился».
Это из его черновиков. В окончательную редакцию статьи «О голоде» этот кусок так и не вошел: Толстой боялся, чтоб статья не стала «нецензурною» — чтоб не попала под запрет за очернение действительности, как и в наши дни случается со многими статьями.
Голод, эпидемии, нищета и невежество: вот на какой почве произрастали, как могли, семья, любовь и верность.
Любовь: чем правильно бить жену
<dl class="media image alignLeft">
Фото: Вильям Каррик
</dl>
Чтобы попасть в 1916 год, не надо путешествовать во времени, достаточно — в пространстве. Под Тулой, в таборе, сохранив обычай вековой давности, цыгане женят 13-летних мальчиков на 12-летних девочках, потому что так поступали их прадеды. Шекспира это тоже не смущало:
Синьора Капулетти
Четырнадцать ей скоро.
Няня
Я свои б
четырнадцать зубов прозакладала,
Что это так, но только у меня
Во рту всего четыре.
Джульетте тринадцать, ее готовят замуж, и для XVI века это нормально. В царской России девушек женят чуть позже — с пятнадцати. Это время расцвета.
Вопреки нищете и голоду русские девочки растут красавицами. Это не та «внешность славянская», про которую в объявлениях о сдаче квартир. Настоящий русский человек черняв и смугл.
«Наиболее распространенный тип — это очень правильные лица с темно-серыми глазами, темными бровями и ресницами и темными волосами. Кожа смугловатая. Настоящие блондинки чрезвычайно редки. Чаще попадаются черноволосые, черноглазые... Женщины в нашей местности безусловно красивы, рослы и лет до пятнадцати-шестнадцати недурно сложены (после шестнадцати фигуры у них портятся, благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид».
Красота увядает от нудной и трудной работы, но и от побоев тоже. Как и в наши дни, в царской России женщин бьют повсеместно, обычно спьяну. И в насилии, и в любви русский мужик остается прежде всего хозяйственным человеком. «Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало… Если муж бьет жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Да и всякая баба гораздо больше будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках».
«Как выражается любовь к жене? — спрашивает в 1904 году Ольга Семенова-Тянь-Шанская, первая в России женщина-этнограф. — Этот вопрос меня давно уже интересовал, и одно время я думала, что “никак”, благодаря тому, что внешних выражений нежности мужа к жене положительно нет, даже у молодоженов… Но последнее время я думаю несколько иначе…»
Далее она описывает некого замечательного Петруху, который выражает любовь к жене чисто хозяйственным способом: «Летит в деревню, чтобы сделать, что “баба просит”. “Хозяйка моя удумала просо скорей связать, а того и гляди дождь — я уж ей и скосил паюшечку”...»
Верность: сука не захочет, кобель не вскочит
<dl class="media image">
Фото: Вильям Каррик
</dl>
В 2016 году по фейсбуку гуляет хештег янебоюсьсказати.
Русские и украинки рассказывают, как их насиловали.
Век назад в этих краях было все то же самое. Только фейсбука не было.
Говоря об исключительной духовности русского народа, часто приводят в пример статистику по изнасилованиям. При царе их и правда немного было — лишь несколько тысяч в год, — и судили за изнасилование строго: восемь лет с конфискацией.
Но цифры занижены. Дела не доходили до нормальных судей. Вместе с «повредителями чужих канав» и «кулачными бойцами» насильники получали смешные штрафы: против всяких правил их судил волостной суд — крестьянский, низшей инстанции.
В Бузулукском уезде Самарской губернии двое крестьян изнасиловали девушку. Приговор: родителям потерпевшей уплатить 10 рублей (это телега или четыре пары валенок), судьям — полведра водки (компенсация издержек).
Насилие, конечно, считалось преступлением, но не большим, чем супружеская измена. Крестьянское насилие — оборотная сторона крестьянской верности. В деревне, где все на виду, единственный способ получить любовь на стороне — получить ее силой.
Если насиловали незамужнюю, предпочитали обвинять жертву: сука не захочет, кобель не вскочит. Часто и вовсе прекращали дело за примирением сторон. «Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за три рубля».
Зато насильника, покусившегося на чужую, замужнюю бабу, ждал самосуд. Летом его избивали, зимой выпускали голого на мороз, а то и просто отрубали часть полового члена или калечили иным способом.
Случались и ложные обвинения, чтобы стрясти с мнимого насильника рубль или два. «Хозяин мой, Василий Гордеев Гребенников, не говоря ни слова кинулся на меня и давай душить, затем положил меня на спину, заголил мне юбку, и, улегшись на меня, стал меня употреблять. Мне стало очень больно, и я пробовала кричать, Гребенников же заткнул мне рот моей же шалью. Насиловал меня Гребенников часа полтора...»
В царской России не знали греческого слова «педофилия» и детей насиловали наравне со взрослыми. 29 апреля 1879 года Татьяна Попова, 10 лет, пошла с подружкой играть на луг. Односельчанин Иван Рассказов, 30 лет, схватил ее и потащил на гумно. Затем он «заворотил сарафан и рубаху, вынул свою “чичирку” из портков и стал ею пихать пониже живота, от чего из этого места пошла кровь и замарала рубаху, которую мать потом вымыла». Подружка потерпевшей показала, что Рассказов действительно приставал к Татьяне, но сама она всего не видела. Пошла дальше, «так как впереди шел ее пьяный отец и она боялась, чтобы он не упал и не выронил денег».
Славянофилам очень нравился muzhik — хоть они и предпочитали разглядывать его издалека. «Если мы захотим вникнуть во внутреннюю жизнь нашей избы, то заметим в ней то обстоятельство, что каждый член семьи, при всех своих беспрестанных трудах и постоянной заботе об успешном ходе всего хозяйства, никогда в своих усилиях не имеет в виду своей личной корысти. Цельность семьи есть одна общая цель и пружина».
Славянофилы были правы: русская семья действительно была цельной — и очень закрытой. Наружу просочилась лишь малая часть того, что творилось во «внутренней жизни избы». Правду сохранили судебные протоколы и редкие записи этнографов.
Скотоложество, инцест, педофилия — всем этим русские занимались не больше и не меньше, чем прочие народы. Но есть и особенный русский обычай. Среди непереводимых русских слов — sputnik, tundra, pogrom, perestroika — есть и гордое слово snokhachestvo.
Снохачество — это когда свекор спит с невесткой. Регулярно. Годами. Когда он зачинает детей, которые одновременно приходятся ему и внуками. Когда отношения в большой и крепкой крестьянской семье становятся исключительно запутанными.
В конце XIX века информаторы Этнографического бюро сообщают в Петербург: снохачество тотально.
Орел: «Мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению».
Калуга: «Часты случаи, когда молодой муж, работая на фабрике, годами отсутствует или отбывает военную службу, а свекор начинает снохачить самым дерзким и грубым образом».
Тамбов: «Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови».
Владимир Безгин, единственный русский специалист по истории снохачества, описывает такой вот типичный случай. «Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на “шахты”, сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал “лабуниться” к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков — согласилась. Младшая невестка, заметив “амуры” свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».
Кто виноват? Конечно, женщина. Двойная жертва: снохача и общественного мнения.
Этнографы описывают типичный случай крестьянского самосуда — за то, что поддалась на уговоры снохача: «Жена была избита до полусмерти; волосы наполовину были вырваны, лицо превращено в один сплошной синяк, тело исщипано, одежда изорвана в мелкие клочки, так что женщина очутилась на улице совсем нагая».
Кто виноват на самом деле? Да никто: экономика. Всеобщая воинская повинность и отхожие промыслы. Молодой крестьянин, пока есть здоровье, идет либо служить, либо зарабатывать. Так или иначе, молодая жена остается наедине со свекром. Откажешь — или побьет, или мужу наговорит гадостей.
Тот свекор, что похитрее, не ждет, пока сын вырастет и уйдет на заработки. Он сразу женит сына-малолетку на взрослой девушке — и пользуется невесткой сам.
Справедливости ради отметим, что к 1916 году снохачество почти сошло на нет. Его похоронили урбанизация и технический прогресс.
«С ослаблением родительской власти, — пишет корреспондент из Нижегородской губернии, — с более частыми и распространенными в настоящее время семейными разделами и выделами, частые в старину случаи снохачества в настоящее время становятся все более и более редкими».
Цельная крестьянская семья распалась навсегда, погребя под руинами и снохачество, и другие прекрасные традиции.
Комментарии
П. С. Клементьева - И. В. Сталину.
Дорогой Иосиф Виссарионович!. Я всю жизнь стремлюсь изучить военное дело, но у меня положение неважное, двое маленьких ребятишек, кроме мужа никого родных и родственников не имею, значит и ребят оставить совершенно не на кого. Правда, постарший сын у меня ходит в садик - 4, где хорошо поправился и хорошо развивается, а вот с меньшим Боренькой положение очень серьезное. Кормить ребенка совершенно нечем. Раньше хотя при консультации работала молочная кухня. Теперь она закрыта.
Я домохозяйка. В настоящее время живу в г. Нижнем-Тагиле по ул. Дзержинской д. 45 кв. 10. Прасковья Степановна Клементьева. Имею мужа и двоих сыновей, возраст 3,5 года и 9 месяцев.
Чикатило не пил и не курил был примерный семьянин и образцовый коммунист
Регулярно платил партвзносы.
Образцовый член КПСС народный дружинник тов Михасевич вёл здоровый образжизни (36 женщин задушил).
Народные комиссары Чичерин и Ежов так вааще были педерастами, а Ежов ещё и садистом.
тактика антироссийских кибервойск.
Одна группа обсирает Русь княжескую.
Другая Россию Рюриковичей
Третья гадит на Имперскую -Романовскую
Четвёртая на Советскую Россию.
Все вместе и либерасты и коммунясты и националисты на Россию современную
Обязательна атака на Православие (как ни крути Гос Идеология 1000 лет была- Третий Рим)
А также на Идеи Коммунизма. (74 лет из песни не выкинешь)
ЗАДАЧА!
ВЫРАБОТАТЬ У РОССИЯН ЧУВСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ..
Растравить внутрироссийский СРАЧ.желательно как у щонэвмэрликов вна Укратине.
обломаетесь господа.-товарищи-граждане.
Как раз в точку!!
Везде было и хорошее и плохое.. РОССИЯ всегда стояла поперёк горла Европе.
И когда наводила ЗАКОННЫЙ ПОРЯДОК в заболевших революционным сифилисом странах (Ни одна пушка без дозволения на то РОССИИ в европе Пукнуть не смела) И когда сама заразилась и являясь гнездом КОМИНТЕРНА мутила воду ВО ВСЁМ МИРЕ
и когда во время Сталинско-имперского ренесанса (я отрицательно отношусь к этом ослабил Россию не хуже ЧЕМ Наполеон Францию ставшую после него региональной державой из блестящей имерии Людовиков)
И Брежневского "МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ"
досуществовались дебилы бл.
https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%BD%D0%B0+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E+19+%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&sxsrf=ACYBGNT8Mx249-yPnf_FslSUdjn6yMVkLg:1579579322703&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=IAvPRYvByG-t4M%253A%252CgLLScyQlChd98M%252C_&vet=1&usg=AI4_-kT8gQlNLyRTihY-kYzTNlUZhfrH-w&sa=X&ved=2ahUKEwi_jrLD55PnAhWJxMQBHb1VBx4Q9QEwBXoECAoQDg#imgrc=IAvPRYvByG-t4M:
11
колбаса, то в драку. Иногда до того давка в магазине, что выносят людей в бессознательности.
Иосиф Виссарионович, что-то прямо страшное началось. Хлеба, и то, надо идти в 2 часа ночи стоять до 6 утра и получишь 2 кг ржаного хлеба, белого достать очень трудно. Я уже не говорю за людей, но скажу за себя, я настолько уже истощала, что не знаю что будет дальше со мной. Очень стала слабая, целый день соль с хлебом и водои Вот как хочешь" так и живи. Не хватает на существование, на жизнь. ой, а ребенок только на одной груди, молока нигде не достанешь. Если кто вынесет, то очередь не подступиться. Не хватает на существование, на жизнь. Толкает уже на плохое. Тяжело смотреть на голодного ребенка. На что в столовой, и то нельзя купить обед домой, а только кушать в столовой. И то работает с перерывом - не из чего готовить.
А Вы из раскрытых секретных архивов.
Ибо гражданин США нарком по делам печати тов Володарский ещё в 1918 УНИЧТОЖИЛ ВСЮ НЕБОЛЬШЕВИСТСКУЮ ПЕЧАТЬ
даже журнал "Сатирикон" высмеивавший монархическую бюрократию.
Иосиф Виссарионович, может быть еще где есть нехорошие люди и вот приходится так страдать. Напишите мне, Иосиф Виссарионович, неужели это будет такая жизнь. Совершенно нечего кушать. Вот уже 12 часов дня, а я еще ничего не ела, обежала все магазины и пришла ни с чем. Иосиф Виссарионович, жду ответа, не откажите написать.
Клементьева П. С. Поступило в ЦК ВКЩб) 2 февраля, 1940 г.
РГАЭ, ф. 7971, оп. 16, д. 77 л. 98, 99.
И ведь сбылась его мечта!
Советское общество, которое было очень патриархальным, при этом чаще видело проблему семьи в поведении женщины – жены. То есть мужик, если он завёл другую женщину – просто «загулял». С кем не бывает? Женщина, если у неё роман на стороне – «блять и стерва». И вообще этой дикий позор. Вот такая была постановка вопроса – мужик конечно не прав, что блядует на стороне, но дело такое, хе-хе, мужское. А вот женщина с посторонними дядями при живом муже – это конец света и она должна быть наказана..
Советское общество шло куда дальше, чем просто констатация. Советское общество прямо регламентировала мужу избивать свою жену в ситуации, когда жена не верна, или – того хуже – хочет развестись. Да-да – избивать, бить, колотить. Можете продолжить этот синонимический ряд. Причём это регламентировалось не на уровне частных разговоров.
Не верите? Думаете преувеличиваю? Ну тогда приглашаю посмотреть короткий фрагмент из фильма «Белые росы» (1983).
https://germanych.livejournal.com/316231.html Ничего так? Отец даёт своему сыну совет: «Бить не пробовал? Попробуй». Чтобы сохранить семью. Правда не так, чтобы прямо убить, а слегка побей, «без злости». Без злости. Какой добрый. А сын вместо того, чтобы взвиться столбом и выдать нечто вроде: «Батя! Да ты охуел что ли? Чего ты мне предлагаешь, бить женщину, жену?» спокойно так отвечает: «Да что толку её бить, она ведь как каменная, не прошибёшь». То есть смысла нет бить. А так, конечно, если бы она была помягче, да понежнее, так побить жену можно. И даже нужно. Меня вообще поразил будничный тон, которым старый отец даёт такой совет своему сыну. Типа «а может брошку ей купить, чтобы помирились?». Точно таким же тоном: «А может тебе её побить?»
Так что всё, как говорится, познаётся в сравнении. А вы хотите, чтобы после того, как в стране существовало такое общество, общество, считающее возможным избивать женщину, чтобы не дать ей уйти от мужа, через четверть века уже всё было «как в Европе». Извините, быстро только кошки родятся.
.В начале лета 1956 года Председатель КГБ СССР Серов сделал доклад на Политбюро о некоторых фактах биографии Иосифа Сталина во время проживания будущего «вождя народов» в Туруханском крае в ссылке с 1913-го до зимы 1916-1917 годов. Доклад датирован 4 июня 1956 года. Архивный шифр приводимых ниже трех страниц доклада следующий: РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.1288. Л.14-16.
В докладе Председатель КГБ коснулся некоторых вопросов морального облика И. В. Сталина. Наиболее сенсационными воспринимаются следующие строки доклада:
«По свидетельству гр-ки ПЕРЕЛЫГИНОЙ было установлено, что И. В. Сталин, находясь в Курейке, в возрасте 14 лет совратил ее и начал сожительствовать. В связи с этим И. В.Сталин вызывался к жандарму ЛАЛЕТИНУ для привлечения к уголовной ответственности за сожительство с несовершеннолетней. И. В. Сталин дал слово жениться на ПЕРЕЛЫГИНОЙ, когда она станет совершеннолетней.
Как рассказала в мае с. г. ПЕРЕЛЫГИНА, у нее примерно в 1913 году родился ребенок
никогда не оказывал никакой помощи. В настоящее время сын Александр служит в Советской Армии и является майором».
http://beloedelo.com/researches/article/?172#
1. По свидетельству старшей сестры жены Сталина Надежды Аллилуевой, в 1917 году Сталин рассказывал им, что в ссылке в Курейке он полюбил одну молодую девушку, и у них родился ребенок. И надо отметить, что Сталин начал сожительствовать с Надеждой Аллилуевой, когда ей было еще 15 лет. То есть в отношениях со своей будущей женой 37-летний будущий «вождь народов» повел себя аналогично уголовной истории в Курейке с несовершеннолетней Перелыгиной.
никита матвиенко-Vladislav Kiryanov-Эдуард Воропай
Не выделять кавычками либо знаком копирайта © скопипизженый текст - есть: признак дурного тона и морально нравственной ничтожности.
22. Если тебе нечего ответить оппоненту, то следует тщательно проверить его сообщение на предмет орфографических и пунктуационных ошибок.
Концентрация на частностях. Демагог выискивает в словах оппонента неточности, особенно самые незначительные. Идет апелляция к тому, что человек, ошибившийся в мелочи, в целом ничего путного сказать не может.
Подмена тезиса. Наиболее частый прием в любой дискуссии, поэтому его нужно распознавать незамедлительно. Начав доказывать одно утверждение (и осознав свое поражение), демагог начинает доказывать второе, делая вид, что доказывает первое. Из курса логики мы знаем, что если ведется спор относительно одного тезиса, сам тезис не должен меняться до окончания дискуссии.
Заевшая пластинка: что такое обсессивно-компульсивное расстройство.
В голове у такого человека словно заедает пластинку: ему регулярно приходят на ум одни и те же малоприятные мысли, имеющие под собой мало рациональных оснований.
Закрепляем материал.
никита матвиенко-Vladislav Kiryanov-Эдуард Воропай
Не выделять кавычками либо знаком копирайта © скопипизженый текст - есть: признак дурного тона и морально нравственной ничтожности.
Как же вы достали своими лживыми (вражескими) портянками...
Неужели вы всерьёз надеетесь что их кто то читает?
Или вам за печатный знак платят?
жми пока не поздно ------------------------ ОПЛАТИТЬ
p.s.
Вы не оппоненты, вы загаживающие ветки, мелкие лживые и болезненно активные вражеские копипастеры - не более.
И создать у русских чувство национальной неполноценности.
У него Суворов- палач свободолюбивого польского народа.
Iron Feliks - ПОЛУкс перелогинился
ДАЛЬШЕ ЭТУ ЖИДОВСКУЮ БРЕХНЮ МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ
А Чехова они читали?
А Шолохова они читали?
КМН Дымов содержит жену любовников жены имеет слугу и повара.
Врач земской психбольнички имеет возможность съёздить по европам... 110 руб оклад земского врача.
Акушерка 50 коп за визит.
Я уж не говорю про Ионыча тот доходные дома покупал.
Но 110 руб Чехова бы ли валютой содержащёй 110 ГРАММ ЗОЛОТА.