"Деидеологизация" как новое мифотворчество

На модерации Отложенный

Прямо скажем, у постсоветского "пипла" отношение к идеологии сложное. Точнее, даже не к идеологии - куда ж без нее!, - а к самому слову, такому родному и такому пугающему свободную демократическую душу современного россиянина. Почти свободную… 

Детют де Траси и Маркс, Манхейм и Белл. Бжезинский и Маркузе, Фукуяма… Множество теорий, концепций и авторитетных мнений, порой взаимоисключающих друг друга. От первой формулировки до «конца идеологии». Не будем вдаваться в лишнее теоретизирование, отметим только, что концепций, схем и теорий идеологии бесконечно много. Мы зададимся другим вопросом – что на сегодня ставится во главу угла идеологии? В чем ее основная функция в современном российском обществе?

В идеале (и высокой теории) идеология призвана объединять людей вокруг чего-то общего и дорогого, что делало бы второстепенным их различия в национальности, языке, образе жизни и т.п.

 «Родина/Отечество/вера/народ/культура» – оставим эти подручные материалы профессиональным "идеологомейкерам" и вымирающему племени идеалистов. Обратимся к реалиям рынка мировоззрений и к практике, короче говоря – к ее целевому использованию идеологии в жизни.

Главная и основная составляющая российской идеологии была предельно точно сформулирована Гегелем: «ничто не осуществляется… помимо интереса». Каков же интерес, каков этот краеугольный камень российской идеологии? Конечно, ДЕНЬГИ. Они, родимые!


Откуда такой вывод? Из официальной статистики Росстата

 

 

Годы

РАЗВОДЫ

РОЖДА-ЕМОСТЬ

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

СРЕДНИЕ ШКОЛЫ

МЕДПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ

1950

49378

1714987

30200

130000

82700

1990

559918

332865

87900

70000

122700

2010

639321

-239568

45300

52000

80500

 

Для наглядности можно это можно представить и так: таблица

 

Комментировать приведенные цифры, пожалуй, нет смысла.

Просто смотрим динамику основополагающих показателей развития любой страны  – образования, науки, медицины, армии, демографии. По всем основным пунктам наблюдаем системное высококвалифицированное и высокотехнологическое уничтожение социальных институтов, т.е. переформатирования народа в "пипл". Следовательно, за рамками нашего разговора оставляем еще одну идеологическую пустышку – «Государство/империя/Россия, вперед!».  и... вернемся к деньгам.


Прежде всего, здесь необходимо выделить два этапа.

 

Первый.

Деньги как основа идеологии предполагает переструктурированное общества до состояния сложной "пирамиды" по принципу любой финансовой системы или сетевого маркетинга. Когда все структурные звенья подчинены одной цели – зарабатыванию денег и отстегиванию "положенной" доли верхнему уровню. Естественно, замыкаются финансовые потоки на верхушке.

Этот этап в России реализован и работает уже в автономном отлаженном режиме.

 

Второй.

Чтобы "пирамида" функционировала бесперебойно и в автоматическом режиме, необходим общий интерес, побуждающий к конкретному, реальному действию – смыслополаганию.  Проще говоря, чтобы идея непосредственно на местах (в основании пирамиды) реализовывалась в конкретные практические действия.

Вот для этого и необходим первый этап по уничтожению (или скажем мягче – нивелированию) образования, науки, семьи, армии – институтов, формирующих ценности и мировоззрение пипла.

 В то же время полное блокирование интеллекта чревато разрушением и обвалом самой пирамиды, поэтому мировоззрение купируется путем замещения  натурпродукта на эрзацосуррогат с культивированием главной ценности – денег.


Вот, и наблюдаем мы реализацию третьего этапа – внедрения религии во все сферы общественной жизни.


Помимо традиционного «всякая власть от бога», религия призвана выполнить роль искусного хирурга, трепанируя череп и купируя остатки нетронутой нездоровьем области сознания общества. В чем это выражается?  В вырезании всего иного, кроме основной идеи. Выражаясь киношным языком – денейрализации, т.е. полного стирания памяти и записывания другой -  необходимой "оператору" информации. Этот этап осуществляется довольно последовательно и активно, в чем нетрудно убедиться хотя бы по подписке новостей из РПЦ. Поэтому только наивный человек или тот же идеалист может воспринимать как идиотизм или кощунство такие инициативы церкви, как борьба:

- с Вечным огнем;

- с празднованием Дня Победы;

- с Бабой Ягой;

- с Дедом Морозом и Снегурочкой;

- с Пушкиным, Булгаковым и прочими засоряющими сознание "персонажами".

Все это, звенья единой цепи по блокированию общекультурной  народной памяти и оставлением лишь одной идеи – «православности» (ставлю это слово в кавычки, ибо современная финансово-идеологическая концепция в представлении РПЦ не имеет ничего общего с соборной философией православия). Все остальное подлежит "ампутации".

Для легализации в массовом сознании его трепанирования, а главное – создания видимости его доброй воли, религии делегируется часть безусловно светлых и общественно значимых целей: борьба с абортами, социальное служение, патронажная деятельность, реабилитация инвалидов, наркоманов и т.п. Эти цели выполняют функцию "наркоза", позволяющего легко и без сопротивления провести сложную болезненную "операцию".

Учитывая тот факт, что для выполнения этой задачи мобилизуется вся мощь идеологической машины, несоизмеримо более совершенной в сравнении с советской за счет СМИ и современных PR-технологий, третий этап просто обречен завершиться успехом.
Но возникает одно “но”: После успешно проведенной операции отпадает необходимость в хирурге (не к месту вспомнилась операция по уничтожению Бен Ладена и внезапной кончине его убийц).

Каким же можно предположить дальнейшее развитие событий?

Есть  два возможных сценария.

Успешно проведенное хирургическое вмешательство освобождает пациента от доктора – он выписывается из больницы.

Проведение массового хирургического вмешательства освобождает от пациентов доктора – он сам становится ненужным и остается без работы. Дальнейшая его карьера уже полностью зависит от нанимателя – он может либо уволить, либо отправить на пенсию, либо… продлить контракт, если не пожалеет денег (содержание квалифицированного доктора требует серьезного вложения средств).

Но может быть и третий вариант  – это осуществление пожизненного контроля и освидетельствования пациента на случай возникновения непредсказуемых новообразований. Пожалуй, это самый перспективный и вероятный вариант. Когда-то он именовался «симфонией», но существовал в других условиях. Поэтому, в качестве модернизированного аналога предлагаю термин «симФИНия». Аминь.