Чем умнее человек, тем меньше он верит в Бога

На модерации Отложенный

 

Впервые за 80 лет был проведен анализ научных работ, выясняющих связь между интеллектом и религиозность.

Всего с 1928 по 2012 год было проведено 63 научных исследования, пытающихся найти причину, почему люди верят во всевышние силы. Провести систематический анализ научных работ впервые за почти 80 лет взялись специалисты из Рочестерского и Северо-Восточного университетов США. Ученым захотелось узнать, почему даже в нынешний просвещенный 21 век вера в высшие силы не исчезает? Можно понять дикарей, преклоняющихся перед небожителями. Можно простить невежество людей, живших в начале прошлого века. Но нынешнее-то поколение забралось вглубь атома и космоса - и нигде богов не нашло. А количество верующих, по данным международной социологической службы Ipsos GmbH, до сих пор почти полнаселения Земли - 45 процентов. В чем же дело?

Ученые решили найти связь между уровнем интеллекта и религиозностью. Под «интеллектом» договорились понимать «способность планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на собственном опыте». Другими словами - уметь анализировать и логически рассуждать.

Для оценки ума предков и современников были изучены школьные аттестаты, по которым выводился средний академический балл, результаты вступительных экзаменов в вузы, показатели обыкновенных IQ-тестов.

А «уровень религиозности» ученые оценивали по частоте походов в церковь, соблюдению обрядов и силе веры в сверхъестественное. В этом им помогли архивы и опросы. Были протестированы десятки тысяч документов и опрошены тысячи людей.

В итоге выяснилось: между уровнем интеллекта и атеизмом действительно есть связь.

- Не зависимо от века, верующие получили меньше баллов в тестах на интеллект, - подытожил руководитель исследования профессор психологии Мирон Цукерман.

Кроме того, с 1921 года ученые наблюдают за 1500 одаренными детьми с IQ равном более 135 баллов. Больше половины из них получили «очень строгое» религиозное образование, а треть - «небольшое». В 1995 и 2005 годах ученые проверили своих подопечных, оставшихся в живых, - и выяснилось: они обладали меньшей религиозной по сравнению с большинством.

Так что же, выходит, что атеисты умнее верующих?

Это доказывает и результаты соцопроса Ipsos GmbH.

В таблице видно, что самый высокий процент верующих - в развивающихся странах. А на самой нижней ступени - всего 4 процента - стоит продвинутая Япония.

ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Однако, есть данные, которые доказывают: религиозность полезна. Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству.

В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше.

- Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.

А французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.

- Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.

В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.