Библейский Моисей: насколько реален исторический персонаж?

35 нравится

 

Библейский Моисей: насколько реален исторический персонаж?

 

Ух, на глыбу сегодня карабкаться будем. Блуждать в поисках истоков национальной истории евреев. Где монументом мегалитическим возвышается фигура Патриарха этого народа. Моисей, вождь и законодатель, освободитель из египетского рабства, проводник пустынных скитаний, постоянный собеседник Бога… Сделавший столь много для свободы, но умерший в преддверии Земли обетованной…

 

Символ человечества.

Дошедшая до нас библейская история скудна. А вот в еврейском и мировом религиозном фольклоре она сверкает яркими нитями фантазии. Эти аляповатые попытки раскрасить суровое полотно его деяний легко найти, спокойно отделить от основных линий повествования древних времен. А там… вопросов немало возникает.

Первый. Моисей ураганил очень близко к историческим временам. Но в его жизнеописании элемент чудесного и необычайного занимает куда больше места, чем в сказаниях о других еврейских пророках-патриархах. Они тоже были богоизбраны, довольно адекватно вели беседы с Творцом. Но все вместе взятые (даже близко) не натворили столько чудес, сколько выпало на долю Моисея.

Литературно… просто супергерой доисторической эры. От первого до последнего дня жизни — автор и носитель Великой Идеи. Ни тени сомнения, колебания, никакой человеческой слабости. Машина, сметающая всё на своем пути. Пощады нет своим и чужим. Христос… бледнее смотрится. Это очень настораживает.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Краткая история.

Рождение Моисея — великая тайна тайн. Статья про это будет. После смерти Иосифа и братьев, их потомки (сыны Израиля) небывало быстро размножились в долине Нила. Египтяне настолько озаботились плодовитостью народа, что начали демографическую программу по снижению численности популяции. Рабство и тяжелые работы никак не помогли, следующим шагом стал геноцид еврейских младенцев мужского пола при рождении. Но мягкосердие повитух этому препятствовало, тогда было приказано «бросать в воду всех новорожденных еврейских мальчиков».

Дальше всё известно. Мать Моисея спрятала в корзинке трехмесячного младенца во время «зачистки» поселка, он благополучно прибыл в расположение дворца фараона, был подобран и усыновлен дочерью фараона, царя египетского. Ему дали имя Моисей (Моше).

«Потому что, — сказала царевна, — я из воды вынула его (от еврейского «машах», извлекать)».

Тут наступает первый трудный момент «легендирования» нашего супергероя. Имени, данного герою при рождении, мы не знаем. Библейская версия не выдерживает даже поверхностного анализа. Этимология говорит определенно — должно быть египетское слово. Оно не связано с солнцем, как утверждали некоторые. Просто означает родовую принадлежность: «сын того-то» или «рожденный тем-то».

Это обязательная составная часть таких имен, как Яхмос и Тутмос. Серьезные исследователи говорят: имя Моисея, — Моше, где-то потеряло предшествующий слог. Как сын дочери фараона, он обязан иметь «принадлежность к богу», одному из богатого тамошнего пантеона. Лишь выйдя из Египта — избавился от проклятущей приставки.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Фольклор?

Именно к такому выводу приходишь, когда отлипаешь от библейского изложения истории рождения Моисея. Литературно все идеально сложено: необычность судьбы великого человека наступает сразу после рождения. Чудесное избавление от неминуемой смерти… это на что похоже? В древнегреческих мифах так спасаются Эдип и Персей, в римских — Ромул и Рем.

В отличии от несчастливого правления спасенного Эдипа, судьба Персея куда более счастлива. Его дед всерьез отнесся к предсказанию: ему суждено погибнуть от руки внука, заточил свою дочь Данаю в темнице. Похотливый Зевс проник туда (пардон) в виде золотого дождя. Через положенный срок родился Персей, его дед Акризий приказал упрятать дочь и внука в ящик. Бросить в море.

История Персея напоминает историю троянского царевича Париса. Его мать, царица Гекуба, увидела во сне: она родила факел, от которого запылал весь город. Прорицатели растолковали это правильно, Парис станет причиной гибели Трои. Младенца отнесли в горы, на верную смерть. Но один из пастухов увидел через пару суток, как медведица своим молоком кормит приговоренного малыша. Так царевич спасся, но Троя пала и погибла в огне.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Подобный сценарий лег в основу рождения древнего Рима. Его основатели тоже в младенчестве были брошены на погибель.

История незатейлива: девственница-весталка забеременела (от бога Марса), родила двух мальчиков-близнецов. Жестокий дядя царского рода отказался верить в такую дичь, повелел бросить мальчиков в реку. Тибр в тот день вышел из берегов, слуги-палачи оставили корзину с близнецами у подножия Палатинского холма, на отмели. Там Ромул и Рем были найдены добросердечной волчицей и птицей дятлом зеленого цвета, выжили…

Есть истории Двуречья, о чудесах престолонаследия затерянного во мгле тысячелетий могущественного государства. Первым семитским царем Вавилонии был Саргон Древний (около 2600 г. до н.э.). Очень суровый мужчина, завоеватель и деятельный строитель. Всю жизнь мучился тем, что, создав себе громкое имя, не знал своего происхождения по отцу. Очень похоже, был рожден жрицей, которая не имела права на зачатие ребенка. Это понятно из вырезанной надписи, скопированной в VIII в. до н.э., но сохранившейся в царской библиотеке Ниневии. Сказано так:

«Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила. Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь. Она бросила меня в реку, река меня не потопила… Акки, ороситель, как своего сына… воспитал меня, … назначил меня своим садовником» .

Дальше идет история о возвышении Саргона.

Служба у царя города Киша, карьерный рост до поста ближайшего советника, дворцовый переворот и узурпация трона. Чтобы скрыть свое неизвестное прошлое, Саргон специально придумывает это имя (в переводе означает «законный царь»). Древнейший пример пропаганды, подкрепленной силой. Какой бы возмутительной ни была ложь, она будет принята. Если повторять ее достаточно громко и часто, шевеля мечом у носа глухих и тупых.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Дальше тоже интересно. Узурпатор Саргон не стал расслаблено жить в Кише, где все напоминало о настоящих царях города-государства. Основал новую столицу, начав всё заново. С собой любимым в главной роли. Без старых памятников и воспоминаний о прежней династии. В семитских диких землях построил город Агаде, прославил его, вошел в историю как Саргон из Агаде (Саргон Аккадский или Саргон Древний).

Ищем аналогии.

А теперь берем эту легенду и сравниваем с библейской историей о рождении Моисея. Вавилонская куда древнее еврейской. Саргон, как и Патриарх еврейский, в младенчестве брошены в реку (в тростниковой корзине). Вопрос: авторы книги Исход создали свою версию по образцу вавилонского оригинала? Или обе легенды — совершенно независимо друг от друга выросли из какого-то общего корня? Это намек на какой-то древний ритуал или верование?

Пожалуй, выберу вторую версию. Потому что есть независимый и далекий от Двуречья… третий источник. Находится в великом памятнике индийского эпоса, «Махабхарате». С трудом представляется, что авторы последнего были ознакомлены с семитским фольклором.

Поэт «Махабхараты» рассказывает: царская дочь Кунти (Притха), сделалась возлюбленной бога Солнца и подарила ему сына. Стыдясь своего греха, страшась гнева родителей:

«посоветовалась со своей кормилицей и уложила дитя в непромокаемую корзину из ивовых прутьев, удобную, мягкую, выстланную простынями и с нарядной подушкой в изголовье. Со слезами на глазах она препоручила младенца водам реки Асва».

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Корзина с ребенком сплавилась до самого Ганга, около города Чампа была найдена бездетной четой. Найденышу дали имя Карна, усыновили, вырастили, он стал великим стрелком. Безутешная царственная мать получала о нем вести через своих шпионов.

Можно вспомнить еще одно предание из тех мест. О злоключениях царя Трахана в младенчестве. Это был повелитель города Гилгит, затерянного где-то в Гималаях на высоте пяти тысяч футов над уровнем моря. Гилгит с древних времен был резиденцией целого ряда удачливых властителей, которым покорились все окружающие земли.

История рождения легендарного Трахана, героя многих легенд и эпосов, была такой: его отец Тра-Трахан женился на девушке из богатого дома в городе Дарел. Будучи страстным игроком в поло, царь еженедельно (с семью братьями своей жены) упражнялся в мастерстве. В кураже одного матча было принято условие: победитель получит право убить проигравших. Царь победил и прикончил своих шуринов.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Их сестра не разделила гордой радости и похвальбы супруга, накормила спортсмена мышьяком. Заняла освободившийся трон. Будучи беременной, через месяц родила сына Трахана. Ее скорбь по братьям была столь глубокой, что она не захотела видеть плод от семени убийцы. Заперла ребенка в деревянный ящик, тайно бросила в реку. Два брата-бедняка нашли «подарочек», их мать приняла подкидыша в семью.

С того дня бедноте попёрло: вместе с ребенком в дом вошло благословение богов, семья разбогатела. Благополучие приписывали чудесной находке на берегу реки. Потом была куча всяких чудесных событий, непутевая мать таки признала сына, объявила законным наследником гилгитского царства.

Выводы.

Не бесспорные получаются. Столь большое число легенд с идентичным эпизодом наталкивают на мысль о заимствовании. Или отражен некий древний обычай. Когда для испытания законнорожденности ребенка его бросали в воду, на волю судьбы. Если ребенок выплывал, его признавали законным. С учетом хорошей способности младенцев обитать в водной стихии — испытание должно быть каким-то изощренным. Каким? А вот не знаю, даже «наперсток» нечем наполнить.

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Очевидно другое. Во многих из этих легенд, рождение (или спасение) сопровождается чем-то сверхъестественным. Отцовство или сцепка невероятных внешних факторов, ведущих к неминуемой гибели малыша поначалу. Такое впечатление, этим деликатно прикрывается незаконнорожденность.

Персей был сыном Зевса. У римлян близнецы Ромул и Рем стали плодом любви девственницы и бога Марса. В индийском эпосе царская дочь понесла от ласк бога Солнца. Единственный честный человек во всей легендарщине — вавилонянин царь Саргон. Так и сказал: папу своего не знаю.

А что же Моисей? Библейское предание построено так, что самый дотошный скептик не подкопается. Каких-либо сомнений в законнорожденности вроде не существует. Но … Его отец Амрам женился на своей тетке по отцу. Моисей был плодом этого брака. Такие шалости позже считались… инцестом, запрещенным кровосмешением. Не лишним будет предположить, что мать Моисея бросила его в воду не по причине геноцида младенцев. Дело было более личным…

Продолжение следует.

.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ef8896c0d13dd78e21972de/bibleiskii-moisei-naskolko-realen-istoricheskii-personaj-6078036144421f3885657699?&utm_campaign=dbr

46
1253
7