Философия - это не метафизика
На модерации
Отложенный
Я не публикую свои философские статьи в сообществе "философия", поскольку мои взгляды не совпадают с позицией администраторов сообщества с таким именем.
Итак, что такое метафизика? Слово «мета» означает «после», то есть после того, что относится к «фюзис», к природе, физике, к посюстороннему миру. Происхождение термина «метафизика» случайно. В первом веке нашей эры библиотекарь, исследователь и хранитель наследия Аристотеля Андроник Родосский занимался систематизацией его рукописей и поместил его «первую философию» - учение о причинах и началах - после физики, после конкретно-научных сочинений. А в средние века под метафизикой стали понимать учение об «интеллигибельных», т.е. постигаемых мистическим откровением сверхъестественных божественных первоначалах бытия, лежащих по ту сторону чувственно воспринимаемого мира. Поэтому и философию, которая была низведена на роль служанки религии, стали называть метафизикой, приписывая ей способность проникать в некий потусторонний, «трансцендентный мир подлинного бытия». Не случайно метафизику часто путают с онтологией – с учением «о бытии как таковом». Идеи спекулятивной мистической метафизики были удобны для оправдания теоцентризма.
Но вот уже Фома Аквинский (1221 – 1274) и другие схоласты в противоположность мистикам начали искать возможность рационального обоснования веры в Бога с помощью логики, а не мистически-неотмирного «сверхразумного созерцания». Желая утвердить веру разумом, Фома Аквинский понял что этого нельзя сделать не разделив религиозную веру и научный разум. И тогда он выдвинул концепцию существования двух истин: «истины веры» и «истины разума», или принцип двойственности истины. Это был важный шаг к свободе научной мысли. Как справедливо сказал Г.-К. Честертон, любя греков Фома Аквинский «спас западное христианство от Платона». И хотя Аквинский и утверждал что «истина веры выше истины разума», но знание получило своего рода индульгенцию, защиту от преследований со стороны церковников, спасение от костров инквизиции. Принцип двойственности истины позволил размежевать теологию и философию. Схоласты, сидя со свечами в монастырях, скрупулёзно сопоставляли аристотелевские и библейские тексты, размышляли о них. Возникла проблема универсалий: в яростных спорах реалисты и номиналисты искали истину. Первые считали, что идеи и общие понятия (универсалии) существуют реально, а вторые - что существуют только отдельные вещи, а понятия - это лишь их имена. Реалист говорит, вот перед вами ваза с фруктами, возьмите любое яблоко или грушу так, чтобы оно не было плодом, а номиналист на это отвечает: а вы возьмите любой плод так, чтобы он не оказался конкретным яблоком или грушей. Так и шлифовалась средневековая философия. Правда, в условиях, когда философия была служанкой религии, допускались и подгонки и ошибки, особенно ошибка, которая называется в логике «предвосхищением основания». Предполагая, что в сакральных текстах уже содержится «истина веры», которая, как указал Фома, якобы выше истины разума, оставалось подгонять рассуждения к заранее заданному результату. Манипулируя противоречивым и туманным смыслом сакральных текстов, всегда можно придумать нужное его понимание, вычитать нужную посылку для доказательства нужного вывода, а потом его же с успехом и доказывать. Если логика как наука о формах выводного знания ведёт туда, куда ведёт доказательство, то схоластику и в наше время используют, чтобы «доказывать» то, что предписывают идеологи-поставщики «истины веры», которая не обязательно религиозная. Достаточно точно охарактеризовал схоластику немецкий философ XIX века Виндельбанд: «Схоласты только обсуждают, систематически доказывают, выводят до бесконечности следствия, не проверяя оснований. Вся их логика сведена к силлогизму. Злоупотребление силлогизмом влечёт за собой мелочность, страсть к делениям и подразделениям, низводит логическое рассуждение к словесной механике, способствует чрезмерной заботливости к внешнему выражению мысли в ущерб самой мысли». Но заслуга схоластов в том, что в мрачное средневековье, которое сегодня несколько идеализируют, они ухитрились сохранить наследие античности, донесли навыки рационального мышления до Возрождения и Нового времени.
В истории философии существовали различные понимания метафизики:
1. Метафизика как умозрительные построения о мистически постигаемых сверхчувственных, запредельных (трансцендентных) первоначалах Бытия, понимание которых варьируется от Абсолюта и Бога до «Логоса Мироздания» и намеренно дистанцируется от конкретных и проверяемых знаний.
Её сторонники часто пишут свои любимые термины (Абсолют, Бог, Истина, Красота, Добро... ) с Прописной буквы, гипостазируют их и водят вокруг них витиеватые бесконечные словесные хороводы.
2. Метафизика в гегелевском а затем в марксистском понимании - как отрицание развития и восприятие мира в неподвижных и застывших понятиях. По мнению Гегеля формальная логика якобы тоже метафизична, так как относится к статичному непротиворечивому миру и применима только к рассудочной деятельности. Она противостоит якобы более высокой диалектической логике разума, позволяющей познавать меняющийся мир с помощью гибких понятий и категорий, допускающих противоречия в одном и том же отношении. А это как раз запрещено одним из основных законов логики, которую Гегель не признавал, считая мир инобытием Духа, развивающимся по «законам диалектики» в условиях «тождества бытия и мышления». Отсюда и его «раздвоение единого» в самом предмете. На самом же деле мы изучаем связи в развитии, развития в связях и их противоречивости в разных отношениях и законы формальной логики при этом совершенно не нарушаются.
3. Начало новой метафизики как «науки о границах человеческого разума» положил Иммануил Кант. Он усомнился в праве философов на безудержные метафизические фантазии и спросил: как возможна метафизика в качестве науки? Она возможна только на основе доопытных (априорных) форм «чистого разума», который как-бы встроен в природу так, чтобы дать возможность человеку получать истинные знания. Например, ещё совершенно ничего не зная о пространстве, маленький ребёнок тянет пальчик в рот, и, как ни странно, попадает!
Философия позитивизма Огюста Конта в начале XX в. вообще отказалась от метафизической проблематики как спекулятивного пространства псевдопроблем и бессодержательных суждений, не подлежащих проверке. Со второй половины XX в. метафизика уже понимается иначе, - как осмысление внеэмпирических предпосылок познания, влияющих на формирование категорий высокой степени общности. Следует различать понятие «трансцендентного», обозначающего то, что выходит за пределы человеческого опыта и «трансцендентального», как системы категорий, организующих наш опыт. Но это уже совсем не та средневековая метафизика.
За нашим опытом, разумом, интуицией, эмоциями действительно лежит неведомое, но о нём мы ничего сказать не можем. Познаём мы только то, что реально осуществляется нашими познавательными способностями, т.е. заведомо «посюстороннее». Выскочить из собственного тела, разума и опыта невозможно. В этом смысле метафизика как сверхприродное знание невозможна. В любом случае мы получим лишь словесную переформулировку. Говорить об «Абсолютном Бытии» можно, но сказать нечего, ведь нельзя же говорить с позиции абсолютного субъекта. Говорить об «Абсолютном мировоззрении» есть бесплодное упражнение в языковых играх или желание паразитировать на идеологических поветриях. Это и есть яркий пример лженауки. Для мыслящего подобным образом человека опасна самонадеянность, наивно исключающая возможность иного положения дел. Его разум становится закрытым для любой неудобной для него информации, диалог с инакомыслящим подсознательно становится бессмысленным, поскольку человек искренне верит, что «обладает» истиной как «естиной». Его можно пожалеть, ибо претензия на обладание абсолютной истиной есть синдром психического заболевания. Мы не представляем собой «воплотившийся» абсолютный субъект, для которого открыты все тайны мироздания, мы всего лишь биологический вид хомо-сапиенс на маленькой планете, а истина – это всего лишь наша гносеологическая категория, которая существует в форме знания, которое мы считаем проверенным и доказанным, а не некая субстанция или онтологическая или метафизическая «сущность бытия».
.
Комментарии
...На самом же деле противоречия при исследовании связей в развитии и развития в связях фиксируются в разных отношениях и законы формальной логики при этом не нарушаются" - похоже, тут не слишком-то оправданно использовать слова "ошибочное" и "на самом деле". Гегель своим "упреком" формальной логике обосновывал необходимость новых (относительно формально-логичных) моделей для понимания заметно изменяющегося мира. И ведь был в этом прав. А Ваше "на самом деле" как раз показывает, как же соотносятся формально-логичные и диалектические модели (формальная логика не нарушается в том смысле, что можно так представить диалектическую модель, что в её элементах формальная логика не нарушается). Конечно, если я правильно понимаю Ваш тезис.
[как же соотносятся формально-логичные и диалектические модели (формальная логика не нарушается в том смысле, что можно так представить диалектическую модель, что в её элементах формальная логика не нарушается)].
Вот это самое интересное: как формально-логическая модель естественного мышления встраивается в диалектико-логическую модель, и наоборот. У Вас есть на этот счет гипотезы?
--
Грачёв Михаил Петрович.
А как надо? Надо, чтобы и диалектическая логика была применима к рассудочному мышлению?
В историческом процесс развития человечества наука или система знаний о правилах построения, работы и развития правил организации человеческого общества философия идет по пути усложнения технологии этой науки.
первое в развитии человечества как теория или наука сложилась именно др. греческая философия или метафизика. Это система монистических технологий с основой на одной из трех предметностей мира - материальной, экзистенциальной, идеалистической.
второе это формирование немецкой классической философии или диалектики в ее трех вариантах - материалистическая, экзистенциальная, идеалистическая. В основе лежи правило организации систем на принципе противоречия двух и более противоположных предметностей (материальной, экзистенциальной, идеалистической).
третье это процесс который набирает обороты сегодня - это метод русской философии триединства всеединства гармонии. Или говоря современным языком это метод триединства от идеалистического начала.
А в ходе развития и противоречий и согласий было премного.
(деформации) материи. На вопрос как ему это удалось, он ответил, что букашка,
ползущая по голове, не видит округлость головы, а ему это удалось. Человек,
идущий по Земле, не видит, что она круглая. Человек, находящийся внутри дома,
не видит этого дома. Рыба, плывущая в реке, не видит очертания реки. Человек,
плывущий в течение жизни, не видит очертания жизни. Почему это происходит? Есть
такой объективный закон жизни: существо, находящееся внутри объекта, не видит
этот объект. Для того чтобы увидеть этот объект, нужно выйти из него и
посмотреть со стороны. Политики подобны рыбам, находящимся в мутной воде, не
видящем дна, неба и берегов. Поэтому их обещания есть обман, так как они сами
не знают, куда этот курс может привести. Практически человек из жизни выйти не
может и посмотреть на неё со стороны, но у человека есть разум, который пора бы
уже применить. Философы как и политики не видят всей жизни, поэтому все философии относятся к мифотворчеству
Чтобы судить о предмете даже с позиции философии, нужно ПОНИМАТЬ содержание предмета, а не кукарекать, повторяя за учеными банальные фразы.
В тезисах: "«истина веры выше истины разума»" или «истина разума выше истины веры» скрыты две важных проблемы. Первая - проблема ИСТИНЫ (что есть Истина?), вторая - проблема отделения ИСТИНЫ от заблуждений, ошибок и предрассудков (критерии ИСТИНЫ?).
Наиболее четко проблему критериев ИСТИНЫ поставил КАНТ ("доопытных (априорных) форм «чистого разума»"). Он не осознал исторический опытный характер "априорных форм". Гегель, проповедуя историцизм и критикуя Канта "не увидел" важности кантовского подхода.
ПРАКТИКА - КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (саркастическое эссе)
http://propaganda-journal.net/1712.html
Конт "удружил" науке своей философией ПОЗИТИВИЗМА. Контовские идеи выродились в философию ПРАГМАТИЗМА и ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ ВУЛЬГАРНОГО ПОЗИТИВИЗМА (паразитизма в науке и жизни)
http://n-t.ru/tp/ns/vb.htm