Оценена вероятность повышения пенсионного возраста в России

На модерации Отложенный

Оценена вероятность повышения пенсионного возраста в России

Демографы - за, экономисты - против

В России опять разгорается дискуссия о возможном новом повышении пенсионного возраста. Хотя еще и текущая пенсионная реформа, начатая с повышения на 5 лет пенсионного возраста в 2018 году, не завершена: она рассчитана на 10 лет. Однако известный демограф Владимир Тимаков недавно высказал опасение по поводу возможности нового повышения возраста выхода на заслуженный отдых — где-то в середине 2030-х годов.

       ФОТО: ЛИЛИЯ ШАРЛОВСКАЯ

Основная аргументация Тимакова: впервые число выходящих на пенсию россиян оказалось больше, чем число достигающих совершеннолетия. Ему сразу ответили депутаты еще не завершившей на тот момент свою работу Госдумы. Представители оппозиционных фракций Сергей Миронов и Олег Шеин попытались (естественно, безуспешно) внести законопроект не увеличивающий, а наоборот, понижающий пенсионный возраст до прежнего уровня. Из правительства же прозвучал комментарий о том, что вопрос изменения пенсионного возраста в настоящее время не рассматривается. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Стоит ли россиянам готовиться еще позже выходить на заслуженный отдых, мы поинтересовались у экспертов.

Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Демографические тенденции, действительно, не утешительные. При снижении естественного прироста населения средний возраст будет становиться выше. Но это не означает неизбежное увеличение срока выхода на пенсию. Такой чисто демографический, даже математический подход – неверный и однобокий. Он не учитывает более широкие и разносторонние нюансы – экономические, социальные, медицинские и прочие.

Дальнейшее увеличение пенсионного возраста не обеспечит пенсионеров достойными выплатами, не сэкономит бюджет на пенсионных выплатах. Да, формально выплаты именно из Пенсионного фонда России могут относительно уменьшиться за счёт снижения количества пенсионеров. Даже на ближайшие годы, из-за уже принятого увеличения пенсионного возраста число пенсионеров сокращается на 200-300 тыс. человек в год. И, казалось бы, это должно вызвать снижение трансфертов из бюджета в ПФР. А тем более при гипотетической отсрочке выхода на пенсию ещё лет на пять. 

Но становится больше «предпенсионеров». Им труднее найти работу из-за возраста. Безработица среди них возрастает. Число незанятых вырастет и у более молодых, чьи потенциальные рабочие места будет занимать поколение отцов. А значит, и госпособия увеличатся. У работающих же пожилых людей из-за трудовой нагрузки будут усиливаться  болезни. Соответственно, повысятся выплаты по больничным листам, инвалидности.  

Здесь речь об увеличении только прямых, явных затрат бюджетов. Это повышение госрасходов от увеличения пенсионного возраста, вероятно, станет со временем выше, чем экономия на трансфертах бюджета в ПФР. Попытка экономии приведёт к ещё большим расходам. Даже с точки зрения государства, новое повышение пенсионного возраста – стратегически совершенно неэффективный путь.

Но, кроме того, есть и будут ещё и неявные потери от повышения пенсионного возраста. Уменьшение производительности труда из-за роста доли пожилых работников.

Ограничение инноваций, которые несут молодые. Сокращение средних доходов населения. Нарушение социальных лифтов между поколениями. Всё это - подрыв эффективного развития страны, стимулирование её отставания и дальнейшей потери конкурентоспособности в мире».

Андрей Нечаев доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ: «Низкая рождаемость девяностые годы делает нынешнюю «солидарную» пенсионную систему недееспособной с точки зрения обеспечения достойных пенсий. Но есть вопрос бюджетных приоритетов. Если у нас приоритетны правоохранительные органы, оборона, геополитика — это одна ситуация. Если вы ставите задачу обеспечить достойную жизнь пенсионерам — это другая задача. И за счет перераспределения бюджетных средств можно было бы проблему дефицита Пенсионного фонда, по крайней мере, существенно сгладить.

При этом считаю колоссальной ошибкой то, что в стране де-факто ликвидировали накопительную систему. Ее многократное замораживание подорвало доверие людей к накопительным пенсиям, да и многие негосударственные пенсионные фонды оказались в очень сложном положении. До сих пор правительство не знает, какой быть накопительной пенсионной системе, идут бесконечные обсуждения, «а воз и ныне там».

Считаю, что дополнить солидарную систему накопительной совершенно необходимо. Это практика всего мира. К тому же у нас, если мы не берем военных и чиновников, пенсия практически не зависит от дохода. И это не стимулирует людей делать какие-то дополнительные взносы в ПФР. Это обеспечивает только накопительная система. Конечно, ее нужно как можно быстрее возрождать и дополнительно стимулировать.

Однако возможного нового повышения пенсионного возраста я не ожидаю. С учетом крайне негативного и совершенно резонного отклика общества, я не думаю, что президент Путин решится второй раз повысить пенсионный возраст. Но и рассчитывать на какой-то скачок пенсий в нынешней пенсионной системе - нереально».

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Думаю, что никакого дополнительного увеличения пенсионного возраста не будет. Это очень непопулярная мера. А у нас на горизонте сначала парламентские, потом президентские выборы.

Дело, конечно, еще в экономике, остро стоит проблема безработицы, хотя ее уровень в 5,9% - не очень высокий, ведь экономическая теория гласит, что нормальный уровень 6%. Пенсионную реформу проводят, когда не хватает рабочих рук. А Россия всегда может привлечь трудовой ресурс из стран ЕАЭС. Особенно, если, как ожидается, в этот союз вступит Узбекистан.

Для самих пенсионеров ситуация никак принципиально не изменится. Копить на пенсию надо самостоятельно, особенно не надеясь на государство. Банк России начал цикл повышения ключевой ставки. Если она будет еще более повышена, то рубль снова станет валютой сбережений. Ну и, конечно, фондовый рынок. Дивиденды компаний растут, биржевые индексы демонстрируют восходящий тренд. Россияне это уже прекрасно поняли. Сейчас в России 12 миллионов брокерских счетов, на которых находится около 7 триллионов рублей».

Авторы: 

  • ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ
  • ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ