Какими будут последствия референдума в Иракском Курдистане

Турки не планируют вторжение в курдские районы для ликвидации отрядов ПДС. Эрдоган к силовому варианту решения вопроса не готов. Но это не означает, что Турция оставит курдскую проблему на своей границе нерешенной.

Глава Иракского Курдистана М. Барзани подтвердил готовность своего правительства перейти после референдума о независимости к всесторонним переговорам с центральными властями в Багдаде.

Об этом курдский лидер заявил, выступая перед сторонниками плебисцита на центральном стадионе в Эрбиле, передает телеканал «Рудав». Барзани подчеркнул, что военизированные формирования пешмерга обеспечат защиту народа Иракского Курдистана от любого врага.

«После 25 сентября мы готовы обсудить с Багдадом границы, нефть, что угодно», – сказал он.

Делегация из Эрбиля должна была направиться для переговоров с федеральным правительством за два дня до референдума, но Багдад от переговоров с курдами отказался.

Совет Безопасности ООН принял заявление о том, что проведение референдума в Иракском Курдистане может дестабилизировать Ирак и затруднить борьбу против ИГ.

В СБ ООН подчеркнули, что поддерживают суверенитет и территориальную целостность Ирака, и призвали решать все споры между регионалами Иракского Курдистана и Багдадом «в соответствии с положениями конституции Ирака, путем диалога и на основе компромисса, при поддержке международного сообщества».

Отсюда легко сделать вывод о последствиях референдума.

Проведение референдума – последний шанс для Барзани остаться на плаву в государственной иерархии курдской автономии.

Законные сроки его пребывания на посту главы Иракского Курдистана истекли, а довод для их продления (в том числе под нажимом Вашингтона) в виде необходимости сохранения стабильности для борьбы с ИГ исчез при успехах в Сирии и Ираке.

Нарастает напор на Барзани со стороны его оппонентов с требованием покинуть свой пост.

Общая поддержка всех политических партий автономии идеи о проведении референдума имеет основное требование – Барзани должен уйти из руководства и дать обязательство в том, что пост главы региона не будут занимать представители его клана.

Это было условием поддержки проведения референдума и разблокирования работы парламента Иракского Курдистана со стороны оппозиционной партии «Горан».

Готовность поддержать референдум со стороны Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж. Талибани также вытекает из внутрикурдской борьбы и проблемы дележа нефтяных доходов.

16 сентября одна из главных фигур в ПСК Б. Салих объявил о том, что пойдет на предстоящие парламентские выборы самостоятельно. Раскол и в Рабочей партии Курдистана (РПК), где сторонники А. Оджалана вытесняются с руководящих постов.

Один из побудительных мотивов престарелых лидеров курдского политикума для проведения референдума – отвлечение населения от кризиса смены элит. И политическая борьба после референдума будет только нарастать.

Важен и экономический аспект.

Эрбиль не готов остаться без турецких товаров при блокировании экспортных мощностей для отправки нефти в Турцию и прекращении финансовых траншей из Багдада. Он этого не выдержит.

Это нивелирует опасения насчет того, что после проведения референдума пойдет процесс установления государственных границ и обособления курдской автономии, что спровоцирует бои в спорных районах Ирака и интервенцию вооруженных сил Багдада и Анкары в Иракский Курдистан и зоны компактного проживания курдов в Сирии и Ираке.

Отдельные инциденты возможны, но говорить о начале полномасштабной арабо-курдской или турецко-курдской войны не стоит.

Курды не пойдут на это, а основные региональные игроки – Иран, Турция и Ирак – в эскалации конфликта не заинтересованы. Впрочем, в 2005 году в Иракском Курдистане проходил референдум, и порядка 98 процентов проголосовали за независимость. В итоге ничего не произошло.

По сообщению «Анатолийского агентства», Турция рассчитывает к концу сентября завершить возведение бетонной стены вдоль границы с Сирией. Строителям осталось установить около 97 из 828 километров. Работа идет в южной горной части провинции Хатай.

Проект пограничного барьера «Экстренная система физической безопасности границы» начат в 2016 году. Для заграждения используются бетонные блоки высотой три метра с колючей проволокой.

Через каждые 300 метров – башни, оборудованные тепловыми и инфракрасными видеокамерами, системами ночного видения, радарами, детекторами сейсмических и акустических колебаний. На них устанавливают лазерные и стрелковые системы с дистанционным управлением для поражения живой силы, наземной техники и БЛА, устройства подавления радиосигналов на различных частотах.

ВС Турции намерены использовать оборудованные средствами слежения дирижабли для мониторинга обстановки и перемещений на сирийской территории.

Власти Турции строят стену на границе с Сирией для защиты своей территории от проникновения террористов и нелегальных мигрантов, контрабанды оружия, взрывчатки и наркотиков.

Анкара не прекратит принимать беженцев из Сирии и не закроет границу, но все перемещения будут идти через погранпереходы.

#{author}Техническое обустройство границы говорит о том, что турки не планируют вторжение в курдские районы на сопредельной территории для ликвидации отрядов Партии демократического союза (ПДС).

Вероятность военного противостояния турецкой армии с американцами, дислоцированными на севере Сирии в курдских районах и поддерживающими ПДС, ничтожно мала. Хотя если бы Анкара пошла на обострение ситуации, американцы наверняка постарались бы избежать столкновения.

Но Р. Эрдоган к силовому варианту решения курдского вопроса не готов.

Это не означает, что Турция оставит курдскую проблему на своей границе нерешенной.

Она постарается воздействовать через подконтрольные вооруженные группы с двух направлений: из зоны между Аазазом и Джараблусом и из Идлиба. Однако дорогостоящее техническое оборудование турецко-сирийской государственной границы означает, что Анкара готовится к созданию на севере Сирии независимого курдского анклава.

Об этом никогда никто в Турции официально не скажет, но такой вариант развития событий признан там реальностью, в первую очередь в силу позиции Вашингтона, которому турецкое руководство этого не забудет (о чем президент Эрдоган неустанно американцам и напоминает).

22 сентября в курдских районах Рожава (Сирийский Курдистан) прошли муниципальные выборы в 3700 коммунах. Выбранные депутаты в ноябре должны участвовать в выборах местных советов, а в январе – парламента. При этом на территории региона уже действует Федеральный совет.

Это наряду с проведением в Иракском Курдистане референдума о независимости и «нейтральной позицией» США, которые заинтересованы в дальнейшем пребывании на севере Сирии благодаря лояльности местных курдов, делает вариант полугосударственного обособления Рожавы решенным.

Хотя во многом это декларативный и пропагандистский момент, а не реальное обособление.

Источник: «Военно-промышленный курьер» (публикуется в сокращении)

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Источник: http://www.vz.ru/opinions/2017/9/26/888571.html

38
700
8