«Газпром» грозит Украине очередной трубой

На модерации Отложенный

Газовая компрессорная станция. Архив

 

«Газпром», вступивший недавно в полемику с Украиной по поводу организации ею реверсных поставок газа из Европы, нашел очередной аргумент в споре, которым уже традиционно стала новая труба — теперь холдинг ускоряет реализацию проекта второй очереди газопровода Ямал-Европа. Поставки запланированы в Польшу, Венгрию и Словакию, то есть именно в те страны, через территорию которых Украина получает реверсные поставки.

На фоне затяжных и безрезультатных переговоров с Россией о снижении цен на газ Украина наращивает собственную добычу, а также ищет возможности диверсификации импорта — с ноября страна получает небольшие объемы газа по реверсу из Германии. Поставки в рамках контракта с немецкой RWE сначала осуществлялись через Польшу, а 28 марта Украина получила первые объемы газа и через Венгрию. В этом году «Нафтогаз» также планирует начать реверсные поставки газа из Европы через территорию Словакии.

На прошлой неделе глава «Газпрома» Алексей Миллер сказал, что закупки Украиной газа из Европы в реверсном режиме напоминают мошеннические схемы, с которыми надо разбираться. По его словам, есть подозрение, что можно говорить о виртуальном реверсе газа «Газпрома», который, пройдя на границе через газоизмерительную станцию (фиксирует экспорт в Европу), тут же возвращается в страну как газ, купленный на спотовом рынке.

Ямал для Европы

Президент России Владимир Путин в среду поручил «Газпрому» вернуться к проработке проекта газопровода Ямал-Европа-2 для повышения надежности поставок в Польшу, Словакию и Венгрию.

«Мы в связи с „Северным потоком“ и „Южным потоком“ фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По „Южному потоку“ мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту Ямал-Европа-2», — заявил глава государства на встрече с Миллером.

В свою очередь глава «Газпрома» сказал, что холдинг прорабатывает варианты строительства газопровода с территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через эту страну по трубопроводу Ямал-Европа-1 является самым экономически эффективным, так как белорусская газотранспортная система находится в собственности «Газпрома».

Миллер рассказал Путину, что по проекту газопровода Ямал-Европа-2 уже были проведены переговоры с Польшей, Венгрией и Словакией на корпоративном уровне, поэтому холдинг готов приступить к разработке предварительного технико-экономического обоснования. Вторая ветка газопровода Ямал-Европа через Белоруссию мощностью 15 миллиардов кубометров может быть введена в строй в 2018-2019 годах. В настоящее время мощность трубопровода Ямал-Европа составляет 32,9 миллиарда кубометров.

Еще в ноябре прошлого года «Газпром» анонсировал серьезные планы по увеличению транзита газа через Белоруссию — работа над этим начинается в 2013 году, в реконструкцию мощностей вложат около двух миллиардов долларов. В ходе встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко Миллер сообщал, что холдинг готов увеличить объемы транзита российского газа через эту страну на 30%, то есть примерно на 15 миллиардов кубометров.

В 2012 году по белорусскому маршруту в Европу было направлено 44,5 миллиарда кубов газа. Начать «Газпром» намерен с реконструкции компрессорных станций и линейной части газопровода, и в течение трех-четырех лет объемы транзита значительно увеличатся.

Миллер также выражал готовность в дальнейшем инвестировать средства в создание новых мощностей транзита газа через территорию Белоруссии. Кроме того, «Газпром» построит в Белоруссии несколько газопроводов местного значения. Холдинг заинтересован и в развитии Мозырского подземного хранилища газа.

Украинский музей

Это очередное шаг к осуществлению идеи «Газпрома» свести к нулю транзит газа через Украину. Ранее газ из России в Европу поставлялся по двум направлениям — через Белоруссию и Украину, причем две трети объемов приходилось на последний маршрут.

В декабре 2011 года на фоне очередных неприятных переговоров с Украиной Путин, также на встрече с Миллером, поручил ускорить реализацию проекта «Южный поток». Этот газопровод пройдет по дну Черного моря в обход украинской территории. Уже через год строительство было начато.

А в январе прошлого года Миллер сделал заявление, фраза из которого стала «крылатой» и весьма актуальна применительно к нынешней ситуации. Отвечая на вопрос журналистов, какое место «Газпром» отводит ГТС Украины с учетом строительства «Южного потока», Миллер сказал: «Это полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее». Коммерческие поставки по южному морскому маршруту запланированы на первый квартал 2016 год.

«Газпром» неоднократно заявлял, что после запуска «Южного потока» и удвоения пропускной мощности «Северного потока» Украина будет иметь нулевое значение для экспорта российского газа. Не исключено, что в случае необходимости холдинг сократит или вовсе сведет к нулю транзит газа через Украину, чтобы заполнить новые трубы.

Получится ли, действуя по всем этим трем направлениям, превратить украинскую ГТС в музейный экспонат? По всей видимости, да. Общий объем экспорта российского газа в Европу — порядка 150 миллиардов кубометров в год. Мощности двух веток «Северного потока» 55 миллиардов кубометров, «Южного» — 63 миллиарда и Белоруссии, после планируемого увеличения, — 60 миллиардов кубометров. Итого: 178 миллиардов кубов без Украины.

Аналитик East Eropean Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что с учетом соглашения о третьей нитке «Северного потока» суммарная мощность экспортных газопроводов европейского направления превысит 350 миллиардов кубометров в год. По его словам, в период от 2020 до 2025 года, контракты «Газпрома» гарантируют экспорт в объеме 158 миллиардов кубометров в год. В прошлом году Газпром экспортировал в Европу, включая Турцию, 138 миллиардов кубометров.

По словам экспертов, мощности по транзиту газа в Европу и сейчас почти всегда заполнены не полностью. На 100% они используются лишь в особо холодные периоды зимы. Учитывая, что дефицита мощностей нет, нетрудно предположить, что украинский объем при необходимости легко подвергнется сокращению, а вместе с ним и возможность реверсных поставок.