Бунт в Театре кукол: актеры митингуют против нового начальства

На модерации Отложенный

Внучка Сергея Образцова: «Шерлинг сказал, что нужно выкинуть из кабинета рояль деда»

Похоже, что терпение самых неизвестных артистов (потому что всегда за ширмой) самого известного в стране кукольного театра, основанного Сергеем Образцовым, лопнуло. Люди с куклами решились выйти на улицу, встать перед фасадом театра со знаменитыми на всю страну часами и заявить во всеуслышание, что новое руководство, спущенное Министерством культуры, больше терпеть не будут. С подробностями от театра с Садового кольца — журналисты «МК».

Ровно в 14.30 главные двери театра Сергея Образцова открываются, и один за другим на улицу выходят люди, в руках у каждого — куклы. Самые узнаваемые — конферансье Апломбов из культового спектакля «Необыкновенный концерт», который основатель театра поставил сразу после войны. Его сопровождают герои других спектаклей. Начинается митинг, который носит вполне мирный и даже интеллигентный характер. Никто не делает громких заявлений, не кричит, тем более что, например, потомственная кукольница, режиссер театра Екатерина Образцова, накануне потеряла голос. У нее в руках знаменитый Тяпа, придуманный ее великим дедом. Говорит, что голос потеряла исключительно на нервной почве.

Какие ваши требования? — спрашиваем ее.

— Мы больше терпеть не можем, речь идет о первом заместителе директора Юрии Шерлинге. Он не успел прийти, сразу же начал оскорблять людей, обвинять их в непрофессионализме в грубой форме. Люди подают заявления об уходе один за другим. И это всё после тяжелейшего сезона, когда мы пахали, готовили фестиваль, провели множество акций. Он не видел ни одного спектакля, но уже заявил с первого дня, как пришел, что это отсталый театр, в нем должны выступать музыкальные коллективы, почему-то Ольга Бузова. Оскорбил бренд, придуманный Сергеем Образцовым: «Что это за рука с шариком?» — стал спрашивать. А рояль в кабинете деда? Он сказал, что его надо выбросить и закупить два новых.

Я слышала, что Шерлинг хочет выбросить и ваши знаменитые часы на фасаде?

— Я не слышала, но все об этом говорят. Мы все возмущены: академический театр, который не в теории, а на практике является Меккой кукольного искусства, на глазах разрушается и кем? Непрофессионалом, который на 75 м году жизни начинает постигать наше непростое искусство. Он неадекватный.


 

А почему вы так долго терпели? Почему сразу не подняли шум?

— Знаете, пока каждого не коснется, все не объединятся. Но сейчас такая ситуация, что буквально каждый уже, независимо от того артист он или администратор, работник музея, понял, какая угроза нависла над театром. Наш выход на улицу — это практически SOS. Мы не заслужили такого унижения.

Надо сказать, что сигнал бедствия услышали пока лишь коллеги, и к забастовке образцовцев присоединились кукольники из московского театра кукол, что на Спартаковской улице, а также соседи из сада «Эрмитаж» — театр «Сфера», из Союза театральных деятелей.

Среди митингующих старейший актер Федор Виолин. Он говорит:

— Театр пропадает, просто разваливается. Сменилось семь директоров, но когда пришел дельный (Ирина Корчевникова. — Авт.), его уволили по необъяснимым причинам. А новый зам говорит жуткие вещи, грозится сократить количество спектаклей, убрать часы. Он сумасшедший.

Николай Алимов, главный художник, волшебник и маг кукольного театра, считает, что образцовцам навязывают несвойственные темы. «В театре никогда не было безвкусицы и пошлости…» Удивительно было увидеть на митинге вместе со всеми и главного режиссера театра Бориса Константинова. Удивительно, потому что он, как творческий лидер труппы, дольше всех хранил молчание и изумлял общественность неопределенностью своей позиции. Но и он приехал, оставив Летнюю школу СТД в Звенигороде, где у него сейчас идут мастер-классы. И он настроен решительно: «Мы хотим, чтобы нас услышали, но если ничего не произойдет, мы пойдём дальше, выйдем на улицы».

То, что в настоящий момент происходит в главном Театре кукол страны — результат бездумной кадровой политики Министерства культуры РФ, и никто в этом не сомневается. В конце апреля сюда неожиданно на должность директора сначала назначен бывший спортсмен Владимир Бакулев с очень коротким опытом театральной работы — в театре «Современник» — с профессиональной репутацией ниже плинтуса. Но у него сильный административный ресурс в лице вице-премьера Ольги Голодец, которая, собственно, и пролоббировала кандидата, которого после «Современника», как ни настаивало Министерство культуры, никуда не хотели брать.

Но его приход в театр кукол, область специфическую, требующую знания и опыта, оказался бедой только на пятьдесят процентов. Вскоре в качестве своего первого заместителя он от министерства получил «подарочек» — Юрия Шерлинга, режиссера музыкального театра, 75 лет от роду и без высшего образования. Как нам сообщили в руководстве ГИТИСа, что если он и поступал в высшее учебное заведение, то его не закончил — документов на этот счет в архивах института нет.

И тут возникает первый вопрос к Минкульту: как может быть утвержден на руководящую должность в театре человек без высшего театрального образования, не погруженный в тонкости кукольного дела? И второй: не смущает ли министерских начальников возраст господина Шерлинга? Ведь с предыдущим директором — Корчевниковой — именно по этой причине не продлен договор: она несколько моложе, но она буквально возродила театр с организационной и хозяйственной позиций. Как все подтверждают, привела здание в порядок, наладила фестивальную и гастрольную жизнь, добилась, чтобы из театра съехала вся коммерция — ресторан, торговля игрушками.

Вот, кстати, о кафе. Как нам рассказали сотрудники театра, новое руководство, едва переступив порог альма-матер кукольного искусства, первым делом заявило, что немедленно надо зарабатывать деньги. И в этом ничего плохого нет, такова нынче повестка дня в любом театре, вопрос — какой ценой. Так вот о цене: одно из первых заявлений нового руководства — в детском кафе нужно продавать спиртные напитки. Но такое заявление можно сделать, во-первых, от полного цинизма, а во-вторых, от безграмотности. Цинизм не комментируем — детям и родителям в театре как-то странно наливать, но, видимо, предприимчивые господа не знают, что на алкоголь нужно получать лицензию и в детский театр ее никто не даст.

— Ситуация у нас тяжелая, постоянно идет психологический прессинг, особенно со стороны Шерлинга, — рассказали нам работники театра. — На совещаниях всё время он дает понять людям, что мы не умеем работать, что мы никто. Спрашивает: почему в парке 1 июня на нашем традиционном празднике нет торговли. А это семейный праздник, а не обираловка.

Есть в этой истории одна интрига: спортсмен Бакулев явно не ожидал получить себе из министерства такого бойкого заместителя. Как нам рассказали в театре, на его фоне директор выглядит даже интеллигентно, несмотря на свой непрофессионализм, хотя бы вежливо разговаривает с людьми. Добрый следователь, естественно, лучше злого. И перед митингом уговаривал артистов не выходить на митинг, но они все-таки вышли.

То, что в День России артисты главного кукольного театра страны вышли на улицу, устроили театрализованный митинг и все это сняли на пленку, они предлагают рассматривать как обращение к президенту страны. Коллективное письмо, ранее отправленное в Минкультуры на имя Владимира Мединского, увы, осталось без ответа. Так что в образцовском театре имеет место двойной конфликт: явное противостояние коллектив — первый замдиректора Юрий Шерлинг, и скрытый — директор и его первый зам. Как министерство будет разруливать ситуацию, которую само же и создало, неизвестно. Как говорится, будем наблюдать. Но образцовцы уже наблюдать не в состоянии, гиря до полу дошла.