Как счесть все золото мира?

На модерации Отложенный

   Эд Прайор Корреспондент Би-би-си

   Если собрать все золото мира, то получится куб со стороной в 20 метров, считает Уоррен Баффет.
  

   Вообразите на минуту, что вы – суперзлодей, который завладел всем золотом мира и решил переплавить его в огромный куб. Насколько огромным он получится?
   Уоррен Баффет, одни из богатейших людей планеты, как-то подсчитал, что "кубик" окажется не таким уж и большим. Его стороны не будут превышать 20 метров - если говорить о добытом за всю историю золоте.
   О мировых запасах золота инвесторов оповещает компания Thomson Reuters GFMS, которая ежегодно обновляет эти данные.
   По ее последним выкладкам получается, что на сегодня мы имеем 171 300 тонн этого металла - как раз столько, чтобы хватило на Баффетов куб, даже чуть больше.
   Но не все согласны с цифрами GFMS. Оценки разнятся от 155 244 до 2,5 млн тонн. Откуда же такая огромная разница?
  

   Древние знали толк в желтом металле: золотой саркофаг Тутанхамона весил полторы тонны
  

   Историческая недостача
  
Отчасти это объясняется тем, что золото добывают уже очень давно - более 6 тысяч лет.
   Первые золотые монеты были отчеканены приблизительно в 550 году до н.э. лидийским царем Крезом на территории современной Турции. Они быстро стали универсальным средством оплаты товаров и услуг в средиземноморском регионе.
   К 1492 году, на момент отплытия Колумба к берегам Америки, в мире, по данным GFMS, было добыто 12780 тонн. Однако основатель компании Gold Money Джеймс Турк полагает, что эта сильно цифра завышена, поскольку техника золотодобычи до средних веков была слишком примитивной. С его точки зрения, на то время масса всего добытого золота составляла лишь 297 тонн. Стало быть, и конечная цифра должна быть примерно на 10% ниже оценки Thompson Reuters GFMS, то есть 155 244 тонны.
   Кое-кто из инвесторов готов поверить в эти выкладки, однако многие аналитики принимают расчеты Турка в штыки, и один из них даже заметил по этому поводу, что сравнивать Турка с GFMS - то же самое, что всерьез рассматривать религию джедаев наравне с христианством.
  

   В ряде стран добыча золота ведется нелегально, а значит, говорить о точных цифрах мировой добычи не приходится
  

   Впрочем, есть и те, кто уверен, что и Турк, и GFMS сильно занижают цифры.


   "Один только золотой саркофаг Тутанхамона весил полторы тонны, а представляете, сколько золота было в других гробницах, которые разграбили, не оставив никаких записей", - говорит Джен Скойлз из инвестиционной фирмы The Real Asset Company.
Если Джеймс Турк лишь немного подправляет цифры GFMS по золоту, добытому после 1492 года, Скойлз указывает на то, что даже сегодня далеко не все золотодобывающие страны охотно делятся точными данными. А в некоторых районах мира и вовсе процветает незаконная добыча без всякого официального учета.
   Скойлз не приводит конкретных цифр, однако за нее это попытался сделать независимый Институт золотого стандарта.
   Его эксперты предположили, что если опустошить все банковские ячейки и шкатулки с драгоценностями, мы обнаружим не менее двух с половиной миллионов тонн золота.
   Так кто же прав в этом споре?
  

   В ваших золотых часах вполне может быть крупица золота Креза
  

   Хватит ли нам золота?
  
Истина скрыта за семью печатями, ведь в конечном итоге все расчеты основаны на предположениях, которые могут быть ошибочными.
   С уверенностью можно сказать лишь то, что в ближайшее время нам не грозит остаться без золота. По оценкам Геологической службы США, объем золота только на разведанных месторождениях составляет 52 тысячи тонн, но ведь наверняка есть еще и неразведанные.
   Впрочем, и для беспокойства тоже остается повод. До сих пор золото никуда не пропадало, одни изделия просто переплавлялись в другие.
   "Все добытое золото по-прежнему остается с нами. Если вы счастливый обладатель золотых часов, то есть все шансы, что они хотя бы отчасти сделаны из золота, добытого еще римлянами", - отмечает Джеймс Турк.
   Однако сегодня золото все чаще используется в электронной промышленности, причем порой в таких микроскопических объемах, что извлекать его из отслуживших свой срок изделий экономически нецелесообразно.
   А это впервые в истории ведет к безвозвратным потерям драгоценного металла.