Кризис.И сова здраствуйте

На модерации Отложенный

vvvvvvv

Кризис. И снова здравствуйте
Стихийная торговля — первый признак кризиса

Международные рейтинговые агентства негативно оценили усилия властей и оппозиции по урегулированию политического кризиса в Украине и возможный выход России из соглашений, подписанных в декабре 2013 года.

Изначально было ясно, что протестные акции не принесут экономике ничего хорошего. Но каждая новая неделя стояния Майдана делает экономическую рецессию все более реальной.

Возобновились проблемы даже, казалось бы, в уже наладившихся отношениях с Россией. По итогам саммита Россия-ЕС в Брюсселе президент РФ Владимир Путин заявил о том, что за Украиной остался должок «Газпрому».

НАК «Нафтогаз України» не только не расплатилась за газ, купленный в России во второй половине 2013 года. Долг составляет $ 2,7 млрд. Но якобы просит «Газпром» предоставить отсрочку по платежам и за прошлогодний газ, и за тот, который уже куплен в новом году по сниженным ценам.

Информация, о желании НАК реструктуризировать долг, затем была опровергнута министром энергетики и угольной промышленности Украины Эдуардом Ставицким. По его словам, Украина заплатит всю сумму, которую должна.

Однако, и так ясно, что покупая в декабре украинские облигации на $ 3 млрд. и обещая в дальнейшем приобрести их на еще большую сумму, россиянам даже в голову не приходило, что результаты переговоров могут быть истолкованы, таким вот панибратским образом.

И вот уже 28 января, когда отставка правительства Николая Азарова стала реальностью, а в Верховной Раде депутаты от Партии Регионов и оппозиции голосовали за закон об амнистии для участников массовых протестов, украинские грузы на российской таможне подвергались проверке с пристрастием.

По информации «Федерации работодателей Украины» (ФРУ), Федеральная таможенная служба РФ ввела усиленный режим контроля украинских товаров, в том числе, пищевой продукции и металлопроката, изделий машиностроения и торгового оборудования.

Таможенные органы требовали от перевозчиков выгружать украинские товары из автотранспорта и ж.д. вагонов, перевешивали их, требовали оплатить дополнительные пошлины.

Эти процедуры создают проблемы не только производителям и импортерам украинских товаров, но и перевозчикам. Поскольку именно они в ряде случаев обязаны оплатить штрафные санкции за несвоевременную доставку грузов.

Формально ужесточение проверок объяснили мерами предосторожности в преддверии сочинской олимпиады. Впоследствии стало известно, что на российской таможне проверялась продукция всего лишь 13 не названных украинских компаний.

Однако, получилось так, что крупным украинским промышленникам, многие из которых заседают в Верховной Раде, российские власти еще раз напомнили о последствиях для их бизнеса уступок Майдану, и о том, что экономические проблемы Украины никуда не делись.

Подтверждением последнего тезиса стал отказ Арсения Яценюка возглавить правительство после отставки Николая Азарова. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за управление экономикой, Арсений Петрович начал распространяться о том, что, власти должны выполнить условия оппозиции (прекращение насилия, освобождение заключенных, расследование преступлений и конституционная реформа). А США, ЕС и МВФ, в обмен на это, выделят Украине $ 15 млрд.

Об условиях выделения МВФ помощи Украине, о которых шел разговор до Майдана, в том числе о повышении стоимости природного газа для населения на 80% за два года, г-н Яценюк предпочел умолчать. И не вспомнил о декабрьских договоренностях Виктора Януковича с Владимиром Путиным на аналогичную сумму, из которой $ 3 млрд. правительство Азарова уже успело использовать на заделывание бюджетных дыр 2013 года.

Но дело даже не в том, что у МВФ нет мало-мальски рационального мотива, менять условия выделения средств Украине, а в том, что вероятность предоставления помощи Западом в нынешних условиях является мизерной.

Свидетельством тому стало очередное понижение кредитного рейтинга Украины сразу двумя международными рейтинговыми агентствами из «большой тройки» - Standard & Poors и Moody's.

Standard & Poors понизило рейтинг Украины по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте с уровня (B-) до уровня (CCC +) и по краткосрочным – с (В) до (С), с ухудшением прогноза по ним, - со стабильного до негативного. И подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне « B-/B».

Таким образом, рейтинг по долларовым облигациям Украины из разряда «высоко спекулятивных» перешел в разряд несущих «существенные риски».

Что явно не способствует популярности правительственных ценных бумаг и корпоративных облигаций среди инвесторов.

В сообщении S&P указано, что политическая обстановка в Украине значительно обострилась. По критериям агентства Украина оценивается, как проблемное гражданское общество с ослабленными политическими институтами, что уменьшает возможность правительства своевременно обслуживать долги.

В настоящее время неясно , как разрешится политическая ситуация. Однако в S&P считают, что ведущие оппозиционные кандидаты не имеют контроля над ситуацией или полной поддержки протестующих. А действующий президент

может удержать власть если богатые люди из бизнес-сообщества Украины и впредь будут поддерживать его политически , в то время как правительство России поддерживает его материально.

Но если Виктор Янукович потеряет власть, отказавшись от должности до выборов или после них, то дипломатические отношения с Россией ухудшатся, прямое финансирование из РФ, также как и выплаты Москве по уже выпущенным облигациям окажутся под угрозой.

В Moody's Investors Service решение о снижении долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Украины с «Caa1» до «Caa2» с негативным прогнозом принималось на основании трех факторов:

1) Эскалация социальной и политической напряженности в стране, и связанный с ним риск серьезного административного кризиса и /или длительной политической неопределенности.

2) Повышенный риск резкого роста внешней ликвидности, в связи с ростом спроса на иностранную валюту со стороны населения на фоне политического кризиса и недавнего ослабления национальной валюты.

3) Повышенная неопределенность в отношении предсказуемости внешней поддержки ликвидности со стороны России.

Как считают эксперты, даже если власти смогут договориться с Россией о финансовой поддержке в этом году, эффективно решать структурные проблемы правительство Украины не сможет. Поэтому если раньше украинские облигации котировались, как «несущие существенные риски», то теперь они стали «чрезвычайно рисковыми». Рейтинг Moody's на ступеньку ниже, чем Standard & Poors.

Еще одно международное рейтинговое агентство из т. наз. «большой тройки» - Fitch Ratings сделало заявление о ситуации в Украине еще 22 января после начала событий на Грушевского, отметив, что столкновение между полицией и демонстрантами может повысить спрос на валюту. Гривна дешевеет, но национальная валюта окажется еще под большим давлением, если Виктор Янукович пойдет на уступки Майдану, которые не понравятся России.

Нестабильный политический климат усугубляется отсутствием скоординированной программы оппозиции, глубинным характером протеста и возможными санкциями со стороны международного сообщества.

Пока что Fitch решило оставить суверенный рейтинг Украины на уровне «B». Но в конце февраля агентство собирается его пересмотреть.

Кто-то теряет миллиарды, а кто-то последнюю копейку. Фото Reuters

Перевод протестных акций в долгоиграющую форму выгоден оппозиции, не только потому, что позволяет поддерживать в тонусе своих сторонников, но и потому, что экономические последствия Майдана способны максимально усложнить переизбрание на второй срок Виктора Януковича либо его преемника. Без разницы, будут назначены досрочные выборы или нет.

В то же время отечественные эксперты все громче говорят об убытках гражданского противостояния для экономики и последствиях Майдана.

Так, например, политолог Вадим Карасев считает, что об экономическом росте в 2014 году, который планировался на уровне 3% ВВП, можно забыть, а за сокращение товарооборота внутри страны заплатят простые потребители и домохозяйства.

По информации исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, с момента обострения гражданского противостояния украинский бизнес уже потерял $ 2 млрд. Его оценка основана на удорожании на 2% стоимости обслуживания $ 100 млрд. кредитов частного сектора из-за возросших рисков работы в Украине.

Кроме того, по прогнозу г-на Устенко, из-за нестабильности в нынешнем году зарубежные инвестиции в украинскую экономику сократятся с $ 5 млрд. до $ 2 млрд.

Таким образом, международные санкции против украинских чиновников и бизнесменов еще не введены. И неизвестно, будут ли они? А экономика уже несет серьезные убытки.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть того, сумеют ли власти договориться с Майданом о недопущении дальнейшей эскалации насилия, и дать убедительные сигналы окружающему миру, что консенсус найден. Но шансы на это пока не велики. Скорее всего, борьба перейдет в вялотекущую стадию и затянется надолго.