ГРИНПИС: До половины лесов ближнего Подмосковья могут быть уничтожены из-за "лесной амнистии"

На модерации Отложенный

 Законопроект "прощает" любые случаи захвата лесных земель, если эти участки включены в кадастр не как земли лесного фонда. По оценкам Гринпис, 25% лесов между Московским малым кольцом и МКАДом будут гарантированно потеряны. Эксперты представили карту зон риска подмосковных лесов.

Сейчас в государственных реестрах накопилось множество противоречий, которые возникли не по вине собственников или нынешних пользователей спорных участков. Многие пересечения между участками, не предназначенными для леса, и землями лесного фонда возникли из-за технических ошибок и беспорядка в учете лесных земель, который продолжался десятилетиями. Подтвержденных спорных случаев по состоянию на апрель 2017 года около 377 тысяч. В одной только Московской области количество спорных участков составляет около двухсот тысяч, общей площадью около 184 тысяч гектаров, а их рыночную стоимость, по оценке Гринпис — не менее двух триллионов рублей.

По мнению руководителя лесного отдела Гринпис, кандидата биологических наук Алексея Ярошенко, нужно устранить в государственных реестрах некриминальные противоречия, которые возникли не по вине собственников или нынешних пользователей спорных участков.  Но вынесенный на рассмотрение в Госдуму вариант "лесной амнистии" прощает и явно криминальные случаи захвата земель, когда участки выводили из состава земель лесного фонда по мошенническим схемам и передавали в частные руки.

По оценкам Гринпис России, сделанным по данным Публичной кадастровой карты и карты лесного покрова Мэрилендского университета, гарантированно в зону уничтожения попадают 25% лесов ближнего Подмосковья без учёта Новой Москвы. Еще 31% лесов вообще не поставлены на кадастровый учет, но после принятия "лесной амнистии" их будет легче отнести к землям, не предназначенным для леса, и застроить.

С учетом лесов Новой Москвы ситуация между МКАД и Малым московским кольцом выглядит немного иначе: 21% лесов находятся в зоне практически гарантированного уничтожения, 27% — в зоне риска, связанной с принятием закона о "лесной амнистии", и 11% лесов на территории Москвы тоже в опасности, но по причинам, не связанным с законом о "лесной амнистии".

То есть в целом могут быть уничтожены 59% всех лесов на данной территории.

К чему это может привести

"Гарантированно защищены от уничтожения будут леса менее чем на 20% этой площади. Принятие закона о "лесной амнистии" резко ускорит превращение территории внутри Малого московского кольца в малолесную экстремально урбанизированную зону, быстро утрачивающую свои природные территории — фактически в зону экологического бедствия. Принятие этого закона приведет к грубому нарушению права примерно двадцати миллионов человек, фактически проживающих в границах этой территории, на благоприятную окружающую среду; похожие изменения, хотя и в меньших масштабах, неизбежно произойдут и в окрестностях других крупнейших городов нашей страны", — считает Алексей Ярошенко.

"Лесная амнистия" совсем не обязательно поможет добросовестным пользователям спорных земельных участков: для многих из них процедуры легализации своей давней собственности могут оказаться слишком сложными и даже непреодолимыми. А вот криминальным структурам, специализирующимся на расхищении лесных земель из государственной собственности, "лесная амнистия" поможет точно — этот вид незаконного бизнеса "по умолчанию" требует наличия связей и денег.

"Большинство таких пересечений приходится на части лесов, граничащие с поселениями, объектами инфраструктуры и нелесными землями, поэтому легализация захватов и застройки таких участков перекроет доступ в лес для очень многих россиян", — комментирует ситуацию руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.

В зоне наибольшего риска — окрестности крупнейших городов и городских агломераций: Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Ростова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани, Челябинска, Волгограда, Уфы, Краснодара, Омска, Новокузнецка, Воронежа, Владивостока, Красноярска, Перми, Саратова.