Двойник Ленина

На модерации Отложенный
Натурщик, позировавший для полотен об Ильиче, не смог выйти из образа
 

"Ленин на трибуне" кисти великого соцреалиста Александра Герасимова (слева). Позировал Славкин. Иосиф Ариевич Славкин настолько вошел в образ вождя, что даже свои фото в образе Ленина продавал как оригинал
16 апреля к Мавзолею на Красной площади снова выстроится очередь - усыпальница откроется после двухмесячного перерыва.

Как живой

Сейчас тело Ленина находится не в бронированном саркофаге, а в ванной со специальным бальзамическим раствором. Эта ванная стоит в соседнем с траурным залом Мавзолея помещении, под гостевыми трибунами.

К 16 апреля ученые завершат плановую профилактику (Мавзолей закрыли 16 февраля), и доступ к телу вождя мирового пролетариата будет возобновлен. Как и раньше: он будет открыт пять дней в неделю (кроме понедельника и пятницы) с 10.00 до 13.00. Вход в усыпальницу со стороны Никольской башни Кремля через рамку-металлодетектор. Пускают бесплатно. Есть ограничения по проносимым вещам: запрещены фото и видеоаппаратура, оружие, громоздкие сумки.

Каким бы полярным ни было отношение к Ленину, но желающих взглянуть на его тело очень много. В среднем за год паломничество или экскурсии (как это расценить, зависит от политических или религиозных взглядов посетителя) совершают до 400 тыс. человек. Если учесть, что Мавзолей открыт всего три часа в день, и отнять выходные и праздники, то получается, что у тела Ильича за минуту проходят 10 посетителей.

Можно считать Ильича кем угодно - хоть величайшим революционером и другом сирот, хоть кровавым гением, но паломничество к телу говорит о том, что он народу интересен. В любом качестве.

 
 
 

Но самое важное - на Красной площади лежит настоящий Ленин. А не его канонический образ, который мы знаем по портретам, памятникам и фильмам.

Напрашивается вопрос: а что, они так уж серьезно отличаются?

Да еще как! Ведь самые знаменитые портреты Ленина рисовали с совершенно другого человека.

Растворился в образе

Владимир Ильич Ленин умер после долгой болезни 21 января 1924 года.

Канонизация образа в эпоху, когда еще не было телевидения, имела свою специфику: потребовалось невероятное количество образов вождя. Но портреты и памятники требовалось с кого-то ваять, а творить по фотографиям (посмертных масок было всего две) многие художники и скульпторы не могли. Или не хотели. И тогда началась эпоха "двойников".

Самый популярным и востребованным был юрист Иосиф Ариевич Славкин, уроженец города Стародуба Черниговской губернии. В начале 1920-х он переселился в Москву. Скромно трудился в рядовой адвокатской конторе: громких дел не вел, особого внимания к себе не привлекал. Но сослуживцы как-то обратили внимание на сходство Славкина с вождем. Сначала Славкина приглашали играть Ленина в любительских спектаклях. Но Иосиф Ариевич настолько вжился в образ, что стал копировать прототипа и в повседневной жизни: походку и жестикуляцию, запоминал ленинские фразы, носил пиджаки и галстуки "как у Ленина", изучал документальные съемки выступлений вождя.

Вскоре Славкин стал востребованным натурщиком самых известных московских художников того времени: Нюрнберга, Финогенова, Одинцова, Налбандяна, Иогансона, Васильева. Со временем он уже ощущал себя не просто популярным натурщиком и двойником, но даже объявил себя соратником вождя. Потом вжился в образ уже настолько, что стерлись последние грани между вымыслом и действительностью. Славкин-Ленин рассказывал журналистам о том, как жил и работал с Ильичом в эмиграции, как работали вместе в правительстве...

Дошло до того, что художник Нюрнберг с натурщиком Славкиным нахально предложили рисунки "Ленин в период эмиграции" (Ленина писали, само собой, со Славкина) в Центральный Музей В.И. Ленина. Рисунки были отвергнуты как "извращающие образ В.И. Ленина".

Впрочем, творцов в те годы это уже не останавливало. В Центральный музей для экспозиции предлагали даже скульптуры Ленина. Но их отвергли: руководство музея уже было в курсе, что каменного вождя ваяли с натурщика Славкина.

В письме в ЦК партии директор Центрального музея Ленина тов. Беляков написал: "Тип Славкина пользуется успехом среди некоторых художников. И эти художники явно извращают образ Ленина".

Тем не менее Славкин вошел в историю. Почему? Ответ простой: увековечивание Ленина набирало обороты, творцам для вдохновения позарез были нужны двойники Ленина.

Показательно, что пишут искусствоведы об одном из зачинателей методов соцреализма художнике Александре Герасимове: "Картина "В.И. Ленин на трибуне" Герасимова звучит как гимн коммунизму и его гению. Герасимов видел В.И. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, но находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица Ленина с должной ясностью. И конечно, для углубленного постижения характеристики лица Ленина ему пришлось изучить многие материалы. Художник познакомился и с документальными фотографическими материалами. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства".

Сильно сказано. Но критики скромно умолчали, что для пламенного образа Ильича фотографий тогда особо и не потребовалось - даже великому Герасимову позировал все тот же Славкин.

Ленин: капитал

К 1940 году Славкин забросил юриспруденцию и работал исключительно "Лениным". Брал за сеанс от 25 до 50 рублей. Много это или мало? Судите сами: тогда бутылка водки стоила 11,5 руб., литр молока - 2 руб., булка хлеба - 1,7 руб., 1 кг говядины - 11 руб., кило картошки - 50 копеек, пара мужских ботинок - 90 руб., а цена пальто и костюма примерно соответствовала средней месячной зарплате - 340 руб.

Жадность псевдо-Ильича не имела границ, и росло его самомнение: уже не только отдельным художникам, но и самым солидным издательствам страны Славкин предлагал серии открыток Ленина. Естественно, в образе Ильича позировал он сам.

На пике карьеры Славкин на позировании зарабатывает по 2-3 тыс. руб. в месяц. И уже полностью отождествлял себя с Лениным.

Историк и писатель Георгий Андреевский так описывает Славкина: "Он мечтает сыграть роль Ленина в кино. Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру "Ленин-вождь", то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину гонорара. Сам Ленин, наверное, никогда бы не смог заключить такого выгодного договора, даже если бы и позировал. Славкин даже жену стал называть Надюшей, а ненавистного соседа по квартире "проституткой Троцким". Тяжелым ударом стала смерть Надежды Константиновны Крупской. Прочтя газету, Иосиф Ариевич долго сидел у письменного стола, готовый принимать соболезнования".

Только после письма в ЦК о наглом двойнике партия решила навести порядок. 13 июня 1941 года вышло распоряжение о том, что выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер, в количестве более 10 экземпляров разрешается исключительно Главлитом.

... Судьба "двойников" Ленина (кроме Славкина были и другие) сложилась совсем не трагично. С ними провели воспитательную беседу и... отпустили.

Славкин сбрил усы и бородку и устроился юристом в "Мясосбыт". Пережил войну, умер в середине 60-х в возрасте 74 лет.

Сегодня, когда мы смотрим на знаковые портреты вождя мирового пролетариата, то видим, конечно, прежде всего эпохальную личность. Но отчасти - и Иосифа Ариевича.

"Российская газета" - Неделя №6634 (63)