Новогодние окрытки

Новогодние окрытки Зарубина Владимира Ивановича - советского художника, мультипликатора, иллюстратора 

Открытки Зарубина были очень популярны среди современников: их копировали для стенгазет, срисовывали для витрин, покупали не только для почтовой рассылки, но и в собственную коллекцию. 

Эти открытки продолжают коллекционировать и сейчас, а в 2007 году вышел целый каталог его почтовых миниатюр. Общий тираж почтовых миниатюр Зарубина вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни

Самый добрый художник страны был, несомненно, очень добрым человеком. 

Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее».

Художника не стало, а его работы продолжают жить в альбомах, в коробочках, и в воспоминаниях. 

В них по-прежнему тепло и доброта, лукавый взгляд их создателя и добрая улыбка. 

Надеюсь, что после просмотра этих открыток вы тоже улыбнулись, а значит, в этом мире стало чуточку светлее. С наступающим!

автор предисловия Елена Старкова

 

1.

Первая его открытка была выпущена в 1962 году

Его работы стали популярными и ценятся коллекционерами. Художественные новогодние открытки Зарубина копировали на витринах магазинов и стенгазетах. Коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии.

 

 

Самая первая новогодняя открытка В.Зарубина

Зарубин-старший относился к так называемой рабочей интеллигенции – он всячески поощрял стремление своих детей к саморазвитию и в том числе тягу младшего к искусству. Первыми, кто оценил рисунки мальчика, был и деревенские жители – им он продемонстрировал копию какой-то картины из книги.


Соседи были удивлены тем, что пятилетний ребенок так хорошо рисует и в деревне стали говорить о Володе как о будущем художнике.
Незадолго до начала войны Зарубины переехали в украинский город Лисичанск, где активно строились химические предприятия. Жизнь здесь сулила большие перспективы братьям – каждый мог развивать свои таланты и выбирать место учебы.

 

 

2.

Родился Владимир Иванович Зарубин в деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области. В семье было трое сыновей и каждый имел в жизни свою страсть. Старшего тянуло к технике, средний любил музыку и писал стихи, а младший – Володя, обожал рисовать.

 

 

3.

Владимир с раннего детства имел отличную возможность приобщаться к лучшим образцам русской графики. В семье хранилась большая коллекция открыток и книг репродукциями картин, которые стали отличными примерами для первых творческих работ мальчика.

 

 

4.

Но война нарушила все планы – старшие братья пошли на фронт, а Владимир, которому едва исполнилось 16 лет, попал в оккупацию. Вскоре его вместе с другой молодежью угнали на работы в Германию, на завод, раположенный в городе Рур.
В трудовом рабстве у нацистов закончилось Володино детство.

Тяжелый труд, холод, недоедание, издевательства и постоянный страх смерти – все эти постоянные спутники остербайтеров заставили Зарубина по иному смотреть на окружающий мир. Именно поэтому, после освобождения американскими войсками, Владимир сразу же отправился служить в советскую армию. С 1945 по 1949 год Зарубин находился на военной службе – в качестве рядового стрелка охранял военную комендатуру. Демобилизовавшись, Владимир обосновался в Москве, устроившись сначала художником в Министерстве угольной промышленности, а затем на завод, который все сейчас знают как НПО «Гиперон».

 

 

5.

Работая, парень учился – в 1958 году он закончил вечернюю школу и параллельно курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».

После этого Владимир получил заочно высшее образование в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС. С 1957 по 1982 год Зарубин работал художником-аниматором на студии «Союзмультфильм».

За это время он принял участие в создании сотен замечательных мультфильмов, среди которых «Ну погоди», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты».

 

 

6.

В конце 70- х годов Владимира Ивановича приняли в Союз кинематографистов СССР.
А что же открытки, о которых мы завели речь в начале нашего повествования?
Почтовой миниатюрой Владимир Зарубин занимался параллельно мультипликации.

В 1962 вышла первая открытка художника, с хорошо узнаваемым «фирменным» стилем, которому мастер никогда не изменял. Но даже анимацией и открытками не ограничивались интересы многогранного художника.

 

 

7.

Зарубин активно создавал иллюстрации к книгам, которые и сейчас можно встретить на полках любителей литературы. Но как известно, именно открытки принесли Владимиру Ивановичу всесоюзное признание и любовь.

В советские времена открытки пересылались сотнями тысяч – традиция отправлять поздравления, приглашения или просто короткие послания на красивой почтовой карточке была невероятно популярной на всей территории страны.

В СССР было немало прекрасных художников, рисующих открытки, но Владимир Зарубин считался лучшим.

 

 

8.

Его открытки мигом разметались с прилавков почтовых отделений и газетных киосков, а иногда за ними даже выстраивались очереди.
Люди коллекционировали работы художника, с нетерпением ожидая появления новых образцов его творчества, а дети писали ему письма.

Удивительно, но всегда очень занятой Владимир Иванович лично отвечал на каждое письмо от поклонников.
Он был очень добрым человеком и искренне верил, что его открытки помогут людям тоже стать добрее.

 

 

9.

Зарубина можно назвать мировым рекордсменом, ведь его открытки, вместе с конвертами и бланками телеграмм, были выпущены в невероятном количестве 1 588 270 000 экземпляров!

 

 

10.

Сам Зарубин считал, что занялся созданием открыток и конвертов сравнительно поздно: «Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского. Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.

Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо. Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла...

В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете».

 

 

11.

Спустя много лет Зарубин ушел со студии и занялся работой на дому. 

«Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы, — рассказывал Владимир Иванович. — Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные подсказывают сюжеты. Помогает, но разве что морально. Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё изобретаю сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро.

Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке...»

 

 

12.

 

 

13.

 

 

14.

 

 

15.

 

 

16.

 

 

17.

 

 

18.

 

 

19.

 

 

20.

 

 

21.

 

 

22.

 

 

23.

 

 

24.

 

 

25.

 

 

26.

 

 

27.

 

 

28.

 

 

29.

 

 

30.

 

 

31.

 

 

32.

 

 

33.

 

 

34.

 

 

35.

 

 

36.

 

 

37.

 

 

38.

 

 

39.

 

 

40.

 

 

41.

 

 

42.

 

 

43.

 

 

44.

 

 

45.

 

 

46.

 

 

47.

 

 

48.

 

 

49.

 

 

50.

 

 

51.

 

 

52.

 

 

54.

 

 

55. Вот как пишет о работе художника другой художник -©Тимур Фальковский-Алиханов, изучавший творческую манеру Владимира Ивановича  Зарубина.

" Используя максимальное увеличение, сквозь сеть офсетных точек, я вгляделся в рисунки и не сразу, но расшифровал некоторые технические секреты. 

разбираясь в технике его рисунков,я проникся уважением к автору. Вы даже не представляете степень трудолюбия этого человека! Расскажу, как Зарубин рисовал, например, зайчика. Сначала делал наброски, искал образ. Вариант, который считал достойным,переводил на кальку. С кальки передавливал контур тупой иглой на рабочий лист. Заливал основные участки акварелью. После проходил гуашевыми белилами места,которые надо было высветлить. Затем все это штриховал очень остро заточенными цветными карандашами разных цветов. Одним цветом, потом другим , третьим, четвёртым...

В конце очень тонкой кистью в пару волосков наносил гуашью шерсть, усы, ресницы. На зайчике я насчитал двенадцать проходов разными материалами!--- Справка: в стране художественные материалы были недоступны,а качество их ужасным. Худфонд раз в год выдавал только членам СХ пяток кистей-растопырок, листов 50 ватмана и торшона,коробку акварели «Нева». Ещё метров 10 льняного холста в узлах и краски неходовых цветов по страшной цене.Тюбик церулеума (нежно-небесный цвет) стоил 4,5 рубля! На эти деньги можно было жить неделю! 

Сейчас художники избалованы изобилием худ.салонов. 

Нам, студентам 70-х,(если везло) ,нужно было разгрузить фуру товара для худфонда, чтобы получить право на покупку беличьей кисти за 1,20 руб.и пачки акварельной бумаги из ГДР за 3.75 руб. при стипендии в 30 руб. Думаю, Зарубин, как и другие художники, материалы доставал по блату, а кисти делал сам..." (отсюда)

 

 

 

Зарубин Владимир Иванович.

Своей любимой работой художник занимался до самого последнего дня .

В начале 1990-х годов художник начал постоянно работать с одним маленьким издательством. Со временем оно выросло, преимущественно благодаря работам Зарубина, но вскоре издатель стал задерживать оплату, а затем вообще перестал платить, требуя новых открыток. Это продолжалось более года. 21 июня 1996 года Владимиру Ивановичу сообщили по телефону, что «фирма разорилась». Через несколько часов художника не стало. Ему было 70 лет...

 

Источник: https://obiskusstve.com/2391537382065441131/novogodnie-okrytki-zarubina-vladimira-ivanovicha-sovetskogo-hudozhnika/

8
472
10