Гибель национального государства в мире ислама

На модерации Отложенный

Глобализация чрезвычайно токсична. Рано или поздно, она погубит национальные государства, что приведет к хаосу и экономическому краху. Этот процесс уже идет. Государства уже распадаются там, где национальная идея слабее, к примеру, - в исламских странах. Здесь государство – дерево без корней. Здесь история национального государства насчитывает в среднем полвека, а в головах доминирует Ислам, но не национальная идея. Потому национальное государство в случае кризиса погибает без шансов восстановиться. Мы пока еще имеем возможность смотреть на проблемы южан со стороны. Завтра эта беда постучит и в нашу дверь. Давайте внимательно рассмотрим те процессы, что идут в странах исламского мира.

Трудно представить себе, что национальное государство не является единственно возможной формой организации власти в обществе. Тем не менее, это так. Большинству существующих в мире национальных государство менее ста лет. И тому, что имеет начало, предписан конец.

В исламских странах уже начался закат эпохи национального государства. В половине стран Мира Ислама хроническим стал политический кризис и действия террористов, а треть национальных правительств исламских стран вовсе не контролируют ситуацию. Возможно, что в ближайшие годы национальное государство в большинстве стран исламского мира рухнет окончательно.

В современном мире процессы глобализации ведут к ослаблению национального государства и его институтов, а также – ослаблению национальной идеи в целом. Однако процесс этот в разных странах происходит неравномерно и повсюду имеет свои особенности.

Ислам является второй по многочисленности религией в мире; по разным данным ее исповедуют от 1 до 1,5 миллиарда человек. При этом Ислам – мировая религия, открытая для людей всех национальностей. Подавляющее большинство мусульман (свыше 4/5) не являются арабами. Совокупность стран, где большинство населения составляют мусульмане, мы называем «Мир Ислама».

Табл.1. Состояние политической стабильности

в государствах «Мира Ислама»

Страна или территория

Население (2007)

% мусульман

Численность мусульман

Год обретения независимости в новейший период истории

Наличие вооруженного конфликта

Наличие кризиса государства

Афганистан

31,889,923

99 %

31,571,023

1919

+

+

Албания

3,844,841

70 %

2,691,388

1944

-

-

Алжир

33,333,216

99 %

32,999,884

1962

+

+

Азербайджан

8,587,000

97,8 %

8,398,086

1991

-

-

Бахрейн

708,573

81.2 %-98%

575,361 — 694,402

1971

-

-

Бангладеш

150,448,339

88.3 % - 89.7 %

132,446,365 — 134,952,160

1971

-

+

Бруней

374,577

64 %

239,729

1984

-

-

Буркина Фасо

14,326,203

50 %-55%

7,163,102 — 7,879,412

1960

-

+

Босния и Герцеговина

4,552,198

40 %

1,820,879

1992

-

-

Чад

9,885,661

51 %

5,041,678

1960

+)

+

Коморские Острова

711,417

98 %

657,822

1975

-

+

Джибути

496,374

94 % - 99 %

466,592 — 491,410

1977

-

+

Египет

80,335,036

90 % - 94 %

72,301,532 — 75,514,933

1922

-

-

Эритрея

4,906,585

48 % - 60 %

2,189,567 — 2,943,951

1991

+

+

Гамбия

1,688,359

90 % - 95 %

1,519,523 — 1,603,941

1963

-

-

Гвинея

9,947,814

85 %

8,455,642

1958

+

+

Гвинея-Бисау

1,472,780

45 %

662,751

1974

+

+

Индонезия

234,693,997

85.2 % - 88.20 %

199,959,285 — 207,000,105

1949

+

+

Иран

65,397,521

98 %

64,089,571

1942

-

-

Ирак

27,499,638

97 %

26,674,649

1958

+

+

Иордания

6,053,193

95 %

5,750,533

Казахстан

15,284,929

67 %

10,315,500

1991

-

-

Кувейт

2,505,559

80 %

2,004,447

1961

-

-

Киргизия

5,284,149

75 % - 80 %

3,963,112 — 4,227,319

1991

-

+

Ливан

3,826,018

55 % (примерно)

2,104,310

1943

-

+

Ливия

6,036,914

97 %

5,855,807

1951

-

-

Малайзия

24,821,286

60.4 %

14,992,057

1963

-

-

Мальдивы (Подробнее)

369,031

99.41 %

366,853

1965

-

+

Мали

11,995,402

90 %

10,795,862

1960

+

+

Мавритания

3,270,065

99.9 %

3,266,795

1960

-

+

Марокко

33,757,175

98.7 % - 99.9 %

33,318,332 — 33,723,418

1956

-

-

Нигер

12,894,865

80 % - 95 %

10,315,892 — 12,250,122

1960

+

+

Нигерия

135,031,164

50 %

67,515,582

1960

+

+

Оман

3,204,897

92.66 %

2,969,658

1971

-

-

Пакистан

164,741,924

96 % - 97 %

158,152,247 — 159,799,666

1947

+

+

Катар

907,229

77.5 %

703,102

1971

-

-

Саудовская Аравия

27,601,038

92.8 % - 100 %

25,613,763 — 27,601,038

1932

-

-

Сенегал

12,521,851

94 % - 95 %

11,770,540 — 11,895,758

1960

-

-

Сьерра-Леоне

6,144,562

60 %

3,686,737

1961

-

+

Сомали

9,118,773

99.9 %

9,109,654

1960

+

+

Судан

39,379,358

70 %

27,565,551

1956

+

+

Сирия

19,314,747

90 %

17,383,272

1946

-

-

Таджикистан

7,076,598

90 %

6,368,938

1991

+

+

Тунис

10,276,158

98 %

10,070,635

1956

-

-

Турция

71,158,647

94 % - 99 %

66,889,128 — 70,047,060

1923

-

+

Туркменистан

5,097,028

89 %

4,536,355

1991

-

-

Объединенные Арабские Эмираты

4,444,011

61.75 % — 76 %

2,744,177 — 3,377,448

1971

-

-

Узбекистан

27,780,059

88 %

24,446,452

1991

-

-

Палестина

4,018,332

83.74 %

3,365,079

-

+

+

Западная Сахара

382,617

99.8 %

381,852

1976

+

+

Йемен

22,230,531

99 %

22,008,225

1990

-

+

Итого

6,671,226,000

21.731 % -22.557 %

1,449,765,439 -1,504,829,038

В 17 странах из 51

В 27 странах из 51

Более чем в половине исламских государств (в 27 из 51) политическая система находится в крайне неустойчивом положении. Центральное правительство там либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля является крайне низкой. Применительно к этим странам мы говорим о «кризисе национального государства». В таких странах проживает большая часть населения Мира Ислама.

В нескольких странах исламского мира национальное государство в лице центрального правительства совершенно не способно контролировать ситуацию на территории страны без иностранного военного участия. Речь идет об Ираке, Афганистане, Сомали, Судане, Чаде, Нигере, Нигерии, Западной Сахаре, Палестине. В этих странах в совокупности проживает около 270 млн. человек. Применительно к этим странам можно говорить о распаде национального государства.

В 17 из 51 страны исламского мира в последние годы имели место или там продолжаются и сейчас крупные или локальные вооруженные конфликты. В этих странах проживает около 743 млн. человек или – половина населения Мира Ислама. Среди этих стран – такие крупнейшие государства, как Алжир, Афганистан, Судан, Нигерия, Индонезия, Пакистан.

Табл.2. Наиболее значимые конфликты

стран исламского мира

Страна

Наличие вооруженного конфликта

Наличие кризиса государства

Признаки кризиса государства

Афганистан

+

+

Неэффективность центрального правительства на большинстве территории, действия талибов

Алжир

-

+

Действия боевиков «Салафистской группы проповеди и джихада»

Бангладеш

-

+

бунт пограничников, напряженная политическая борьба

Чад

+

+

Действия боевиков Народного фронта за национальное возрождение, вовлеченность страны в конфликт в Дарфуре

Гвинея

+

+

Военный переворот в конце 2008 года и массовые выступления оппозиции

Индонезия

+

+

Война в провинции Ачех

Ирак

+

+

Слабость центральной власти, действия многочисленных боевиков, теракты, сунитсо-шиитские столкновения

Кригизия

-

+

Переворот в 2010 году, свержение власти Курманбека Бакиева

Мали

+

+

Нападения повстанцев из племени туарег на базы военных

Нигер

+

+

В 2010 г. власть захвачена военной хунтой

Нигерия

+

+

Межрелигиозные столкновения христиан и мусульман

Пакистан

+

+

Теракты, действуют многочисленные экстремисты, правительство не контролирует территорию племен

Сомали

+

+

Страна фактически распалась, действуют пираты и боевики

Судан

+

+

Нарастающий конфликт между светской властью и фундаменталистами, война в Дарфуре, этнический конфликт между чернокожим населением и арабами, война на юге страны, территориальные претензии к Египту

Таджикистан

+

+

Действия боевиков и экстремистов, бедность населения, массовый исход по экономическим причинам

Турция

-

-

Ослабление позиций националистов, мирный приход к власти исламистов, раскручивающееся дело о попытке государственного переворота, аресты лидеров националистов и военных

Узбекистан

-

-

Активизация религиозных экстремистов

Распад национального государства есть наиболее сложная форма кризиса национального государства.

Причины кризиса национального государства

Классифицируя страны Мира Ислама по причинам, вызвавшим кризис или распад национального государства, можно выделить три наиболее заметные группы.

Первую, самую многочисленную из них составляет группа стран, в которых кризис был спровоцирован вмешательством внешних сил. Вторую группу стран составляют государства или, точнее территории, на которых после окончания эпохи колониализма так и не было сформировано национальное государство. Третью группу кризисных стран составляют те страны мира Ислама, где национального государство оказалось слабо или неэффективно без влияния внешних сил, лишь по причинам внутреннего характера.

Первая группа кризисных стран

Во-многом кризис национального государства в исламском мире есть следствие распада советского блока стран и кризиса социалистической идеологии. Многие из стран «Третьего мира», сегодня переживающих кризис государственности, когда-то строили социализм и входили в число социалистических развивающихся стран. Распад советского блок стал внешним фактором, вызвавшим кризис в ряде развивающихся стран исламского мира.

Советский, коммунистический «проект» был неотъемлемой частью западного «проекта», равно включающего в себя и страны «капитализма» и страны «социализма». Победив СССР и его союзников в «холодной войне», Запад победил сам себя, свою неотъемлемую часть. Была побеждена социалистическая и национально-освободительная идея, которые играли огромную роль в формировании национальных государств на территории бывших колоний. Без идеологии, моральной, военно-политической и прочей материальной поддержки в бывших колониях национальное государство оказалось слишком слабым, не имеющим корней и симпатий населения, не способным противостоять разгулу криминала, кланам и религиозным фанатикам.

До сих пор большинство исламских стран Третьего мира, некогда выбравших «социалистический» путь развития, не могут оправиться от вызванного распадом СССР политического кризиса. Во многих из них национальное государство вообще оказалось несостоятельным. Наиболее яркий пример – Сомали.

В некоторых из стран кризис национальной государственности был спровоцирован прямым иностранным военным вторжением. Внешние силы сумели нарушить существовавший государственный срой, но, несмотря на прилагаемые усилия уже не смогли реконструировать его. Приведенные ими к власти политики лишь имитируют наличие государства, но реально стабильность держится лишь на иностранной военной силе.

Так было с Афганистаном, в котором СССР смог установить дружественный режим, но после вывода советских войск сам этот режим оказался нежизнеспособным. Так было с Афганистаном после ввода войск НАТО, которые с трудом удерживают относительный контроль за частью территории страны. Так же было и в Ираке .

Вторая группа кризисных стран

Вторую группу кризисных стран мира Ислама составляют Палестина и Западная Сахара, где в постколониальную эпоху национальное государство так и не было сформировано.

Третья группа кризисных стран

Эта группа стран достаточно многочисленна. Наихудшее положение в Судане или Чаде.

Непринятие исламистами факта существования национального государства

Даже в тех случаях, когда в странах Мира Ислама национальное государство было разрушено извне, кризис всегда имел глубокие внутренние причины.

Одна из этих причин - неглубокие корни национального государства в сознании людей исламского мира. Радикальные исламские группировки, влияние которых растет в геометрической прогрессии, вообще не признают легитимность власти национальных правительств. Но не только они. Корни национализма, без которого невозможна борьба за национальное единство, в Мире Ислама неглубоки и, как правило, привнесены извне, с иностранным образованием и светским мышлением.

Публицист, основатель «Радио Ислам» марокканец Ахмед Рами так характеризует эту дилемму:

«Нельзя называть сегодняшние арабские государства национальными государствами. Есть только одна исламская нация, а именно так называемая «УММА». Согласно сегодняшней арабской и исламской идеологии, единственное совершенно законное исламское государство - это то, которое охватывает совокупность исламской нации. Лояльность правоверного мусульманина относится гораздо скорее к идеальному государству, которое ещё не было создано, чем к существующему в действительности государству.

Согласно Корану, мусульманин обязан быть верен государству только при условии, что оно - законная политическая организация, которая основывается на настоящих исламских принципах и не признаёт никаких границ между мусульманами. В противном случае преобладает угнетение («зульм»), оправдывая восстание, т.е. революцию. Исламские и арабские государства безнадёжно расколоты в настоящее время. Исходящая из религиозного исповедания сила ведёт к тому, что временный, и в основном незаконный, характер этих государств видится в ещё более ярком свете. Эта сила ослабляет лояльность правоверных по отношению к ним. Все правящие в сегодняшнем арабском мире режимы незаконны, но лицемерными средствами всякого рода пытаются придать себе внешний вид исламской законности…»

В исламском мире национальная идея никогда не была особенно сильной. Напротив, гораздо более сильным, чем в Европе было религиозное сознание. Естественно, что в эпоху глобализации национальное государство обретает в исламском мире новые проблемы, решить которые, возможно, будет уже не в состоянии.

Конец эпохи «национального романтизма» в странах Мира Ислама

Крушение колониальной системы сопровождалось формированием в странах Мира Ислама национального государства, в том числе - национальной бюрократии, вооруженных сил, полиции, законодательств, систем судопроизводства и т.д.

Характерно, что очень часто во главе национально-освободительной борьбы, а затем, после получения свободы – во главе нации вставали люди, получившие светское, западное, европейское образование, находящиеся под идейно-политическим влиянием Запада (в том числе – его «социалистической» модели).

31 страна из 51 стран Мира Ислама получили независимость в период распада колониальной системы в конце 1940-начале 1970-х гг. Эту эпоху создания национальных государств можно охарактеризовать как время «национального романтизма», когда идеи национального государства, прежде чуждые большинству населения, всколыхнули «Третий мир» и вынудили колониальные державы отказаться от прав на колонии. Национально-освободительная борьба охватила весь мир и стала знаменем эпохи.

Процессы глобализации в мире ведут к ослаблению роли национального государства. Не обошел стороной этот процесс и Мир Ислама. В последние десятилетия мы наблюдаем ослабление национальных государств, уменьшение привлекательности для масс национальной или социалистической идеи, под знаменами которых создавались национальные государства не территории бывших колоний.

Однако очевидно, что ослабление национальных государств, снижение их эффективности и числа исполняемых функций не может быть бесконечным. Этот процесс не является линейным. Рано или поздно снижение роли государства должно привести к развалу национального государства и создании на его руинах целого ряда квазиобразований криминального, кланового и др. типов.

Во многих исламских странах ослабление национального государства, национальной и социалистической идей идет параллельно с ростом популярности и влиятельности Ислама.

На примере целого ряда стран Мира Ислама мы наблюдаем интересную закономерность. Распад национального государства (или, даже, его ослабление) ведут к росту влияния криминала. В свою очередь, власть криминальных банд сменяется приходом к власти исламских радикалов, которым население доверяет как способу избавиться от творимых бандами произвола.

В Афганистане это стало причиной прихода к власти талибов. Так было в Судане. Эту закономерность мы видим в Сомали и в ряде других стран.

В странах Мира Ислама национальное государство, как правило, является исторически новой, привнесенной извне формой правления и история его пока непродолжительна. Возможно, что уже в самое ближайшее время произойдет гибель национального государства как формы правления еще в целом ряде стран Мира Ислама. И, скорее всего, власть в них получат исламские радикалы, которые считают национальное государство своим врагом, а единственно-возможной формой правления общеисламский Халифат.

Этот процесс был бы заметен уже сегодня, если бы не чрезвычайные усилия западных стран, в первую очередь - США по сдерживанию экономическими, политическими и военными мерами разрастания кризиса национального государства в странах Мира Ислама. Однако рано или поздно США покинут Афганистан, Ирак и тогда разрушение национальных государств в странах Мира Ислама по их периметру ускорится. Несомненно, следующими на очереди окажутся Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и многие беднейшие страны Мира Ислама.

Таким образом, мы видим ослабление а, возможно, начало повсеместного кризиса национального государства в ряде стран Мира Ислама. Уже сегодня с политической карты мира можно вычеркнуть некоторые государства. Если эта тенденция будет усугубиться, к примеру – из-за разрастания всемирного экономического кризиса, национальные государства в Мире Ислама могут рухнуть повсеместно.

Демографический «привет» от социализма

В последние полвека исламский мир под влиянием социализма и национализма пережил демографический взрыв. Основной причиной демографического взрыва в исламском мире стало становление «солидарного общества». Социализм и национализм породили иллюзию того, что общество и государство могут и готовы заботиться о всех своих гражданах, сколько бы их не родилось в семье и, по крайней мере не дадут детям пропасть с голода.

Кроме того, сцепившиеся во взаимной борьбе националистические и социалистические режимы («Первый» и «Второй мир») начали передачу технологий, оборудования, капиталов своим союзникам из числа стран «Третьего мира». На время это объективно способствовало росту экономических возможностей развивающихся стран. Прогресс казался вечным и на фоне экономического роста социальные регуляторы численности рождаемости, существующие в традиционном обществе, перестали срабатывать. Во второй половине XX века в странах Мира Ислама началось быстрое увеличение численности населения.

Табл.3. Демографический взрыв в XX веке в странах Мира Ислама, тыс. чел.

Страна или территория

1900

2007

Страна или территория

1900

2007

Афганистан

3 671

31 890

Малайзия

3 255

24821

Албания

825

3 845

Мальдивы

50

369

Алжир

4 675

33 333

Мали

2 672

11 995

Азербайджан

1 745

8 587

Мавритания

502

3,270,065

Бахрейн

68

708

Марокко

3 800

33 757

Бангладеш

29 012

150 448

Нигер

1 459

12 894

Бруней

18

374

Нигерия

15 589

135 031

Буркина Фасо

2 222

14 326

Оман

204

3 204

Босния и Герцеговина

1 678

4 552

Пакистан

19 759

164 742

Чад

675

9 886

Катар

10

907,229

Коморские Острова

105

711

Саудовская Аравия

1 503

27 601

Джибути

36

496

Сенегал

1 200

12 522

Египет

10 186

80 335

Сьерра-Леоне

6 144

Эритрея

260

4 906

Сомали

279

9 118

Гамбия

90

1 688

Судан

5 588

39 379

Гвинея

1 432

9 948

Сирия

955

19 314

Гвинея-Бисау

165

1 473

Таджикистан

1 000

7 076

Индонезия

42 746

234 694

Тунис

1 900

10 276

Иран

9 860

65 397

Турция

11 900

71 158

Ирак

2 060

27 499

Туркменистан

894

5 097

Иордания

450

6 053

Объединенные Арабские Эмираты

75

4 444

Казахстан

4 947

15 285

Узбекистан

4 250

27 780

Кувейт

45

2 505

Палестина

516

4 018

Киргизия

1 284

5 284

Ливия

422

6 037

Ливан

591

3 826

Йемен

2 372

22 230

До середины XХ века население в странах Мира Ислама росло очень медленно. Накануне демографического взрыва, численность мусульман в мире составляла в 1950 г. 330-350 млн. человек, или 13-14 % мирового населения.

Во второй половине прошлого столетия в мире происходит демографический взрыв за счет стремительного роста населения в регионах Мира Ислама. К концу века численность мусульман оценивается в 1-1,5 млрд. человек. Таким образом, численность населения в странах Мира Ислама за 50 лет увеличилась примерно в четыре раза. А доля мусульман в мировом населении возросла в два раза - до 20-23%.

Однако время социалистических и националистических режимов в странах Мира Ислама осталось в прошлом.

Националистические или социалистические правительства, которые стояли у истоков создания национальных государств в странах Мира Ислама в середине прошлого века ушли, уступив место «либералам» или «умеренным исламистам».

Сегодня численность населения стран Мира Ислама превышает экономические возможности многих исламских государств прокормить свое население. Результатом стал перманентный политический хаос, который, в свою очередь, мешает развитию их экономики.

В связи с распадом блока социалистических стран, кризисом социалистических и националистических идеологий большинство исламских стран мира оказались в весьма непростой ситуации. Националистические или социалистические лозунги, под которыми шла антиколониальная борьба, создавалось национальное государство в странах «Третьего мира» оказались неактуальны.

Многие из бывших «социалистических-развивающихся» стран распались или же терзаемы перманентным политическим кризисом. Экономическое развитие большинства стран Мира Ислама отстает от демографического роста, что провоцирует политическую напряженность.

Либерализм говорит: «выживайте, как сможете». Исламизм добавляет: «все в руках Аллаха»

Либерализм, пришедший на смену национализму на Западе, похоже стал единственным политическим течением в современном мире.

Он не может ответить на вопрос о том, что делать странам «Третьего мира» с отсталой экономикой и многократно выросшим населением. И не ищет ответы.

Зато либерализм не конфликтует и, напротив, неплохо уживается с частью умеренного и радикальным исламизмом, ставшим основной силой в странах Мира Ислама.

Либерализм западного образца кровно заинтересован в разрушении национальных государств в странах Мира Ислама. Отчасти потому, что национальное государство повсеместно является «сторожем», не позволяющим бесплатное выкачивание энергетических, продовольственных, финансовых, людских ресурсов. А отчасти потому, что либерализм разрушает национальное государство и на самом Западе и опережающее падение национального государства в остальных частях мира должно маскировать этот кризис.

Западный либерализм находит мощного союзника в странах «Мира Ислама» в лице радикальных и, отчасти, умеренных исламистов, желающих краха национального государства как препятствия на пути осуществления догматов Ислама, в частности, создания всемирного Халифата.

Сегодня национальное государство в Мире Ислама, будучи однажды разрушенным, уже не возрождается и вся оставшаяся от него территория превращается в зону непрерывных конфликтов и вражды криминальных группировок. Но, как ни странно, такая перспектива совершенно не пугает политиков-исламистов, которые все равно считают национальное государство куда более опасным врагом, чем хаос, голод и бедность.

Россия уже не берет на себя ответственность за то, чтобы быть лидером для стран «Третьего мира». Но наша страна и не несет ответственность за политический курс западных стран, сознательно уничтожающих национальные государства в Мире Ислама.

Нам следует сделать вывод: борьба с национализмом - это путь к гибели национального государства и России в целом.