Запах вранья

 

Комментировать решение Украины по "Евровиденью" я не могу. Не тот у меня паспорт, чтобы такие решения критиковать. С паспортом РФ не покритикуешь.

А вот реакцию на это решение со стороны собратьев по перу уже нельзя не прокомментировать. Реакция эта – радость. Понятная, естественная радость, что путинизм щелкнули по носу. Так тридцать-сорок лет назад мы радовались любому щелчку, полученному Советами. Всё было просто – на войне, как на войне. Пусть она и холодная. Мы на этой войне были против коммунизма. И автоматически – за Запад. Поэтому и помыслить нельзя было какой бы то ни было критики Америки. И одобрения ничего советского, пусть и балета, тоже помыслить было нельзя. Это было бы предательством. Как молоды мы были!.. Хотя какой там молоды – за тридцать!.. Иисус в наши годы...

И тогда тридцать лет назад нам не помешало бы быть умней и добавить к горячему сердцу немного холодной головы. Сегодня же – тем более. Ну, в самом деле, чему здесь радоваться? Торжеству украинского закона, который один для всех? Так это же не торжество. Пусть маленькой, но победе над РФ? Так это скорее поражение. Имиджевые потери, не говоря о прочих, налицо. Что касается РФ, то она из этой истории выходила победительницей почти во всех случаях. Кроме одного – если бы Украина смогла одновременно проявить и поддержку певицы в коляске, и неприятие ее политической позиции. Вот это бы было да! Это бы было здОрово! А так от нашей радости какой-то мерзостный привкус во рту остается. Ну чему радуемся? Лживая какая-то радость получается. Диссонирующая с нравственным чувством. Фальшивая. И эту фальшь люди чувствуют.

Но эта история – частность. В реальности, если не вся, то подавляющая часть протестной публицистики, включая и творения вполне себе умных людей, оставляет во рту такой же привкус. И когда речь идет о будущем, и особенно – когда пишут об истории, и даже о совсем недавней истории. И здесь неважно – какого автора и какой период истории ни возьми – хоть Вторую Мировую Войну, хоть Перестройку, хоть Февральскую Революцию, хоть Октябрьскую, хоть маккартизм, хоть колонизацию Америки... Во всех случаях читается школа советского пропагандиста с его повадкой представить нас сияюще-белоснежными, а врагов – исчадием ада. Спорить, пытаться убеждать здесь так же бессмысленно, как в разговоре с "ватниками". Та же упертость, та же глухота к логике и фактам и та же подмена интеллекта эмоцией.

Правда, у их эмоции знак противоположный. Оттого она и посимпатичнее. Но картину мира искажает немногим слабее, чем "ватная". И дух вранья идет от нее тоже немногим слабее. В этом отношении аромат диссидентской публицистики 80-х был несравнимо приятней, чем у официального телевранья диктора Кириллова, который очень быстро стал своим у победивших в битве за телевизор демократов.

Отличие, конечно, есть. И немалое: одни врут за деньги, а другие – по зову сердца. Но отношение потребителя вранья от этого меняется мало – гораздо меньше, чем в тех же 80-х. Вот совсем недавний и очень яркий пример: дуэль антияшинистов с яшинистами. Здесь неискушенному читателю вообще трудно заподозрить одну из сторон в том, что она является рупором Кремля. Казалось бы, вообще, внутренняя разборка. Но запах вранья от нее идет: как от текстов в защиту Яшина, игнорирующих самоочевидные поводы для вопросов, так и от текстов его обличителей, отцеживающих комаров в попытке добыть недобываемое – следы профессиональных спецслужб, которые потому и профессиональные, что легко обнаружимых следов не оставляют.

А вот так выглядит история последних ста лет глазами обобщенного либерального публициста. Сначала демократическая интеллигенция свергла иго проклятого царизма (вариант – по ошибке не поддержала святого страстотерпца на крутом повороте истории). Потом немцы привезли Ленина, он собрал кучку проходимцев захватил власть (на 75 лет). Потом Ленин устроил террор и всех убил. Узнав, что тюрьма народов рухнула, народы бросились в рассыпную, но коммунисты все народы загнали обратно. Потом коммунисты устроили всем народом геноцид: всех убили, начиная с лучших людей: первого, второго, третьего и четвертого сословья. Потом приехали американцы и сделали индустриализацию. Потом Сталин начал мировую войну. Потом его напарник Гитлер был принужден защититься от Сталина и почти его победил. Но снова вмешались американцы и победили Гитлера. Потом всё было плохо, плохо и плохо пока КГБ не придумало Перестройку. Потом демократы победили коммунистов и всё стало хорошо. Потом КГБ поставило командовать страной Путина и всё стало плохо. Как и продолжается по сей день.

А дальше позвольте с помощью Михал Афанасьича. Спрашивается: возможно ли, видя историю таким образом, кого-либо (я говорю о доверии народа) поймать? И если вы человек нормальный, то вы сами ответите: никоим образом.      

42
1581
18