Воссоздают ли имперцы русскую империю?

На модерации Отложенный

События на Украине подхлестнули разговоры о русской империи. Путин – неоимпериалист, пытающийся воссоздать империю – накинул удавку на шею братскому народу, лишил его лучшей доли и потащил в тюрьму народов, где томятся татары, башкиры, якуты, ханты, манси и прочая, и прочая. Вот белорусы, про которых неожиданно открылось, что они совсем другой народ, никакого отношения к русским не имеющий (интересно, как можно было распознать белоруса в компании москвичей лет 25 назад, но это просто к слову), так вот, белорусы тоже томятся, если не в самой тюрьме народов, то в колонии-поселении. Там же мучаются и казахи.  

В общем, долой империю: всех на волю! Так пишут сегодня и люди, как бы занимающиеся историей и как бы претендующие быть интеллектуальной элитой народа. Среди либеральной интеллигенции эта идея становится «трендовой». А так как более влиятельных, чем либеральная интеллигенция, интеллектуальнх групп у нас просто нет, нет по определению, то это значит, что идея «Долой империю!» обречена завоевывать умы. Обстоятельство, которое радует мало.

Совсем недавно я писал о природе русской имперскости, и мне не хотелось бы повторяться. Но в двух словах придется. Полиэтничность русского этноса (а он никакой не этнос в отличие от типового для националистов мнения, а суперэтнос) и соответственно полиэтнический характер русского государства всю его историю, начиная с 9-го века, имманентны (если вам нравятся красивые слова) для феномена русскости, неважно рассматриваем ли мы его в этнологическом или в политологическом ракурсе. Выражаясь менее красиво – русский народ и русское государство принципиально многонациональны, принципиально «имперские». Поэтому стремление разрушить «империю» эквивалентно политическому самоубийству государства и попытке самоубийства народа.    

Но здесь возникает интересный вопрос. А способствует ли возрождению империи деятельность наших «имперцев»: теоретиков, вроде Дугина или Проханова, и практиков строительства, скажем, Таможенного Союза – или, наоборот, и то, и другое ведет к ее разрушению?

Ответ на этот вопрос для имперцев – что Проханова, что Путина – самый неприятный: думая, что они работают на империю, они разрушают ее гораздо более эффективно, чем Стомахин с его антиимперской риторикой, которую сегодня подхватывают и такие люди, как Акунин.

   

На чем стоит русская земля? В чем основа нашего народа и нашего государства? На «Кто к нам с мечом...»? Нет, не на этом. На идеях, которые разделяют все наши люди, все наши этногруппы и которые привлекают к нам другие народы.

Исторически одной из этих идей было ускоренное историческое развитие: отставшие в развитии народы входили в состав России и получали мощный импульс к развитию. Стремление преодолеть отставание – вообще, универсальный импульс в любом «империализме»: слезть с дерева и отправиться в историю.

Русская империя строилась не вокруг того, что мы были культурными лидерами человечества (до 20-го века об этом не было и речи), а потому, что мы быстро (по историческим меркам) развивались и потому были привлекательны для тех, кто развивался медленно.   

Другой идеей, которая привлекала к нам, была идея жить по правде, жить счастливой жизнью всем вместе. Короче – идея добра и правды. Наша жизнь никогда не была ни доброй, ни правдивой – не надо себя обманывать. Но мы всегда хотели, чтобы она была такой. И этим светом привлекали к себе народы, которые вливались в русский народ.

Вот это и есть два краеугольных камня русской имперскости. А теперь посмотрите, что с обоими делают «имперцы»? Просто-таки дробят отбойными молотками.

Страна сегодня заморожена из опасения, что в противном случае нынешних хозяев жизни немедленно смоет очистительный поток. И страна сознательно и целенаправленно напитывается злобой. Нас превращают (не стоит кокетничать – мы сами себя превращаем) в пугало для других народов. Невооруженным глазом в нас уже невозможно рассмотреть ничего светлого, ничего привлекательного. Вот и выходят на Крещатик киевские девчонки с самодельными плакатами «Я до Путина не хОчу». И правильно, что не хочут. Кто ж захочет?

В империю нельзя загнать силой. Лояльность империи нельзя купить за деньги. Этого наши имперцы никак не могут понять. В империю можно только привлечь. Светом своих душ и качеством своей жизни.

Наши же имперцы тем, чтобы повысить качество нашей жизни, совсем не обеспокоены. Не говоря уж о том, чтобы напитать наши души Светом.