Верхи не могут, низы не хотят

Ничего другого после знакомства с этим выступлением, которое очень многозначительно называется "посланием", в голову не приходит. Ну, нам послали, нас послали... Это всё понятно. Ну, поразительное сходство в стилистике с брежневскими отчетами – на это тоже только ленивый внимание не обратил. Но ведь и это понятно: и те тексты, и эти писаны на Старой Площади, в одном доме и одними по ментальности людьми – думающими о карьере, а не о стране. Да, и попробуй они подумать о стране – в миг бы оказались уже не на Старой площади. Опасное это все же дело – делать новую жизнь на старой площади.

Но даже по сравнению с брежневскими докладами в послании большие отличия. Во-первых, на съездах партии спать было не принято, никто и не спал – всё же событие. А во-вторых, даже тогда в докладах всё-таки было больше жизни, больше веры. Уже угасающей, конечно, уже почти угасшей, но всё-таки еще теплящейся. Здесь же ни посылающий совершенно явно ни во что не верит, ни от посылаемых веры не ожидается.

Это и агонией назвать нельзя. Агония – процесс бурный. А здесь – медленное угасание. Верхи даже не просто беспомощны. Беспомощность – это когда хотят, но не могут. А здесь верхи и не хотят.

Впрочем, то же относится и к низам. Они тоже не хотят. Только не "не хотят жить по-старому". Низы ничего не хотят. Нет ни мечты, ни желания лучшей жизни. Пустота.

Так что революционной ситуацией это назвать нельзя. При революционной ситуации низы хотят обновления. Наши низы обновления не хотят. Они у нас в отуплении. Что и неудивительно после стольких лет их планомерного и систематического отупления.

Это не революционная ситуация. Это имитация. Верхи имитируют вождизм. Низы – движение. В реальности же, нет ни того, ни другого. Страна подморожена, жизни нет... Зима...

Что же за этим последует? И когда всё это кончится?

Вопросы естественные. Но совершенно праздные.

Во-первых, потому что мы знаем, чем кончаются зимы.

Во-вторых, потому что мы не можем знать, сколько они продолжатся: на месяц больше или на месяц меньше.

И в-третьих, и это самое главное, потому что знание ответов на эти вопросы ничего не добавило бы к нашему пониманию того, что нужно делать.

Не правительству – оно все равно ничего делать не может. А нам с вами.

А ведь это и есть единственный по-настоящему важный для нас вопрос. Что делать? Что делать-то? Не им. НАМ что делать?  

Что же делать нам, мы и так хорошо знаем. Во всяком случае, должны были бы хорошо знать. Дело наше – готовиться к весне. С ее половодьями, которые снесут весь накопившийся мусор.

Задач здесь две.

Первая – уберечься от разрушительных наводнений. Плотина построена хоть и из гнилых бревен, но высокая, и напор воды будет сильным. Случиться может всякое.

А вторая задача – подготовить русло и заставить энергию воды работать на нас.

Что это означает на практике? Консолидацию живого. Организацию живого. Создание живой организации – параллельной. Имеющей правильные цели и построенной на правильных принципах.

Что это за цели? Собственно, это даже не цели, а одна цель. Развитие. Развитие страны и страна развития. Страна, в которой главный приоритет общества – сознательное развитие и самореализация каждого человека. Реализация в науке, искусстве, в управлении, в бизнесе... А для кого-то, может, и в спорте...

А правильные принципы? Главный – привязка объема социальных полномочий к состоянию развития человека – интеллектуального развития и нравственного развития, прежде всего. Самые мудрые и самые совестливые должны и определять направления развития страны, и распределять ресурсы. Конечно, распределение ресурсов должно быть децентрализовано, фондов должно быть много, но общий принцип должен быть универсален: чем богаче фонд, тем выше интеллектуально-нравственный уровень его распорядителей.

Другие принципы? Другие вторичны. Мудрые знают, как управлять: как поддерживать растущее, как нейтрализовывать вредное и как удерживаться от пустых фантазий.

Насколько такие разговоры уместны нашей зимой? Не пустые ли они фантазии сами? Именно зимой они и уместны. Когда лед начнет вскрываться, заниматься гидротехникой будет поздно.

Если не подготовиться заранее, тогда ничего другого не останется, кроме как звать очередного деда Мазая.   

109
2653
20