В ночь перед Рождеством

На модерации Отложенный


Это почти как самый темный час – предрассветный. Всё сегодня напоминает такой самый тёмный час. Просто какая-то тьма египетская. Но она не египетская. Она наша. Отечественная. Мрак в перемежку с мракобесием. И кажется никакого света уже никогда не будет.

Вот и сегодня "ленты" несут предрождественское обращение патриарха к чадам. Интересно сравнить его с теми словами, которые папа произнес 13 дней назад. Папа говорил о Свете и о нежности, которой нужно наполнять христианам свои души. А наш – о чем?

А наш о том, что он не понимает (и никто не может понимать) тайну рождения, жизни и смерти Иисуса Христа.

У каждого свои интересы, и это естественно. Одного интересует любовь. Другого – свое непонимание. И это естественно. Ведь в самом деле – очень трудно заниматься работой, смысла которой не понимаешь.

Так ли, в самом деле, эти тайны непостижимы?

Если принять на веру всё то, что было сказано об этих тайнах за две тысячи лет: что Бог решил воплотиться человеком и принести себя в жертву, чтобы спасти человека, то в самом деле возникает впечатление не то, что непостижимой тайны, а некоторой интеллектуальной недостаточности верящих в то, что именно так и было.

Мешает утвердиться в этом впечатлении только знакомство с авторами этих странных теорий. Даже беглое знакомство, по меньшей мере, с некоторыми из них открывает духовных гигантов и уж точно не недоумков. Взять хотя бы автора евангелия от Иоанна и автора "Откровения" (христиане уверены, что это – один и тот же человек, и не исключено, что это в самом деле так и есть). А Исаак Сирин! А Иоанн Лествичник! И в восточном, и в западном христианстве легко различимы фигуры таких гигантов духа. Не так чтобы их было очень много. Но они были.

Так в чем же здесь дело? Почему такие странные теории и такие гигантские фигуры? Да, всё очень просто. Причин две.

Первая – любой гигант всегда остается человеком своего времени со всеми ограничениями знаний людей этого времени. Поэтому иногда даже гениальные для тех далеких времен прозрения воспринимаются сегодня как неудачные попытки сформулировать вещи СЕГОДНЯ общеизвестные.

Вторая причина – гиганты говорили, обращаясь к людям, несоизмеримо менее высоким – к обычным людям из их времени, к своим современникам. И, естественно, искали те формы, которые могли быть для современников доступными.

Так и родилась вся христианская догматика – пересказ истории и учения Иисуса для людей середины первого тысячелетия. С акцентами на том, что людям, жившим за полторы тысячи лет до нас, было интересно и что было доступно их пониманию.

На самом же деле история того, кого мы называем Иисусом Христом, вполне постижима. И в рождественский сочельник ее естественно рассказать.

Иисус был обычным человеком. Отличался он от средних людей своего времени в двух отношениях.

Первое – он был то, что мы называем гениальным, сверхталантливым – человеком очень чистой души, открытой мировой мудрости.

И второе – он был человеком Миссии.

Миссия же его состояла в том (здесь патриарх говорит правильные слова, хотя едва ли понимает их смысл), чтобы начать Новое Время, новую эпоху в развитии человечества.

Главным в этой новой эпохе было (и остаётся) новая задача человека и человечества – задача стать Богом (в христианской традиции это преобразилось в "Спастись").

Жизнь и учение Иисуса мало отличаются одно от другого. Учение – это учение о том, как стать Богом. Жизнь – пример того, как это делается. В этом смысле Иисуса естественно называть "Спасителем" как указавшего человечеству путь к Спасению, или более точно – к о-Божению своей души.

Что такое о-Божение, что такое стать Богом?

Это определенное преобразование человеком своей души (психики), в результате которого она утрачивает одни ("животные", а затем и "человеческие") свойства и приобретает другие ("Божественные"). Последние мы можем видеть у самых высоких, самых продвинутых в духовном отношении людей. В том числе – и у некоторых из христианских святых. Что же касается самого пути превращения человека в Бога, то его фрагменты можно наблюдать в духовном развитии любого человека. В принципе, современная психология, психология развития приближается к тому, что сделать эти процессы предметом своего изучения.

Вот собственно и всё. И ничего непостижимого. Если только хотеть "постигнуть". Ну, а если не хотеть, если лениться, если отлынивать от своего Христового Пути, то тогда конечно – тогда "непостижимо"...