Преображение. Наоборот

Смешно сказать – как-то никогда не обращал внимание, что 19-е августа – по старому стилю 6-е, Преображение. В другие цвета окрашен этот день. Хотя...

Прощайте, годы безвременщины?.. Или прощай, размах крыла расправленный? И творчество, и чудотворство?.. Или, может быть, даже – золото второго Спаса? Или – не может быть?

Ведь точно – стояла смерть среди погоста. Только мы еще ничего не знали. И видели не ту смерть. И не там, где она стояла. Но на проводы шли... И нам даже казалось, что лицо наше общее сияет. Как солнце. Впрочем, это через два дня. А само Преображение было Преображением наоборот – гремящие гусеницы, казалось, давили жизнь. Только мы еще не понимали – какую...

Советский Союз, конечно, был обречен. И бессмысленно спрашивать, что было бы, если бы гекачеписты не были, как тогда очень точно охарактеризовал их Горбачев, но повторять не буду – выберу слово попечатней, дураками. Нет в истории никаких БЫ. История не место для фантазий. Это место для осмысления фактов.

Но вот как раз факт, ЧТО именно они сделали, мы обязаны понимать очень ясно. Они грохнули Союз. Не беловежцы. Те просто оформили уже свершившееся. СССР был прикончен гекачепистами. 19 августа 1991 года ему нанесли удар ножом в сердце. И известно – кто. Гекачеписты. Их заслуга. И нет ничего забавней, как видеть, тоскующих по совку, которые прославляют гекачепистов. Впрочем, у нас и "Поле чудес" – любимая передача. Хотя "Буратино" все читали...   

Горбачев пытался провести Союз по узенькой дощечке. Бессмысленно спрашивать, могло БЫ это получиться. БЫ в истории нет, есть оно только у фантазеров – не у аналитиков. Но дело не в БЫ. А в историческом факте. А факт состоит в том, что гекачеписты толкнули страну. И ее не стало. Упала и разбилась. На 15 кусков. Из которых самый большой оказался едва ли не самым больным. И – самым безжизненным.

Неслучайно смерть тогда стояла среди погоста. Кончились годы безвременщины. А вместе с ними – и творчество, и размах крыла... Сказку сделать былью не получилось. Стали делать былью Кафку...

Почему так получилось? Это долгий и трудный разговор. Поговорим лучше о простом. А поняв простое – поймем и сложное.

Простой же вопрос – почему мы не видим очевидного? Почему в общественное сознание так прочно внедрилось, что развалили СССР в Беловежье, а не в Москве на 4 месяца раньше? Ведь это совершенно очевидная вещь. 21-го августа Союза не стало. Государственные институты Союза были упразднены за 2 дня. Ельцин просто подобрал обломки, которые валялись на земле, но спасти уже ничего не мог. Впрочем, он и не хотел.

Это же совершенно очевидная вещь. Мы же всё это видели. Своими глазами. Почему же в головах у нас отложилось другое: про заговор, предательство и прочее? Путининформ? Да нет, отложилось гораздо раньше.

Не было тогда никакого Путина. И Киселев тогда был другой... Так почему же? Почему никто не клянет Крючкова и Лукьянова, но все проклинают Кравчука с Ельциным?

А с 93-м годом? Ведь точно такая же история. Никто не видит подавления фашистского мятежа, чем и были события октября, но все говорят о расстреле русского парламентаризма.

В РФ не было ни парламента, ни президента. У РСФСР – союзной республики, а по сути – области СССР, лишенной любой политической субъектности, были избраны и псевдопарламент и псевдопрезидент. И то, и другое – с очень мутными функциями: в политическом устройстве СССР для таких институтов места не было. Но к самостоятельному государству РФ те выборы, и особенно парламентские 90-го года, не имели никакого отношения.

По сути, отказавшись от немедленных – в начале 92-го года выборов, и Ельцин, и Съезд Депутатов стали узурпаторами. Ельцин, избранный за два месяца до фактического появления РФ, – в меньшей степени. Съезд, избранный за 20 месяцев, еще в совсем другой стране – в гораздо бОльшей степени.

Соответственно, незаконными были и все устроенные ими органы, начиная с конституционного суда. Не было конституции (конституция РСФСР 78-го года не в счет – даже говорить смешно), какой же может быть суд? И вообще – что бы то ни было?

В общем, пошла революционная неразбериха. В ней Ельцина упрекнуть можно, да и нужно, наверное. (Впрочем, не одного его – мы все, как один, его поддерживали). Но в подавлении фашистского мятежа? Боже сохрани!.. И тем более – в расстреле парламентаризма. Нельзя стрелять в то, чего нет.

Почему же мы этого не видим? А вот так – не видим. То же и со всей нашей прочей новейшей историей. Историческое сознание наше устроено таким образом – мы выдумываем себе даже то, что видели сами. Вот сегодня выдумали прекрасное брежневское время. Прекрасное ельцинское. Кто-то – прекрасное путинское.

Что ж мы на Няшу нападаем? Она со своими николиными фантазиями просто карикатура на нас. А поговорите с Игорем Чубайсом, очень уважаемым в протестной тусовке человеком. Он вам про светлое время добезцаря еще благолепней расскажет. Да разве – один он? А откуда у нас на карте взялись все эти санкт-петербурги, самары и екатеринбурги? Всё на столбовой большак рвались вернуться. Не понимая, что его нет...   

Любая глупость, повторенная за уважаемым человеком, становится у нас общественным мнением. А уважаемые у нас люди и сами любят повторять глупости. Мы как бы забыли, как не то, что глупость – и умность, когда ее повторяют без понимания, становится пошлостью. А что в нашей жизни есть еще, кроме такого повторения без понимания?..

В общем, годы безвременщины с нами никак не хотят прощаться. А вот творчество попрощалось, похоже, надолго...    

7
900
2