А ведь где-то, наверное, существует она

Эпиграф из Галича: "...Где под ласковым небом каждый с каждым поделится Божьим словом и хлебом"  

Понимаю, что не ко времени. Какая Русь на Руси? Какой Китеж? Какой благовест? Как хлестнул когда-то Гафт – ты посмотри на рожу-то! На рожи-то...

Всё плохо. Без просвета. И глупость беспросветная. И эгоизм. И личный эгоизм, и групповой. И бездушие. И бессовестность напоказ, хвастающаяся сама собой бессовестность. Совершенно как у Достоевского...  Вот уж русофоб был – всем русофобам русофоб...

Этот смрад на всем. Если ненароком в ютюбе наскочишь на какой-нибудь телефрагмент, пусть совершенно не политический, уже смотреть нельзя, не то что слова и мысли – интонации, всё отравлено, на всём смрад... Трейлер современного балета смотришь. И тоже – никакой политики. А запах идет... И так от всего. Дорого нам обходится нашкрым. И Чечня. И Грузия. И всё остальное. И как дорого еще обойдется!..

Но... Нет, пожалуй, еще раз не обойтись мне без Александра Аркадьевича... И все-таки я, рискуя прослыть шутом, дурачком, паяцем, хочу сказать не о той помойной яме, в которую мы разрешили положить себя вниз нашим, если так можно выразиться, лицом. А о том, куда из этой ямы выбираться.

И не так, чтобы, перевалив через бортик, полететь в соседнюю яму, еще более глубокую и еще более пахучую. А чтобы оказаться на твердой земле у подножья горы и чтобы начать на эту гору подниматься. Подниматься, правда, тяжелее, чем лежать. Но и... приятней: больше, знаете, воздуха, больше света, больше чувствуешь себя человеком. А не глистом...

Не уверен, что все живущие ныне поколения до этого доживут, но это, в конечном итоге, зависит от самих поколений. Чтобы вылезти из ямы, ведь много не надо – нужно только захотеть. Мы потому и лежим в яме, что не хотим из нее вылезти. А как же! Это же родина! Как будто нас кто-то приговорил жить в... ну, ладно, скажу помягче – без Света...

Прежде всего нам необходим навигационный прибор, вроде компаса. Чтобы понимать,  где верх, а где низ. А еще – где не верх и не низ, а просто "в сторону". Без такого прибора мы вверх идти не сможем, в лучшем случае, будем слоняться из стороны в сторону, временами шлёпаясь в очередные ямы.

Так вот вверх – это там, где развитие. Где развитие каждого человека, каждого члена общества. Это то, к чему необходимо стремиться, что нужно ставить во главу угла, от чего нужно плясать.

Что это означает на практике? Молодым – образование; зрелым – возможности самореализации; пожилым – условия для осмысления пережитого.  

Что это еще означает на практике? Делиться.

Делиться хлебом. Этому должна быть посвящена экономическая политика.  

И делиться Божьим, то есть умным, развивающим, помогающим развиваться словом.

Божье слово – это не цитата из Библии. И тем более – не наивный пересказ Библии. Божье слово – это другое. Для кого-то – рассказ об эволюции. Для кого-то – доказательство теоремы Коши. Для кого-то – "Война и мир". А для кого-то – и пересказ кино про Чапаева. Или – мультик про 38 попугаев.  Они очень разные – Божьи слова. Всё, что помогает развиваться, всё, что делает человека выше, все дела любви – всё это Божьи слова. И практическая задача наша: наполнить жизнь Божьими словами и очистить от слов анти-Божьих. Очень просто. Очень просто сказать.   

Возможно ли это? Это зависит от того, как понимать вопрос. В масштабах государства, здесь и сейчас, конечно, невозможно. Не то, что государство, но и небольшую часть государства, группку человек, скажем, из десяти, полностью очистить от анти-Божьего, от того, что ведет не к развитию, а к деградации, невозможно.

Но возможно другое: не стать белоснежным, а всё время становиться чище. Не к сияющей вершине подняться, а всё время двигаться вверх. Это возможно.

Хотя и опять-таки – не в масштабах государства здесь и сейчас. В масштабах государства здесь и сейчас нам бы хоть замедлить свободное падение.

А вот возможно ли это для небольшой группы энтузиастов, решивших прекратить жить плохо и начать жить хорошо (не в смысле чтобы жир по щекам лоснился, а в смысле чтобы становиться выше и вместе с тем и счастливее)? Здесь вопрос  не такой самоочевидный.  Здесь сама по себе невозможность ниоткуда не следует. Почему бы благородным, то есть я хотел сказать достаточно высоким – достаточно умным, достаточно развитым нравственно, достаточно добрым – людям не захотеть жить хорошо? В смысле – лучше.

Не вижу причин. Если они достаточно выросли духовно. В смысле нравственного, интеллектуального, эстетического развития и, конечно, развития способности любить.  Если мир их больше не замкнут границами себя любимых и своих семей.   

Какие здесь препятствия? Власть не позволит? Что-то не помню я в истории НИ ОДНОГО случая, чтобы какая бы то ни было власть сделала высокую душу низкой. Ей это просто не под силу. Разлучить душу с телом – максимум, на что были способны власти. Но – не сжать.

Нет, власть здесь не препятствие. А что препятствие? А препятствие здесь может быть только одно – недостаточная высокость, недостаток высоких.

Но, если так, а очень может быть, что так и есть, то нам как обществу остается только одно – расти. А делать нам можно и нужно тоже только одно – стараться расти быстрее.

Когда б вы знали, из какого сора...    

19
889
4