ЖЕНЩИНА и МУЖЧИНА. Заметки философа

На модерации Отложенный

1.

Деление людей на мужчин и женщин — самое важное. Это коренное различие людей. К сожалению, современное цивилизованное общество по-настоящему не знает этого. В Древнем Китае не случайно все вещи и явления делились на «инь» и «ян». Ян – мужское начало, а инь – женское. Многообразие жизни человека, его многокрасочность, многоцветность, богатство в значительной степени обуславливается противоположностью полов.

Женский и мужской пол — два начала жизни. Женский пол отвечает за сохранение и устойчивость; мужской — за изменчивость и обновление. Женщина воплощает в себе начало сохранения, гармонии жизни. Она обеспечивает тыл жизни, ее устойчивость, продолжение. Мужчина воплощает в себе начало изменения, трансформации, дерзания, риска, борьбы, диспропорции. Он отвечает за передний край борьбы за жизнь, за ее прогресс[1].

Женщины более склонны к порядку, в частности, к чистоте, а мужчины — к беспорядку. Женщины более осторожны, мужчины более смелы.

По всей видимости, можно говорить также о том, что женское и мужское начала жизни воплощают в себе два категориальных ряда[2]. Женское начало следует признать соответственным ряду тождества, а мужское начало — ряду противоположности. В пользу такого понимания женского и мужского свидетельствует и тот факт, что женщины, как правило, более организованны, законопослушны, боязливы, а мужчины более хаотичны, импульсивны, раскованы в своем  поведении, дерзки,  больше склонны к риску (на эти факты указывает, в частности, статистика травматизма среди мальчиков и девочек — мальчики неизмеримо чаще травмируются по сравнению с девочками).

Назвать девочку-девушку-женщину трусихой неоскорбительно для них, а вот назвать мальчика-юношу-мужчину трусом — тяжкое обвинение-оскорбление. Женщины в целом и среднем более осторожны-осмотрительны в поведении, а мужчины — более смелы, дерзки.

Приводимый ниже фрагмент книги «Конфликтология», наглядно демонстрирует соответствие женского первому ряду категорий, а мужского — второму ряду категорий: 

«Согласно концепции В.А.Геодакяна, — пишут авторы книги, — дифференциация полов есть средство, с помощью которого природа обеспечивает выживаемость биологических систем. Система делится на две части: одна (мужской пол) должна обеспечивать изменчивость генофонда, необходимую для эволюции системы и ее приспособления к изменениям внешней среды, другая (женский пол) — сохранение имеющегося генофонда, т. е. устойчивость, стабильность системы. Поэтому мужская часть популяции отличается от женской бóльшим разнообразием по любому параметру, бóльшей степенью отклонений от средних величин (так, среди мужчин больше великанов и карликов, чем среди женщин). «Мужчина — это глина, женщина — это мрамор». На мужских особях природа экспериментирует. Результаты экспериментов могут быть удачными или нет, а то, что оказывается полезным, закрепляется в организме самок. Поскольку именно они должны самое лучшее передать потомству, природа снабжает их повышенной степенью надежности и выживаемости. У человека это проявляется как на физическом, так и на психологическом уровне.

Женщина должна выполнить сложную программу вынашивания и рождения потомства, поэтому ее организм более устойчив и обладает большей сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям. У новорожденной девочки при наличии каких-то нарушений гораздо больше шансов выжить, чем у мальчика. Как бы учитывая это, природа обеспечивает рождение 105 мальчиков на 100 девочек, но данное соотношение радикально меняется с возрастом, причем чем дальше, тем больше в сторону уменьшения числа мужчин в сравнении с числом женщин. Женщины живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физическим и психическим), в тяжелой форме такие заболевания гораздо чаще встречаются у мужчин. 50 тысяч американцев перешагнули 100-летний рубеж; 48 тысяч из них — женщины. Стабильность женского организма проявляется на уровне физиологических функций — например, в том, что у женщин более постоянен состав желудочного сока, чем у мужчин. Истинных (физиологически, гормонально обусловленных) представителей сексуальных меньшинств среди мужчин 5 на тысячу, а среди женщин — 3 на тысячу. На психическом уровне свойственная женщинам стабильность выражается в том, что в сравнении с мужчинами им свойственны более выраженная консервативность, терпение, способность к выполнению монотонной работы.

Большое значение в формировании гендерного поведения женщины имеет то, что она должна быть способна уловить нюансы благополучия и неблагополучия маленького ребенка. Как показывают исследования, для психического здоровья будущего взрослого чрезвычайно важно, чтобы мать обеспечила ему в раннем детстве безусловную любовь. Вероятно, во многом именно с этим связана эмоциональная чувствительность, отзывчивость, конформность, потребность в эмоциональной близости у женщин. Чехов (как врач, знавший об этом не понаслышке) отвечает устами шестилетнего Сережи на вопрос о здоровье его матери: «Она ведь женщина, а у женщин все время что-нибудь болит». По многочисленным данным, мужчины в большей мере и в течение большего времени испытывают психическое и физическое благополучие по сравнению с женщинами, у которых реже бывает все в порядке (зато уж если мужчины заболевают или попадают в трудную ситуацию, то...)

Мужчины чаще находятся на крайних полюсах, а женщины тяготеют к средней выраженности различных свойств. Например, в качестве одного из ответов на извечный вопрос о том, кто умнее, можно привести данные исследований: среди мужчин больше как гениев, высокоодаренных, так и умственно отсталых. Женщины находятся в средней зоне, и различия между ними не столь значимы. (...)» — Конфликтология. / Под ред. А.С.Кармина. СПб, 2001. — С. 77-79

2.

Женщина и мужчина в любви выступают как гармонические противоположности. Только благодаря своим противоположным половым качествам они любят друг друга[3]. Их любовные взаимоотношения, духовные и физические, весьма сложны. Если они заканчиваются, то не победой или поражением одной из сторон, а общим делом их любви — рождением и воспитанием детей.

Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

 3.

Иногда о любви говорят как о поединке или даже жестокой битве между мужчиной и женщиной. Здесь определенно путаница понятий. Да, действительно, любовные отношения порой носят, мягко говоря, не безоблачный характер. Бывают и размолвки, и ссоры, и недовольство, и иные трения вплоть до разрыва и даже ненависти-вражды. Однако к самой любви эти вещи не имеют отношения. Конфронтация между мужчиной и женщиной может возникнуть по иным причинам. Любовь действует ведь не в безвоздушном пространстве. И кроме того, мужчина и женщина не только половые партнеры. Они люди-человеки, дети своих родителей, родители своих детей, работающие-зарабатывающие, имеющие разные интересы, увлечения и т. д. и т. п. Все эти внеполовые характеристики-отношения влияют на любовь и не обязательно в положительную сторону.

Время от времени взаимоотношения мужчин и женщин вообще изображают как битву полов. «Мы все участники этой битвы. Мужчины против женщин» — говорил журналист в телепередаче, посвященной художнице Лидоу, ученице Сальвадора Дали (НТВ, 10 сентября 2004 г., 10.15). Таких высказываний и даже теорий довольно-таки много. Откуда они? Причин здесь несколько.

Во-первых, это может быть результатом проявления несчастного сознания. Иные мужчины с таким сознанием считают женщин глупыми созданиями, потаскушками или стервами. Они даже придумали поговорку "шерше ля фам" ("ищите женщину"). Главный герой польского фильма "Знахарь" Антоний Касиба прямо заявляет: "От баб всё зло на свете".

Иные обиженные или разочаровавшиеся женщины считают мужчин эгоистами, животными и т. п. (Героиня телесериала "Марш Турецкого", поставленного по одноименной книге Фридриха Незнанского, говорит: "Да мужиков нет нормальных, Саш").

Во-вторых, это может быть результатом распространения изначальной мужской воинственности (настроенности на борьбу, петушиности) на область отношений с женщинами. Да и среди женщин есть мужеподобные, которые порой рассматривают свои взаимоотношения с мужчинами как поле битвы.

Желание во что бы то ни стало победить, подчинить себе партнершу или партнера может овладеть такими людьми.

В-третьих, на отношения мужчин и женщин порой переносят отношения господства и подчинения, которые имели место в прошлом и продолжают еще кое-где существовать (рабство, крепостная зависимость, диктат власти, церкви). Не секрет, что женщины нередко рассматривались как домашние рабыни или даже как скот (в Библии записано в качестве одной из десяти знаменитых заповедей: «не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20:17). В Библии же сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», (Ефес., 5:21), «жена, да убоится мужа своего» (Ефес., 5: 33). И опять же согласно Библии жена в знак смирения и подчинения обязана ходить «с покрытою головою» (1-е Коринф., 11: 5-10). У мусульман отношение к женщинам еще хуже.

Надо раз и навсегда понять: взаимоотношения мужчины и женщины зиждятся на гармоническом противоречии; это любовь, общий дом, семья, дети. Никаких отношений господства и подчинения, никакой борьбы здесь не должно быть. Мужчина, который поднял руку на женщину (буквально или фигурально), просто расписался в своей слабости, немужественности (разве может сильный обидеть того, кто слабее его?!). Женщина, пытающаяся подчинить себе мужчину, борющаяся с ним, изменяет себе как женщине (как источнику-символу любви-нежности, гармонии, рождения-рода).

4.

Имя женщины — Любовь. Имя мужчины — Борьба. Да, именно так. Вспомним знаменитую юмореску Вячеслава Полунина «Осюсяй». Девушка хотела смотреть фильм про любовь, а юноша — детектив. Это очень верное наблюдение великого комика. Для женщины любовь на первом месте. А для мужчины на первом месте — борьба, рисковое поведение.

Как же всё это согласуется с тем, что любовь в основном своем значении — общее «дело» мужчины и женщины?! Да, действительно, любовь — отношение, общее «дело» мужчины и женщины. Но персонифицирует, олицетворяет, воплощает любовь именно женщина. Вот такая диалектика.

У немецкого художника Лукаса Кранаха есть замечательная картина «Венера и Амур». Она как нельзя лучше передает смысл любви. Женщина, богиня любви, вместе с мальчиком-ребенком, Амуром, натянувшем лук любви. Тут всё символ. Именно такова человеческая любовь. Это и женщина, воплощающая любовь (Венера, богиня любви!), и мальчик-ребенок (Амур), пускающий стрелу любви. И именно мальчик (ребенок и мужчина одновременно), и именно стрела (не стрела войны, а стрела любви — символизированное мужское достоинство!)

5.

Главное в женщине — красота. Главное в мужчине — сила. Сила женщины — в ее красоте. Красота мужчины — в его силе. Не случайно женский пол называют прекрасным, а мужской сильным.

Всё сказанное свидетельствует о том, что мужчины и женщины равны, играют равную роль в жизни. Попытки представителей того или иного пола одержать верх ведут лишь к ее деформации. Одинаково неприемлемы как мужской шовинизм[4], так и стремление некоторых феминисток к полной независимости от мужчин.

С другой стороны, «равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом»[5]. Наличие мужчин и женщин в обществе — первое и главное условие его существования, развития и прогресса.

6.

В жизни существует определенный баланс порядка и беспорядка. Если много порядка (крен в его сторону), то возникает прямо противоположное движение — к беспорядку. И, наоборот, если много беспорядка, то возникает движение к порядку. В итоге мы наблюдаем некий колебательный, синусоидальный процесс — от порядка к беспорядку и обратно.

Женщины, склонные в общем и целом к порядку, в ситуации порядка выступают как само воплощение порядка, блюдут его, а в ситуации беспорядка теряются и начинают вести себя хаотично. Мужчины, склонные в общем и целом к беспорядку, в ситуации порядка готовы нарушать его и даже ломать, крушить, а в ситуации беспорядка, напротив, действуют в направлении установления порядка.

Преступниками, вандалами, хулиганами, пьяницами, психопатами чаще являются мужчины.

7.

Нередко говорят об алогизме женщин. Как общее утверждение это мнение неверно. В большинстве случаев, в нормальных ситуациях женщина ведет себя достаточно логично, логичнее, чем мужчина в этих же ситуациях. Женщина начинает вести себя алогично, эмоционально-хаотично в ситуациях ненормальных (экстремальных, атипичных и т. п.). (Вспомним суеверия относительно женщин на морских судах в прошлом или поведение женщин-водителей автомобиля.)  Напротив, в этих ситуациях мужчина ведет себя хладнокровнее и рассудительнее, т. е. логичнее. Почему? Во-первых, потому, что ненормальные ситуации — это как бы родная стихия для мужчин. И, во-вторых, потому, что мужчины в силу своего более хаотичного и рискового поведения оказываются более опытными-натренированными в отношении хаотичных-рисковых ситуаций. Женщины, как я уже говорил выше, чаще теряются в подобных ситуациях и в силу своего более упорядоченного характера, и в силу того, что они не так опытны-натренированы в этом отношении. Вот почему женщины, как правило, ведут себя более эмоционально-хаотично в опасных-рисковых ситуациях.

Здесь сказывается и другая особенность женщин по сравнению с мужчинами. Женщины тяготеют к общению-коллективизму, а мужчины к уединению-индивидуализму. Женщины — большие коллективистки, более общительны в силу своей природы: они в эпицентре размножения, продолжения рода, поскольку рожают детей и выхаживают их. Женщина не может уйти, убежать от ребенка: она вынуждена общаться с ним и постоянно соотносить свои личные интересы с интересами ребенка, т. е., в сущности, учиться правилам поведения в обществе-коллективе. Самая первая и самая фундаментальная ячейка общества — не семья, т. е. не союз мужчины и женщины, а сообщество «мать—дитя».

Так вот, женщины ведут себя, мягко говоря, более эмоционально в опасных и критических ситуациях, например, кричат, вопят, плачут, потому что они, помимо всего прочего, дают сигнал (об опасности) другим. Ведь они большие коллективистки, более склонны к общению.

8.

Еще утверждают, что женщины более эмоциональные существа по сравнению с мужчинами. Как это мнение согласовать с представлением о том, что женщины более рассудительны (следовательно, менее подвержены эмоциям), а мужчины более склонны к безрассудству (следовательно, более подвержены эмоциям)? Ответ таков: в чем-то женщины, действительно, более чувствительны-эмоциональны и это лежит на поверхности. В самом деле, имея дело с детьми в первую очередь (и в своей утробе, и после рождения), женщины волей-неволей становятся более чувствительными, более тонко и детально чувствующими, поскольку нежные дети (или, как еще говорят, люди в нежном возрасте) требуют нежного-нежнейшего к себе отношения. Женщины в общении с детьми учатся очень тонким эмоциям любви, нежности, сострадания и т. п. Отсюда и их большая эмоциональность (внешне) по сравнению с мужчинами.

Еще отмечают большую сдержанность мужчин по сравнению с женщинами в проявлении чувств боли, страдания, нежности («телячьи нежности» — говорят мужчины). Это так. Но проявления чувств и сами чувства — не одно и то же. Можно сильно страдать, но не показывать. Можно испытывать большую нежность, но внешне это не демонстрировать.

Однако, в общем и целом мужчины более эмоциональны по сравнению с женщинами. Просто эмоции у них другие и структура их эмоциональности иная. Мужчины, может быть, менее нежны и тонки в каких-то своих чувствах, но зато они более подвержены страстям (сильным чувствам-эмоциям). Особенно это касается страстей, связанных с разными формами борьбы. Мужчины неизмеримо большие борцы, чем женщины. А борьба невозможна без сильных эмоций, без накала страстей.

Да  и в отношении любовных переживаний мужчина, по крайней мере, равен женщине. Полноценная любовь ведь невозможна без равенства, в том числе равенства любовных чувств.

———————

Доказательством того, что мужчины по крайней мере не менее эмоциональны, чем женщины, служит музыка, написанная мужчинами-композиторами. Достаточно упомянуть два имени: Людвиг ван Бетховен и Петр Ильич Чайковский. Никто не станет отрицать, что их музыка эмоциональна в высочайшей степени и передает самые глубокие и самые тонкие чувства любви, страсти, страдания…

9.

Почему мужчины чаще женщин являются руководителями разных уровней вплоть до государства? Женщин-руководителей явно меньше. Обычно такое положение вещей объясняют господством мужчин и приниженным положением женщин. На самом деле, причина в другом. Быть руководителем в современном обществе, да и в прошлом, — это значит управлять-действовать в ситуации риска, неопределенности, конкуренции, соревнования вплоть до конфликта, войны. Руководитель государства во многом подобен капитану парусного судна, отправившегося в опасное морское плавание.

В такой ситуации мужчина в общем и целом, как правило действует успешнее. Там, где ситуация нормальная, неконфликтная, относительно безрисковая, — женщина действует успешнее мужчины. Те немногие женщины, которые управляли государством, страной (например, Сиримаво Бандаранаике на Цейлоне, Индира Ганди в Индии, Беназир Бхутто в Пакистане, Елизавета и обе Екатерины в России, Маргарет Тэтчер в Великобритании) — как правило управляли в ситуации отлаженных институтов власти и как наследницы-продолжательницы сильных лидеров-мужчин, задавших на длительную перспективу определенный алгоритм управления страной (в указанных случаях сильными лидерами-мужчинами были Соломон Бандаранаике на Цейлоне, Джавахарлал Неру в Индии, Зульфикар Али Бхутто в Пакистане, Петр Первый в России). Из указанного ряда женщин-правительниц несколько выпадает Маргарет Тэтчер. За ее спиной не было сильного лидера-мужчины ни в качестве мужа, ни в качестве отца, ни в качестве харизматической личности (как это было в России в ХVIII веке после Петра Первого). Это так. Но не надо забывать то, что Маргарет Тэтчер руководила страной с весьма отлаженными механизмами управления, с сильными консервативными традициями и в относительно мирное время. Кроме того, о ней была слава, как о железной леди. А это значит, что она относится к той немногочисленной категории женщин, которых называют мужеподобными. Комментарии, как говорится, излишни.

10.

Интересна ситуация с профессиями врачей, учителей, преподавателей, продавцов. Поначалу, в период становления этих профессий, врачами, учителями, продавцами были исключительно мужчины. Но вот когда эти профессии сформировались, стали массовыми, то постепенно мужчин стали заменять женщины. В итоге сейчас в этих профессиях женщин работает гораздо больше, чем мужчин. Обобщенно говоря, мужчины, находящиеся на переднем крае жизни, освоили этот участок жизни и передали его женщинам. А женщины, как обеспечивающие тыл жизни, освоили эти профессии, поскольку они стали рутинными, тыловыми.

Нечто подобное происходит в спорте. Многие виды спорта начинали мужчины. Затем их осваивали женщины. Этот процесс идет до сих пор. Например, нынешние женщины потихоньку осваивают бывшие чисто мужскими хоккей, футбол, тяжелую атлетику, борьбу и т. д.

Так будет происходить и дальше. Мужчины будут прокладывать новые дороги, а женщины идти по ним.

Некоторые профессии еще не стали женскими (например, летчика, моряка, металлурга, шахтера, машиниста), поскольку они остаются опасными и/или тяжелыми. И не станут женскими до тех пор, пока их опасность/тяжесть не уменьшится до некоторого приемлемого для прекрасного пола уровня.

11.

Шекспир устами Катарины, героини комедии "Укрощение строптивой", сказал: "Сила женщины в ее слабости". Если вдуматься в буквальный смысл высказывания, то оно чудовищно. Влечение к другому полу основано на том, чего нет в тебе самом и в чем ты нуждаешься. Под слабостью можно понимать разные вещи: физическую слабость, слабость ума и т. д. Если эту фразу понимать логически, то это абсолютно неверное высказывание. Женщина сильна в том, в чем мужчина слаб. Да и вообще для характеристики мужчин и женщин не подходят координаты "сила—слабость". Сила—слабость устанавливаются в борьбе, преодолении. Мужчина и женщина не борются между собой, а любят друг друга. Их отношения гармонические, а не конфронтационные-конфликтные. Там, где мужчины и женщины борются, конфликтуют друг с другом, там нет мужчин и женщин, есть просто люди.

12.

Ф. Ницше: презрительно-пренебрежительное отношение к женщине. Этот философ печально знаменит такой фразой: "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" — Это не случайно оброненная фраза. Она произнесена в таком контексте:

"А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее! Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина". Дай мне, женщина, твою маленькую истину! — сказал я. И так говорила старушка: "Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" — Так говорил Заратустра."[6].

Это — фрагмент главного труда Ницше ("Так говорил Заратустра"). А посмотрите, какое название главки: "О старых и молодых бабенках". Ницше не стесняется в выражениях. Он груб, развязен, циничен. Цинизм его вдвойне усиливается тем, что эти уничижительные для женщины слова он вкладывает в уста женщины же!

Ницше — маскулинист, ненавистник женщин. Посмотрите, как он характеризует "женское":

"Все женское, рабское, и особенно вся чернь: это хочет теперь стать господином всей человеческой судьбы — о отвращение! отвращение! отвращение!" (— "Так говорил Заратустра". Главка "О высшем человеке"[7]). Женское у него синоним рабского, черни. Уничижительно говорит о нем как "этом". Кроме того, он явно против эмансипации женщин. И три раза это "отвращение" с восклицанием, звучащее как проклятие по отношению к женскому началу жизни. Короткий текст, но сколько злобы, презрения, отвращения к женщинам!

Нисколько не смущаясь, Ницше приписывает философам отрицательное отношение к супружеской жизни: "...философ чурается супружеской жизни и всего, что могло бы совратить к ней, — супружеской жизни, как препятствия и роковой напасти на его путях к оптимуму... Женатый философ уместен в комедии, таков мой канон" (— "К генеалогии морали"[8]). Он явно выдает желаемое за действительное. (Велико самомнение Ницше: очень часто он выдает свой субъективный специфический взгляд за общепринятое мнение).

Вполне объяснимо такое отношение Ницше к женщинам и к супружеству. Он апостол конфликта, борьбы, победы и преодоления. Всё, не связанное с борьбой, в частности с волей к власти, для Ницше не имело ценности и даже, напротив, было предметом презрения-пренебрежения.

13.

Существует легенда, согласно которой женщины в объятиях любви переживают-чувствуют в 10 раз больше мужчин.

Р. Грейвс писал в книге «Мифы древней Греции»: Гера поносила Зевса «за его многочисленные супружеские измены. Тот стал оправдываться, утверждая, что даже когда он делит с ней ложе, она получает от этого неизмеримо больше удовольствия, чем он. «Конечно, женщины получают больше удовольствия от любви, чем мужчины», — в неистовстве повторял Зевс.

«Какая чушь! — вскричала Гера. — Все совсем наоборот, и ты это прекрасно знаешь».

Тиресий, призванный решить спор на основе того, что он знает свойства обоих полов, ответил: 

Из десяти частей любовных наслаждений

У женщин — трижды три, а у мужчин — одна. 

Гера так рассердилась при виде победной улыбки Зевса, что ослепила Тересия, но Зевс восполнил потерю, наделив его внутренним зрением и продлив его жизнь до семи поколений.» (Аполлодор III. 6. 7; Гигин. Цит. соч. 75; Овидий. Метаморфозы III. 320; Цец. Схолии к Ликофрону 682.)[9]

В самом деле, кто в делах любви испытывает более сильные чувства радости и наслаждения, мужчина или женщина? Если исходить из того, кто испытывает большую жажду любви, то здесь вряд ли можно установить чье-либо преимущество. Хотя, конечно, если верить юмореске «Осюсяй» Вячеслава Полунина, то женщина вроде бы больше стремится к любви, чем мужчина. Действительно, имя женщины — Любовь, а имя мужчины — Борьба. Это так. Но это вовсе не значит, что у женщины стремление к любви выражено сильнее, чем у мужчины. Без любви нет борьбы, а без борьбы — любви. Значит, они равны по силе, по значимости в жизни человека. Следовательно, и стремление к любви у мужчин не менее сильно, чем аналогичное стремление у женщин. Одним словом, в общем и целом стремление к любви одинаково сильно выражено у женщин и мужчин. Иначе мы видели бы очевидное статистическое преобладание мужчин-девственников над женщинами-девственницами.

В вышеприведенном мифе Зевс оправдывает свои многочисленные измены тем, что Гера, когда делит с ним ложе, испытывает неизмеримо больше удовольствия, чем он. Занятный аргумент. Действительно, мужья больше изменяют своим женам, чем жены мужьям. Свидетельствует ли это, однако, о том, что мужчины изменяют своим женам для восстановления баланса удовольствия? Нет, конечно. Мужские измены вызваны другими причинами. С одной стороны, мужчины по природе своей стремятся к переменам, к риску, к некоторому беспорядку. Брак — это определенный порядок жизни. Измена жене — нарушение брачных обязательств и, следовательно, некоторое нарушение порядка жизни. Вот вам и мужское поведение. С другой стороны, женщины, стремясь больше к порядку, к сохранению порядка, менее подвержены тому, чтобы нарушать брачные обязательства, в частности, изменять мужьям. Да и в силу своей биологической природы женщины несут большую ответственность за соблюдение порядка в половых отношениях. Во-первых, наступление беременности больше зависит от них, чем от мужчин. Нежелательная беременность вероятнее в тех случаях, когда женщина вступает в многочисленные половые связи, ведет неупорядоченную половую жизнь. Зная об этом, женщина по естеству своему стремится ограничить половые отношения лишь отношениями с мужем. Во-вторых, симптомы некоторых венерических заболеваний у женщин менее выражены, чем у мужчин. Гонорея, например, у мужчин дает о себе знать на третий день, а у женщин она может отчетливо проявиться лишь через месяц. Если женщина будет вести беспорядочную половую жизнь, то в подобной ситуации (скрытого или стертого течения венерической болезни) она может гораздо больше заразить людей, чем мужчина.

Вот эти две биологические причины и приводят к тому, что женщины в общем и целом менее склонны к изменам и более верны в супружестве.

14.

Женщина и мужчина — две половинки человека. Мужчина без женщины — неполный человек. Женщина без мужчины то же самое, неполный человек. Отсюда вывод: жизнь мужчин без женщин, а женщин без мужчин — их горе-несчастье, что бы они ни говорили и ни думали.

На всех этапах жизни человек должен стремиться стать-быть целостным человеком, т.е. мужчина должен  (кровь из носа!) жить вместе с женщиной, а женщина — с мужчиной! 

Эти мои слова можно квалифицировать и как отповедь гомосексуалистам и унисексистам всех мастей, женоненавистникам и мужененавистницам-феминисткам. 

(Кстати, я не открываю Америки. 150 лет назад Л. Фейербах писал: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Потому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частичном существе для создания целого, истинного человечества».)

———

Различение мужчин и женщин только по половому признаку страдает ограниченностью. Оно не учитывает множество других черт, свойственных отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Например, женщины больше осторожны, чем смелы, а мужчины больше смелы, чем осторожны. Для женщины неоскорбительно, если ее называют трусихой. А для мужчины та же характеристика, как правило, оскорбительна. Если женщина живет без мужчины, то она деградирует в сторону сверхосторожности, трусости, а если мужчина живет без женщины, то он деградирует в сторону сверхдерзости, безрассудства. Баланс смелости и осторожности может быть только при совместной жизни мужчины и женщины.

Далее, женщины более склонны сохранять порядок, чем нарушать его, а мужчины более склонны нарушать порядок, чем сохранять его. Женщина без мужчины деградирует в сторону консерватизма и традиционализма, а мужчина без женщины деградирует в сторону разрушительного бунтарства и революционаризма.

Женщины — коллективистки по натуре, а мужчины склонны к индивидуализму.

Напомню и такое наблюдение А. П. Чехова: "Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют".

Одним словом, мужчины и женщины "обречены" на совместную жизнь не только для-ради полового общения, но и для обеспечения баланса порядка и беспорядка, устойчивости и изменчивости, консервативности и обновления, коллективизма и индивидуализма.

15.

О необходимости частично-раздельного обучения мужчин и женщин.

Современная система образования в России имеет существенные изъяны-недостатки. Одним из самых серьезных и опасных является переоценка значения знаний в образовании человека. Посмотрите: торжественный день образования, праздник образования (1-е сентября) именуется у нас «Днем Знаний». Разве в образовании человека получение знаний — главный элемент? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?!

В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол настоящих творцов и лидеров. Кто лучше учится в школе и вузе? Девочки-девушки. А что ребята-юноши менее способны? Очевидная нелепость. Такой перекос в подготовке-оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере является результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.

Девочки-девушки лучше учатся не только по указанной причине. Девочки обгоняют в развитии мальчиков (на стадии роста-взросления) и от этого они получают преимущество в учебе. Видимо, нужно ввести частично-раздельное образование: мальчики и девочки, юноши и девушки по большинству предметов должны заниматься в разных группах-классах и должна быть выработана разная технология обучения и, соответственно, система оценок.

 

<hr size="1"/>

[1] Такова, кстати, теория В.А. Геодакяна. По этой теории женский пол воплощает сохранение и устойчивость, а мужской пол — обновление и изменчивость. См.: Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е. И. Соколов. СПб., 1992.

[2] О категориальной картине мира и категориальной логике см.: Л. Е. Балашов. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997; Л. Е. Балашов. Соответствия и антисоответствия между категориями. М.: ACADEMIA, 1998; Л. Е. Балашов. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: ACADEMIA, 2002; Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М.: «Дашков и К», 2010.

[3] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные, квази- противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

[4]  См. ниже п. 12 (о маскулинизме Ф. Ницше).

[5] См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

[6] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.

[7] Там же. С. 206.

[8] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 480.

[9] Р. Грейвс. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 282.