Пистолет между ног - гроза нацистов в Киеве Татьяна Маркус

На модерации Отложенный

В Киеве ее считали шлюхой – часто видели с разными немецкими офицерами. Никто не знал, что свидания с этой грациозной «княжной» заканчивались для фашистов пулей в лоб. Но и сама партизанка Татьяна Маркус была расстреляна в Бабьем Яру.

Татьяна родилась в 1921 году в городе Ромны Сумской области в семье военного музыканта Иосифа Маркуса. Позже семья переехала в Киев, где Таня закончила девять классов школы и в 1938-м устроилась на работу секретарем отдела кадров Юго-Западной железной дороги. Откомандированная в 1940 году в Кишинёв, незадолго до нападения Германии на СССР она вернулась в Киев. С началом же войны девушка отказалась от эвакуации и стала активно участвовать в подпольной деятельности.

Вместе с отцом Татьяна вошла в диверсионно-разведывательную группу, которой руководил член подпольного горкома партии Владимир Кудряшов. Там же она встретила и свою любовь – Георгия Левицкого. С ним впоследствии она и отправлялась почти на все свои задания. Первую акцию против оккупировавших Киев немецких солдат они провели в августе 1941 года. В момент, когда по Крещатику торжественным строем проходили гитлеровские колонны, Таня, стоя на балконе одного из домов, изображала радость от встречи с «освободителями». Когда колонна поравнялась с ней, с криком «Хайль Гитлер!» она бросила вниз букет астр, в который была запрятана граната. После в колонну полетели бутылки с зажигательной смесью, брошенные другими подпольщиками. В результате были убиты больше 20 немецких солдат.

Отважную девушку решили использовать как разведчицу и своеобразную приманку. Подпольщики сочинили легенду: не Таня Маркус, а Татьяна Маркусидзе – дочь грузинского князя, расстрелянного большевиками. Грациозно и с княжеским достоинством подав нацистам эту историю, Татьяна клялась в преданности вермахту и рвалась помогать немцам во всем – чтобы отомстить за отца. Все это подкреплялось и необходимыми документами, позволившими очаровательной «княжне» устроиться официанткой в офицерскую столовую. Под восхищенные взгляды высокопоставленных немецких офицеров, наперебой ухаживавших за ней, Татьяна подсыпала им потихоньку в еду яд, медленно но верно отправляя их на тот свет.

С другими расправлялся Георгий Левицкий, следовавший за возлюбленной на все ее свидания. Татьяна завлекала очередного ухажера, потерявшего голову от ее наигранной доступности, в заранее установленное место, где их уже поджидали подпольщики – они и уничтожали врага. Впрочем, нередко расправлялась с ними и сама Татьяна, у которой всегда при себе был маленький бесшумный браунинг.

Так, одной из жертв Татьяны стал гитлеровский эмиссар, присланный в Киев как раз для борьбы с подпольным движением. Тане было поручено познакомиться с генералом в театре. Несколько томных взглядов – и уже к первому антракту генерал предложил продолжить вечер за ужином в его особняке. Татьяна согласилась, но попросила генерала никому об этом не рассказывать – чтобы избежать ненужных слухов. Для сохранения инкогнито они условились, что проходить мимо постов охраны в его особняке она будет исключительно в вуали, скрывающей лицо. Однако это не отменяло полный досмотр на входе. Во время первого ужина генерал не смог не то что добиться от девушки поцелуев, но даже приблизиться к ней. И пригласил ее поужинать с ним и на следующий день.

Затем последовали третий и четвертый ужины – охрана потеряла к таинственной любовнице эмиссара всякий интерес.

На пятую их встречу Татьяна беспрепятственно пронесла в особняк свой маленький пистолет. Стрелять можно было лишь с очень близкого расстояния, на которое впервые за это время и допустила Татьяна генерала, тут же потерявшего от счастья голову. Выстрел прозвучал почти бесшумно, после чего с непринужденным видом Татьяна прошла через охрану и вышла на улицу. Мертвый генерал был обнаружен охраной только утром – где искать таинственную незнакомку, никто не знал.

Определенный характер работы Татьяны Маркус выливался в сотни оскорблений, которые она слышала от местных жителей. На нее натравливали собак, мальчишки бросались в нее камнями, но разве могла она признаться им, для чего уходит во тьму с очередным немецким офицером.

Долгое время никто не подозревал «грузинскую княжну» в загадочных смертях фашистов. Но подобная благосклонность судьбы не могла быть вечной. Начала терять бдительность и сама Татьяна – особенно после того, как с очередного задания не вернулся ее отец. Выполняя очередное задание, она застрелила гитлеровского офицера и, не в силах сдержать эмоций, прикрепила к его кителю записку: «Всех вас, фашистских гадов, ждет такая же участь». Ниже следовала подпись – «Татьяна Маркусидзе».

С этого дня за ней началась охота. Немцы знали, кого искать – внешность красавицы княжны была им хорошо известна. Ее поймали, когда она пыталась переправиться через Днепр. Татьяна могла даже убежать от полицаев, устроивших им засаду, но она была не одна, и ее боевой товарищ к тому моменту был ранен. Она предпочла остаться вместе с ним.

В октябре 42-го из Киева в Берлин было отправлено донесение: «В процессе операции против руководящих членов террористических групп в Киеве была арестована грузинка Татьяна Маркусидзе, рожденная 21 сентября 1921 года в Тифлисе. Вместе с другими участниками банды она пыталась бежать из Киева водным путем». Удивительно, но фашисты так и не узнали настоящей биографии Татьяны. От нее они вообще ничего не узнали. На протяжении пяти месяцев ее ежедневно пытали: выбили все зубы, вырвали ногти, но так и не смогли добиться никакой информации о подполье.

Ее расстреляли 29 января 1943 года на месте гибели десятков тысяч ее братьев по крови – в Бабьем Яру. Как и трагедию евреев, погибших в этом месте, так и память Татьяны Маркус на долгие годы предали забвению. Более того, все это время ее мать и сестра, вернувшиеся из эвакуации, а также братья, пришедшие с фронта, слышали о ней лишь нелицеприятные отзывы как о немецкой подстилке. Лишь спустя несколько десятилетий после гибели Татьяну наградили посмертно медалями «Партизану Отечественной войны» и «За оборону Киева». В 2006-м Татьяне Маркус присвоено звание Героя Украины с формулировкой «За личное мужество и героическое самопожертвование, несокрушимость духа в борьбе с фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В 2009 году в Киеве на территории Бабьего Яра был открыт памятник Татьяне Маркус.

Алексей Викторов