новое поле боя между Израилем и Ираном: битва за Индию

На модерации Отложенный

Индия сегодня является главной площадкой, за которую сражаются множество игроков.

 

В момент, когда две сверхдержавы США и Китай уже вступили в открытое противостояние, становится критически важным не только уметь маневрировать между ними, но и закрепить отношения с Индией, второй по численности страной мира и вероятно в ближайшем будущем третьей сверхдержавой и по военному потенциалу.

 

 США втягивают Индию в Индо-Тихоокеанское партнерство, Россия регулярно проводит с ней совместные военные учения, а Китай, несмотря на постоянные пограничные инциденты, не рискует вступать с Нью-Дели в серьезные конфликты.

Израиль  также пытается усиленно закрепиться в Индии.

Согласно отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира за 2020 год, Индия импортирует 13 процентов своего оружия именно из Израиля, который стал третьим по величине ее поставщиком после России и Франции.

На Индию приходится большая часть (40 процентов) экспорта Израиля в области вооружений.

Двухсторонний торговый оборот двух стран (даже без учета оборонной продукции) в прошлом году достиг 4,14 миллиарда долларов по сравнению с 200 миллионами в 1992 году и обе стороны надеются заключить соглашение о свободной торговле к июню следующего года.

 

Это дало Иерусалиму основания приступить к активизации и в политической сфере, в частности попыткам ослабить там позиции Ирана.

 Через несколько дней после прибытия в Нью-Дели в прошлом месяце, новый посол Израиля в Индии Наор Гилон назвал Иран «крупнейшим дестабилизатором» ситуации на Ближнем Востоке.

Она также отмечает, что важную роль в этом может сыграть «новый квадрат» - термин, используемый в Индии для описания недавно сформированной коалиции США, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии.

 

 

Пока Индия не готова однозначно занять чью-то сторону на Ближнем Востоке. 

Установив полные дипломатические отношения с Израилем в 1992 году, Индия продолжает поддерживать связи на высоком уровне и с Ираном, которые начались еще в 1950 году.

 

В Индии велико и влияние тех кругов, которые считают, что правительство премьер-министра Нарендры Моди укрепляет связи с Израилем в ущерб своему исторически сложившемуся партнерству с Ираном

Но сотрудничество с Иерусалимом продолжает развиваться.

В последние несколько месяцев министр иностранных дел Индии и военное руководство посетили Израиль, а премьер-министр Нафтали Беннет планирует посетить Индию в следующем году.

Близость Индии с Израилем раздражает Иран. В 2010 году верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи даже назвал Индию «сионистским режимом» за ее политику в Кашмире.

Однако,  ни тесные отношения с Израилем, ни с ОАЭ не оказали серьезного влияния на отношения Индии с Ираном. 

Отношения Тегеран-Дели стали более прохладными после того, как Соединенные Штаты ввели новые санкции против Тегерана в 2019 году.

Индия была вторым по величине импортером иранской сырой нефти, которая в свое время составляла порядка 10 процентов ее импорта, теперь упала до нуля после введения санкций.

 

Индия все более склоняется к Израилю и странам Персидского залива, потому что на данный момент от них можно получить гораздо больше, чем от Ирана. Иран не может инвестировать в Индию, в то время как Индия может импортировать нефть из стран Персидского залива.

Сотрудничество в сфере безопасности с Израилем намного крепче, диаспора в Иране не так сильна, как в странах Персидского залива». 

 Однако накануне вывода американских вооруженных сил из Афганистана министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар дважды посетил Тегеран, чтобы обсудить совместные действия.

 Это объясняется тем что Афганистан является основным направлением сотрудничества между Индией и Ираном.

Они вместе работали над развитием порта Чехбехар (Бендер-Бехешти), расположенного на юго-востоке Ирана в Оманском заливе, недалеко от афганской границы.

Индия считает порт «золотыми воротами» для обхода Пакистана и расширения торговли с Афганистаном, странами Центральной Азии и Восточной Европы.

«Но  дела в Афганистане так развиваются, что,  возможности для сотрудничества стали ограниченными.

 

Поскольку «Талибан» занял ключевые пограничные контрольно-пропускные пункты и грузовые маршруты, Афганистан, контролируемый в большей мере Пакистаном, становится препятствием для сотрудничества с Ираном.

Поэтому  Индия начинает переориентировать свою внешнюю политику на Ближнем Востоке,  не пытаясь балансировать между всеми сторонами, а исходя из своих стратегических интересов.

Отношения Индии с Израилем достигли прогресса именно потому, что ни одна из них не пытается навязать другой свою волю.

 Израилю не обязательно во всеуслышание обвинять Иран, или вести в Индии агрессивную антииранскую политику, гораздо эффективнее действовать путем экономических связей, а не политических заявлений. В этом смысле можно говорить о своеобразной «зеркальности».

Тегеран пытается воздействовать на Израиль с помощью своих военных прокси-формирований в Сирии, Ливане и Газе

 Иерусалим  влиять на иранское окружение, укрепляя экономические связи со странами, близкими к его границам, такими как Азербайджан, государства Персидского залива и теперь Индией.