Как дочь еврейского ювелира стала героиней войны с Наполеоном
На модерации
Отложенный
Как дочь еврейского ювелира из маленького прусского городка стала героиней войны с Наполеоном, захватила в плен французского генерала и в первых кавалерийских рядах вошла в Париж, а потом стала хозяйкой самого знаменитого злачного кабака в Петербурге.
Когда в 1806 году император Наполеон наголову разгромил Пруссию, один из жителей гессенского городка Фульда, имя которого история для нас не сохранила, не смог перенести такого национального позора: он замкнулся, ушел в себя, а потом решил продолжить борьбу в рядах русской армии и поступить волонтером в кавалерийский полк. Его жена Луиза Графемус, дочь еврейского ювелира из города Ханау, сначала убеждала, потом – кричала и топала ногами, а под конец даже плакала, но ничего не помогало: он собрал дорожную сумку, простился с ней и отправился в путь.
Первая весточка от него пришла только в 1808-м: мол, приняли в уланский полк, где служит много немецких волонтеров, из которых сформировали отдельный эскадрон. Поначалу письма приходили часто, потом – всё реже, а года через два и вовсе перестали.
Когда зимой 1812 года разбитый Наполеон тайком бежал из России, прусский король понял, что пришло время брать реванш – Россия и Пруссия вновь союзники в общей войне против Франции. А Луиза Графемус решила, что пришла пора разыскать любимого.
Кавалериста легче всего встретить на поле брани, а это сподручнее сделать другому кавалеристу. Как и все немецкие девушки ее времени, Луиза выросла на романтических балладах, в таком же духе она, видимо, и представляла себе войну. Но решимости и воли ей было не занимать: волонтеры, например, покупали снаряжение и лошадь за свой счет, но у Луизы денег не было, вот она и дошла в поисках спонсора до самой принцессы Марии Анны – супруги брата короля. Сиятельной даме эта затея пришлась по душе, и она дала Луизе денег.
Так дочь ювелира, оставив детей родителям и выдавая себя за мужчину, поступила в уланский полк – трудно представить, как ей удалось пройти испытания, которым подвергались все новобранцы. В седле приходилось сидеть часами, конские бока до крови растирали ноги. Уланская сабля весила больше килограмма, длинная пика была гораздо тяжелее, но улан должен был обращаться с ней, как швея с иголкой. Например, на полном скаку крутить пику над головой. Ночевали кавалеристы на биваках, в поле, завернувшись в шинель и подложив под голову седло. Ели – что придется. Насаженные на саблю и зажаренные на костре полусырые куры считались деликатесом. Слабые на войне не выживали, но Луиза Графемус была сильной.
В этой высокой, широкоплечей, темноволосой женщине горел жаркий огонь – она научилась всему, что должен уметь солдат, и старые вояки приняли новобранца за своего. В одном из боев «улан Графемус» взял в плен французского офицера и шестерых солдат, за что был награжден одной из высших прусских военных наград – Железным крестом. А заодно и повышен в звании – Луиза Графемус стала старшим кавалерийским унтер-офицером.
С мужем она встретилась, когда войска союзников вошли в Париж. К величайшему изумлению сослуживцев, два уланских вахмистра – русский и прусский – выехав из строя, принялись целоваться. Когда кавалеристы узнали, в чем дело, оба полка дружно закричали «ура!».
Однако война еще продолжалась, и через несколько дней полк ее мужа пошел в атаку на французские батареи.
Картечь ударила вахмистра Графемуса в грудь, и он вылетел из седла. С поля боя его уносили уже мертвым. А через несколько дней Луизу ранило в правую руку. Кисть пришлось отнять, наркоза тогда не было, и военный хирург отпилил руку, напоив Луизу водкой. Так она стала не только вдовой, но и калекой.
От государства ей полагалась пенсия – два талера в месяц. Прожить на эти деньги было нельзя. Она попыталась обратиться к принцессе Марии Анне, но на этот раз безрезультатно – не в строгих прусских правилах делать исключения даже для национальных героинь. Но её подвиг был известен всей Европе, и о ней вспомнил российский император Александр I. Он звал её лечиться в Россию, обещая при этом полный пенсион – ведь тут ей полагалась пенсия за убитого на царской службе мужа. И Луиза вновь решила рискнуть – собрала вещи и отправилась в Петербург.
Российская столица оказалась для нее огромным городом – там было легко пропасть и потеряться, но в Петербурге еще со времен императора-основателя сформировалась большая немецкая колония, в которую и приехала Луиза. Помимо героического прошлого, у неё еще было рекомендательное письмо к одному из богатейших купцов. Его звали Иоганн Корнелиус Кессених, и он только что овдовел. Купец пообещал ей небольшую ссуду, которую Луиза собиралась вложить в бизнес – она решила открыть собственную школу танцев в российской столице.
Она и сама с детства превосходно танцевала, и именно ее гибкость, пластика и хорошая координация не раз спасали ее на войне. Теперь у нее не было правой руки, но благодаря деньгам Кессениха Луиза могла нанять хороших учителей. Дело пошло отлично – ведь Луиза отлично изучила рынок: в то время детей самых богатых русских дворян учили танцевать на дому, а частных танцевальных школ в Петербурге вообще не было. Ниша была колоссальна, как и выручка – в считанные месяцы Луиза вернула Корнелиусу долг с процентами. А вскоре он сделал ей предложение. Так дочь еврейского ювелира и героиня войны стала женой богатого петербургского купца.
После свадьбы свой бизнес Луиза не только не бросила, но стала, наоборот, всеми силами его развивать, захватывая всё новые ниши на рынке. К процветающей школе танцев вскоре добавился знаменитый на весь Петербург трактир «Красный кабачок», построенный еще толмачом Петра I на пожалованном царем участке земли.
Это было очень известное место: здесь не раз останавливался сам Петр I, в нём же перед переворотом провела ночь Екатерина II и верные ей гвардейцы. После этого «Красный кабачок» стал золотым дном – по заведенной традиции здесь гуляли гвардейские офицеры. «Красный кабачок» упоминали и Пушкин, и Лермонтов, а в 1910 году посвящённую трактиру пьесу в Александринском театре поставил сам Мейерхольд. Закрыли трактир только после революции 1917 года. К тому времени бывшая кавалерист-девица Луиза Графемус-Кессених стала одной из петербургских городских легенд. Дух противоречия не оставил ее и в последние годы: перед смертью старая дама поразила родных неожиданной последней волей – она пожелала быть похороненной «не в земле, а в воздухе». Её просьбу выполнили: дочь еврея-ювелира из Ханау упокоилась в цинковом саркофаге, подвешенном на четырёх столбах.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Рубака был отменный.
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
https://www.youtube.com/watch?v=2BYUb_0D9h4
https://newsland.com/community/politic/content/nam-nravitsia-eta-rabota-nazyvat-veshchi-svoimi-imenami-kmarks/4955815
Копилка романтических легенд пользуется энергетикой журнала "Квант" и ОТДЕЛОМ ЗАДАЧ С. И. Токарева .