Россия: Потанин усовестился...

На модерации Отложенный
фото Романа Шеломенцева для Forbes
Владимир Потанин
Бизнесмен первым из россиян публично взял на себя обязательство пожертвовать состояние на благотворительность. Авторы идеи Билл Гейтс и Уоррен Баффетт возложили на Потанина роль посла Giving Pledge в России

Благотворительное движение Giving Pledge («Клятва дарения»), основанное фондом Билла и Мелинды Гейтс, во вторник объявит о присоединении к инициативе 12 новых меценатов. Ни один из миллиардеров, которые составят компанию основателю Microsoft, Уоррену Баффетту и другим именитым участникам рейтинга Forbes, на этот раз не имеет американского гражданства. Дюжина новичков происходит из 8 стран и включает владельца холдинга «Интеррос» Владимира Потанина (подробнее свой взгляд на вопросы благотворительности бизнесмен изложил в колонке «Почему большие состояние демотивируют»), британца сэра Ричарда Брэнсона и таиландского магната Винсента Тана.

Потанин, первый россиянин — участник Giving Pledge, в письме организаторам назвал «клятву» «выдающейся инициативой, достойной поддержки». Российский миллиардер выразил надежду, что его пример «не только расскажет миру о возрождении филантропии в России, но вдохновит» других отечественных предпринимателей. Потанин еще в 2010 году решил передать капиталы на благотворительность. Сейчас он лично контролирует деятельность своих активов через «Интеррос». Часть прибыли реинвестируется в бизнес, часть направляется на финансирование утвержденных благотворительных программ. В будущем обязанности по управлению активами перейдут в специальный траст, напоминает пресс-служба бизнесмена.

Благодаря очередному расширению общее число сторонников Giving Pledge достигнет 105 человек, отмечает Forbes.

Инициатива, предполагающая пожертвование известными меценатами не менее половины состояния на благотворительные цели, постепенно превращается из исключительно американского движения в глобальное. Баффетт на вопрос Forbes о причинах расширения географии Giving Pledge заявил: «Раньше у нас было дел по горло и внутри США».

«Глобализация» далась авторам идеи нелегко. Вскоре после запуска Giving Pledge Баффетт и Гейтс проводили специальные приемы для владельцев крупных состояний в таких странах, как Китай, Индия и Саудовская Аравия, и всякий раз сталкивались с культурными стереотипами, от нежелания мультимиллионеров выставлять напоказ благие дела до стремления сохранить и продлить династию. Иногда проблема состояла просто в недостатке коммуникации между сторонами. Один из 12 новичков движения украинский миллиардер Виктор Пинчук сообщил Forbes, что сначала просто неверно интерпретировал цели Giving Pledge (GP). Бизнесмен посчитал, что присоединение к инициативе обяжет его сотрудничать с конкретными фондами и организациями, в то время как  GP — лишь декларация намерений. 

Переубедить украинца, состояние которого Forbes оценивает в $4,2 млрд, удалось Эли Броду и Биллу Гейтсу, который участвовал в вечере Пинчука на форуме в Давосе. «К тому моменту я уже принял решение для себя, — говорит Пинчук. — Филантропия — очень важная часть моей жизни. В XXI веке отвечающий на вызовы современности бизнесмен не может получать прибыль без стремления разрешить глобальные проблемы».

Помимо Потанина, Брэнсона, Пинчука и Тана к Giving Pledge присоединяются австралийцы Эндрю и Никола Форрест, южноафриканцы Патрис и Прешес Мотсип, немец Хассо Платтнер, индиец Азим Премджи и британцы Джон Кодуэлл, Крис и Джейми Купер-Хон, Мо Ибрагим и Дэвид Сэйнсбери.

Каждый из новичков, по словам Баффетта, делает нечто более важное, чем просто жертвует огромную сумму на благотворительность (совокупно свыше $10 млрд). Главное — вдохновляющий пример для остальных владельцев крупных состояний, уверен «оракул из Омахи». По его мнению, дюжина «неамериканцев» выполняет особую миссию — стать моделью для подражания для своих соотечественников, которые пока не так охотно, как мультимиллионеры из США, становятся адептами Giving Pledge.