ПРИЗРАКИ ОДЕССКИХ ТЕАТРОВ
На модерации
Отложенный
"Слепая примадонна, кровавый тенор и повешенный статист"... или "Ваня, ты меня раздразнил".
По ночам театры Одессы живут особой жизнью. Сценические и реальные страсти, оставив свой след в информационном поле старинных зданий, правят бал. И тени забытых (или навеки запомнившихся) артистов томятся несыгранными ролями…
Где ты, мой Наполеон?
По старейшему в Одессе русскому драматическому театру бродит элегантная до невозможности Сара Бернар, которую здесь и боготворили, и освистывали – последнее, впрочем, не за игру, а за то, что великая французская актриса была… еврейкой. Булыжник, попавший в окно кареты, стоявшей у театра в Колодезном переулке, божественная Сара хранила на туалетном столике до конца своих дней. С чувством юмора у актрисы было все в порядке. Как бы то ни было, ее тень не потому наведывается в одесский театр, что когда-то ее здесь оскорбили.
Сару влекут воспоминания о великолепной игре (а может быть, и о мужском обаянии) местного актера Евгения Неделина, который потряс ее своей игрой в роли Наполеона (!) настолько, что получил в подарок портрет актрисы с дарственной надписью. Поэтому если видите в темном коридоре русской драмы силуэт в платье невиданного изящества и вкуса, лучше посторонитесь на всякий случай, хотя бы из уважения к таланту великой Сары.
Смейся, Паяц, над разбитой любовью!
Само собой, больше всего фантомов наблюдается в Опере. Правда, после реставрации они толком никому еще не являлись – осваиваются, видимо… А прежде, говорят, здесь периодически из ниоткуда раздавалась знаменитая ария Канио « Ridi, Pagliaccio…» («Смейся, Паяц…»), переходящая в душераздирающий хохот. Предполагается, что это отзвуки голоса сошедшего с ума от ревности итальянского тенора, с гастрольной труппой выступавшего на нашей сцене в опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Во время представления, изображая обманутого мужа, он и впрямь зарезал свою партнершу на глазах изумленной публики, был арестован прямо в театре. Все ужасающим образом совпало: партнерша и в жизни была ему женой, притом женой неверной…
Кстати, сама по себе опера «Паяцы» возникла из криминальной хроники, ведь слуга отца композитора в свое время влюбился в странствующую артистку, муж который застал и убил влюбленных… Но это еще не все. Однажды в суде, где председателем был опять-таки отец Леонкавалло, рассматривалось необычное дело об убийстве, когда охваченный ревностью муж, актер бродячей труппы, убил жену прямо на сцене.
Так что поосторожней надо быть – и с любовниками, и с фантомами, и с билетами на оперу «Паяцы».
«Ты у меня споешь, не поужинав…»
Что характерно, мелодия из «Паяцев» звучала, когда нажимали клаксон на автомобиле самого Мишки Япончика, короля одесских налетчиков. Говорят, его призрак тоже отличается элегантностью, как и тень Сары Бернар. Недавно на темной улице Мишка приударил за одной одесской девушкой, о чем она даже телевизионщикам рассказала.
Кстати, фантом, который и видим, и слышим, может быть очень опасен. Но Мишка с женщинами не воевал при жизни, не станет воевать и после смерти. Так что если он начнет к вам клеиться, попросите в оперу пригласить. Галантный кавалер не откажет.
А фанатом оперы Мишка был еще тем. Судите сами. Призвав «коллег» через газету не грабить рабочих и артистов, Япончик получил неудовольствие от грубого поступка одного из своих близких друзей. В Одессу пришли белые. После смутного 1917 года в городе воцарилось былое благополучие, стали открываться игорные заведения, дорогие магазины, театры. Со всей России в Одессу стекались знаменитости. Приехал выступать и сам Федор Шаляпин. Но буквально на второй день пребывания в Одессе певец был… ограблен по дороге в театр. На следующее утро практически все местные газеты написали, что Одесса-мама никогда не отмоется от такого позора и что преступление было совершено на территории, контролируемой знаменитым Япончиком.
Убить виновника Мишке показалось мало. И вот в один из вечеров после спектакля в Одесской опере публику попросили не расходиться. Вслед за этим на сцену вышел элегантный, как рояль, Мишка Япончик, представился и принес свои извинения великому певцу и публике. Обидчика Шаляпина два дюжих молодца вывели на сцену, и тот стал исполнять арию Мефистофеля из оперы «Фауст». Пока он пел, люди Япончика разносили по рядам корзины с помидорами и яйцами. Поначалу публика не знала, как реагировать на выступление горе-певца, но Мишка Япончик любезно попросил господ не сдерживать свои чувства. Вор все же допел арию под градом яиц и помидоров, а Шаляпину в тот же вечер были возвращены отобранные вещи, к которым прилагались три тысячи рублей в качестве моральной компенсации.
Безымянная звезда и повешенный статист
Еще один призрак Одесской оперы заслуживает отдельного разговора. Рассказывают, что еще до войны здесь выступала незрячая певица, но в театре так ее любили, что публика даже не догадывалась о недуге солистки. Режиссеры специально так выстраивали мизансцены, чтобы певице было удобно ориентироваться на сцене, а коллеги вроде бы невзначай брали ее за руку и переводили на нужное место.
В память о высоких отношениях, царивших тогда в труппе, призрак солистки появляется на сцене, в своей бывшей гримерке, в коридорах. Как правило, она одета в пышный сценический костюм, смотрит невидящим взглядом, полупрозрачна и совершенно не опасна.
Из этических соображений не буду называть театр, в котором появляется призрак повешенного (а точнее, повесившегося) статиста. Мало того, что скверные житейские обстоятельства и творческая нереализованность подтолкнули несчастного к совершению рокового шага, так еще и после смерти он был небрежно положен на пол, и через его тело переступали без должного почтения. Как это происходило, можно понять, посмотрев одну из киноновелл Киры Муратовой в фильме «Два в одном» - сюжет основан на реальном событии. Вот такого фантома следует опасаться, а впрочем, необходимо помнить, что все театральные люди ли, призраки ли падки на аплодисменты и всяческие знаки Поклонитесь на всякий случай – и ужаленное театром привидение будет довольно!
Комментарии
Это меня Ваня, хитрец, из отпуска выманивает: публикует старинные фоты Одессы - а я потом отдуваюсь перед народом, выкладываю то же место, но уже в наше время. Ну и пару строк о нем )))
Интереснейший материал. Браво, Одесса. Людочка, еще такого хочется.
Одесса фальшива зачастую. Как одна большая театральная декорация... Это одна из граней ее шарма, как мне кажется ))
Как там сказано - "весь мир - театр, а люди в нем актеры...
Но какие колоритные!
Мне очень интересно было читать, ты- умница , не отделалась сухой констатацией фактов.
Столько необычных, мистических даже, историй..ну короче-ОТЛИЧНО!!!
У меня скоро аттестат взорвется от твоих оценок ))
Материал такой интересный, что я сама зачиталась ... Согласись, что за маской пингвина скрывается большой хитрец и манипулятор? ))
Маш, как думаешь, написать как-нибудь про Мишку Япончика? Колоритный был персонаж!!
Я сомневаюсь потому, что меня уже однажды обвинили в излишней романтизации бандитизма...
Удачи тебе во всем. Не пропадай, ты ведь НАШ! )
Нет больше призраков и привидений, все в И-нет ушли !.. :))))
А инет - это просто скопище призраков, ты прав )))