ПРИЗРАКИ ОДЕССКИХ ТЕАТРОВ

На модерации Отложенный

"Слепая примадонна, кровавый тенор и повешенный статист"... или "Ваня, ты меня раздразнил".

 

  По ночам театры Одессы живут особой жизнью. Сценические и реальные страсти, оставив свой след в информационном поле старинных зданий, правят бал. И тени забытых (или навеки запомнившихся) артистов томятся несыгранными ролями…
  Где ты, мой Наполеон?
  По старейшему в Одессе русскому драматическому театру бродит элегантная до невозможности Сара Бернар, которую здесь и боготворили, и освистывали – последнее, впрочем, не за игру, а за то, что великая французская актриса была… еврейкой. Булыжник, попавший в окно кареты, стоявшей у театра в Колодезном переулке, божественная Сара хранила на туалетном столике до конца своих дней. С чувством юмора у актрисы было все в порядке. Как бы то ни было, ее тень не потому наведывается в одесский театр, что когда-то ее здесь оскорбили. 
  Сару влекут воспоминания о великолепной игре (а может быть, и о мужском обаянии) местного актера Евгения Неделина, который потряс ее своей игрой в роли Наполеона (!) настолько, что получил в подарок портрет актрисы с дарственной надписью. Поэтому если видите в темном коридоре русской драмы силуэт в платье невиданного изящества и вкуса, лучше посторонитесь на всякий случай, хотя бы из уважения к таланту великой Сары.
  Смейся, Паяц, над разбитой любовью!
  Само собой, больше всего фантомов наблюдается в Опере. Правда, после реставрации они толком никому еще не являлись – осваиваются, видимо… А прежде, говорят, здесь периодически из ниоткуда раздавалась знаменитая ария Канио « Ridi, Pagliaccio…» («Смейся, Паяц…»), переходящая в душераздирающий хохот. Предполагается, что это отзвуки голоса сошедшего с ума от ревности итальянского тенора, с гастрольной труппой выступавшего на нашей сцене в опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Во время представления, изображая обманутого мужа, он и впрямь зарезал свою партнершу на глазах изумленной публики, был арестован прямо в театре. Все ужасающим образом совпало: партнерша и в жизни была ему женой, притом женой неверной… 
  Кстати, сама по себе опера «Паяцы» возникла из криминальной хроники, ведь слуга отца композитора в свое время влюбился в странствующую артистку, муж который застал и убил влюбленных… Но это еще не все. Однажды в суде, где председателем был опять-таки отец Леонкавалло, рассматривалось необычное дело об убийстве, когда охваченный ревностью муж, актер бродячей труппы, убил жену прямо на сцене.
Так что поосторожней надо быть – и с любовниками, и с фантомами, и с билетами на оперу «Паяцы».
«Ты у меня споешь, не поужинав…»
  Что характерно, мелодия из «Паяцев» звучала, когда нажимали клаксон на автомобиле самого Мишки Япончика, короля одесских налетчиков. Говорят, его призрак тоже отличается элегантностью, как и тень Сары Бернар. Недавно на темной улице Мишка приударил за одной одесской девушкой, о чем она даже телевизионщикам рассказала.
Кстати, фантом, который и видим, и слышим, может быть очень опасен. Но Мишка с женщинами не воевал при жизни, не станет воевать и после смерти. Так что если он начнет к вам клеиться, попросите в оперу пригласить. Галантный кавалер не откажет.
  А фанатом оперы Мишка был еще тем. Судите сами. Призвав «коллег» через газету не грабить рабочих и артистов, Япончик получил неудовольствие от грубого поступка одного из своих близких друзей. В Одессу пришли белые. После смутного 1917 года в городе воцарилось былое благополучие, стали открываться игорные заведения, дорогие магазины, театры. Со всей России в Одессу стекались знаменитости. Приехал выступать и сам Федор Шаляпин. Но буквально на второй день пребывания в Одессе певец был… ограблен по дороге в театр. На следующее утро практически все местные газеты написали, что Одесса-мама никогда не отмоется от такого позора и что преступление было совершено на территории, контролируемой знаменитым Япончиком.
  Убить виновника Мишке показалось мало. И вот в один из вечеров после спектакля в Одесской опере публику попросили не расходиться. Вслед за этим на сцену вышел элегантный, как рояль, Мишка Япончик, представился и принес свои извинения великому певцу и публике. Обидчика Шаляпина два дюжих молодца вывели на сцену, и тот стал исполнять арию Мефистофеля из оперы «Фауст». Пока он пел, люди Япончика разносили по рядам корзины с помидорами и яйцами. Поначалу публика не знала, как реагировать на выступление горе-певца, но Мишка Япончик любезно попросил господ не сдерживать свои чувства. Вор все же допел арию под градом яиц и помидоров, а Шаляпину в тот же вечер были возвращены отобранные вещи, к которым прилагались три тысячи рублей в качестве моральной компенсации.
  Безымянная звезда и повешенный статист
  Еще один призрак Одесской оперы заслуживает отдельного разговора. Рассказывают, что еще до войны здесь выступала незрячая певица, но в театре так ее любили, что публика даже не догадывалась о недуге солистки. Режиссеры специально так выстраивали мизансцены, чтобы певице было удобно ориентироваться на сцене, а коллеги вроде бы невзначай брали ее за руку и переводили на нужное место. 
  В память о высоких отношениях, царивших тогда в труппе, призрак солистки появляется на сцене, в своей бывшей гримерке, в коридорах. Как правило, она одета в пышный сценический костюм, смотрит невидящим взглядом, полупрозрачна и совершенно не опасна.
  Из этических соображений не буду называть театр, в котором появляется призрак повешенного (а точнее, повесившегося) статиста. Мало того, что скверные житейские обстоятельства и творческая нереализованность подтолкнули несчастного к совершению рокового шага, так еще и после смерти он был небрежно положен на пол, и через его тело переступали без должного почтения.   Как это происходило, можно понять, посмотрев одну из киноновелл Киры Муратовой в фильме «Два в одном» - сюжет основан на реальном событии. Вот такого фантома следует опасаться, а впрочем, необходимо помнить, что все театральные люди ли, призраки ли падки на аплодисменты и всяческие знаки Поклонитесь на всякий случай – и ужаленное театром привидение будет довольно!