Отделить правду от притворства

На модерации Отложенный

Отделить правду от притворства

На «Берлинале-64» нет российских игровых картин. Печальное известие, и как ни странно, закономерное

«Мишка» Берлинале-2014

Российская киноиндустрия, как известно, перенаправлена партией и правительством на создание национальных блокбастеров, благостных, безопасных, позитивных. И возрастающая доля отечественного кино в прокате вроде бы свидетельствует о правильности избранного пути.

Тем временем поддержка авторского кино постепенно уменьшается. В верхних «инстанциях» словно забывают, что именно кино, способное вырваться за пределы привычного тяготения, кино художника, а не интерпретатора заказных тем, экранизатора навязанной реальности востребовано фестивальными площадками. Но и не манит нас сегодня европейская «тревожная даль», у нас собственная отредактированная иерархия ценностей.

К тому же наше киноосообщество разобщено-разорвано профессионально, кланово, морально. Профессия вытесняется трендовыми именами и способностью договариваться.  Исчезают критерии в оценках гипотетических проектов и в анализе вышедших картин. Нет общего творческого бульона, питающего разные поколения, связывающего различные цеха, он скис. Практически не существует преемственности, творческих авторитетов. Начинающие авторы бредут впотьмах, со скепсисом отвергая поиски и открытия своих учителей. У нас до смешного мало  копродукций — мы по-прежнему отъединяемся от внешнего мира.

А главное, в России нет как нет арт-мейнстрима, фильмов, которые, как горячие пирожки, расхватывали бы фестивальные отборщики, и которые душевно полюбил бы зритель. За некоторыми исключениями, наши кинематографисты старательно и изобретательно избегают зоны актуальности, а именно территория своевременности — эпицентр интереса ведущих мировых кинематографий. 

Доминанта Берлинского форума — политика, нынешнего — цензура и борьба за права меньшинств (Ну и чем тут мы можем похвастаться? В основном смехотворными вердиктами нашей Думы и фильмом «Зимний путь», проигнорированный «Кинотавром») Директор фестиваля Дитер Косслик назвал большинство отобранных картин «своего рода комментарием к современной мировой ситуации, актуальной критикой капиталистического общества, в котором царят несправедливость и угнетение». Одна из программ посвящена Холокосту, вине, которую ощущает немецкий народ.

В конкурсной программе — три независимых фильма из Китая, снятых режиссерами нового поколения. В России независимое кино снимать все сложнее. Главный кинопродюсер — государство составляет списки приоритетных тем. Продюсеры и режиссеры стараются соответствовать темпланам, и комиссиям, сличающим сценарий с правильным представлением об отечественной истории (так было в случае с Миндадзе), правильным представлениям о «национальных достояниях (так было  в случае с «Чайковским» Серебренникова-Арабова). Но почему-то выверенное с точки зрения идеологии, промытое-очищенное от сложных вопросов кино не интересует фестивали, оставаясь мелкокалиберным изделием разового пользования.

Вспоминая фильмы, отмеченные наградами «Берлинале», понимаешь, что все они взламывали привычную линию горизонта, затрагивая сущностные вопросы бытия человека, вступали в конфликтный диалог с современностью и историей:

«Тема» Панфилова, «Восхождение» Шепитько, «Комиссар» Аскольдова, «Слуга» Абдрашитова, «Астенический синдром» Муратовой, «Караул» Рогожкина, «Бесконечность» Хуциева.

Можно конечно, упрекать Косслика и его отборщиков в русофобстве, называть отдельные интересные киноработы, но  положа руку на сердце, надо признать, что по большей части  кино наше провинциально, архаично во всех смыслах.

А актуальное киноискусство в конкурсе за номером 64 представляют Алжир, Аргентина, Австрия, Бельгия, Бразилия, США, Япония, Норвегия,  Франция, Греция, Дания, Голландия, Канада, Уругвай, Швеция, Испания, Великобритания, Кипр.

Откроется форум трагикомедией  «Отель «Гранд Будапешт» мастера арт-мейнстрима Уэса Андерсона. Действие, происходящее в Венгрии  между двумя мировыми войнами в знаменитом европейском отеле, связано с похищением бесценных произведений эпохи Ренессанса.

В фильме собралась невероятная актерская команда: Ральф Файнз, Сирша Ронан, Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Виллем Дефо, Тильда Суинтон, Джуд Ло, Эдриан Броди, Харви Кейтель, Матье Амальрик…

В конкурсе драма «Любить, пить и петь» всегда современного с точки зрения искусства патриарха французского и мирового кино Алена Рене,«Кричи/Летай» Клаудии Льосы (ее поэма в духе магического реализма «Молоко скорби» завоевало «Золотого медведя»…) с Дженнифер Коннелли, Киллианом Мерфи и Мелани Лоран, «Страты» греческого мастера Янниса Экономидеса, драма взросления «Отрочество» известного американского автора Ричарда Линклейтера (создателя трилогии «Перед рассветом/закатом/полуночью»),  «Путь врага» любимца фестивалей Рашида Бушареба, японский «Маленький дом» Юджи Ямады и другие. 

Немецкий кинематограф представлен четырьмя фильмами (как правило, копродукциями).  Среди них «Между мирами» — фильм о службе германских солдат в Афганистане.

В Берлине (вне конкурса) состоится мировая премьера долгожданных «Охотников за сокровищами» Джорджа Клуни (о спасении произведений искусства, похищенных нацистами), а также «Красавицы и чудовища» от автора «Братства волка» Кристофа Гана (еще одна интерпретация сказки с Леа Сейду и Венсаном Касселем). 

Одно из главных фестивальных событий — показ авторской версии первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Напомню, что фильм длиной в пять с половиной часов волей продюсеров был разрезан пополам. Первая часть, цензурированная уже идет в кинотеатрах Европы, а в феврале выходит и в России. Но только в Берлине можно будет увидеть полный авторский вариант нашумевшего скандального арт-порно от главного меланхоличного провокатора киномира.

Россия все же будет представлена в Официальной программе «Берлинале», правда не игровым, анимационным фильмом.  В секции «Generation»  — фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось» студии «Метрономфильм». Щемящая история об одиночестве взросления, о детской мечте и боли ее невоплощения. Картина стильная по дизайну, при некоторых шероховатостях очень зрелая. А главное, это то самое живое исповедальное авторское кино, которое рождается из потребности художника «отделить правду от притворства», то самое кино, которое сегодня у нас незаметно выветривается.

 

Автор: Лариса Малюкова