После «Бури в пустыне» - «Буря в стакане»

США не смогут помешать Ирану в ближайшее время обзавестись ядерной бомбой. Но обвинят в этом Китай и Россию

В последние дни политическая ситуация вокруг Ирана накалилась настолько, что новая война в Заливе уже выглядит весьма вероятным и близким исходом. 27 октября Хилари Клинтон заявила, что если в Иране вновь начнутся протестные события, как в 2009 году, то иранской оппозиции следует запросить международной помощи, как это сделала оппозиция в Ливии. 6 ноября Кондолиза Райс заявила, что «сейчас самое время свалить иранский режим, который являет собой образец государства - спонсора террора». Затем последовали провокационные высказывания лидеров Израиля, заявивших, что нападение Израиля на Иран «становится все более и более вероятным». The Guardian также сообщила, что «Британские вооруженные силы составляют планы на случай потенциального военного удара по Ирану». Затем доклад МАГАТЭ, в котором сказано, что Тегеран вплотную подошел к созданию ядерного оружия. На днях прокуратура Бахрейна обвинила власти Ирана в подготовке терактов на территории страны. 13 ноября газета «Ар-Рай» сообщила, что кувейтское правительство заготовило стратегический запас продовольствия и медикаментов, которых должно хватить на 6-8 месяцев.

Если верить The Wall Street Journal, то и в военно-техническую подготовку войны вносятся последние штрихи. Американская администрация готова предоставить союзникам в Персидском заливе несколько тысяч противобункерных бомб. WSJ отмечает, что только Эр-Рияду США готовы поставить до 4,9 тыс. высокоточных авиационных бомб и другое вооружение. Одновременно оглашены планы создания в регионе противоракетной обороны для защиты от ответной атаки Ирана.

Ранее уже публиковались сценарии воздушной интервенции в Иране. Речь идет о нанесении удара по 17 ядерным объектам исламской республики, в числе которых Центр ядерных исследований в Натанзе, подземные бункеры в пригороде города Кума и даже атомная электростанция в Бушере, построенная российскими специалистами.

Израильские газеты сообщали о пяти возможных вариантах нападения на Иран. Первый: пилоты ВВС могут пролететь к Ирану с юга – над Красным морем и Саудовской Аравией.

Второй – боевая авиация подберется к иранским объектам через небо Иордании и Ирака. Протяженность обоих маршрутов составит около 1600 км.

 

 



 

Третий - удар может быть нанесен при посредничестве Иордании и Саудовской Аравии. Маршрут при этом будет очень узким, над линией границы Ирака и Кувейта.

Четвертый - через воздушное пространство Сирии и Турции. Но, как уже отмечалось, из-за недавней ссоры еврейского государства с Турцией этот вариант выглядит как наименее вероятный.

Пятый - самый короткий, через Сирию и Ирак (около 1500 км). Однако в этом случае, несомненно, сирийцы будут сбивать израильские самолеты и потребуется уничтожать еще и сирийскую ПВО. Предполагается, что для налета потребуется задействовать свыше 100 боевых самолетов. При этом каждый третий, скорее всего, не вернется.

Сайт topwar.ru со ссылкой на арабские издания приводит совместный план борьбы Тегерана и Дамаска на случай начала войны. В план входят ответные удары по Турции, Израилю и военным базам США на Ближнем Востоке по шести основным фронтам:

- Курдские формирования станут союзниками Ирана и Сирии. Турция подвергнется удару с трёх сторон – со стороны сирийской, иракской и иранской границы. Одновременно восстанут курды в юго-восточной части Турции. Мишенями курдов станут турецкие военные и базы США в Турции (крупная база американских Военно-воздушных сил Инджирлик). При необходимости в бой вступят и вооруженные силы Сирии и Ирана. Но основной ударной силой должны стать курдские подразделения, которые получат вооружение и боеприпасы от сирийцев и иранцев.

- После начала войны движение ХАМАС («Исламское движение сопротивления») должно, при помощи специалистов из иранского корпуса стражей исламской революции, дестабилизировать обстановку в районе Суэцкого канала. В идеале они должны сорвать переброску сил Соединенных Штатов и Евросоюза через этот стратегический канал. Южнее их действия продублируют исламисты из Йемена и Сомали, путь через Красное море должен быть закрыт.

- В районе Персидского залива иранские ВМС атакуют западные торговые и транспортные суда, включая нефтяные танкеры, сорвав поставки углеводородов из этого региона. Иранские ВМС блокируют Ормузский пролив с помощью морских мин. Цены на нефть резко возрастут, положение экономик США и Евросоюза будет ухудшаться.

- Одновременно проиранские группировки атакуют американские военные базы в Бахрейне, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах. Так, Манама (столица Бахрейна) - это главная стоянка 5-го флота Соединенных Штатов, а на авиабазе «Шейх Иса» базируются самолеты-заправщики. В Катаре располагается военно-воздушная база США «Аль Удейд», которая используется как база хранения вооружений, военных материалов и амуниции. В ее модернизацию за последние годы Пентагон вложил более 100 млн долларов. На взлетной полосе авиабазы могут разместиться до 100 боевых самолетов. База ВВС оснащена самыми современными системами связи и управления. В ОАЭ расположена база американских ВВС «Аль Дхарфра». Это один из главных складов горючего Вооруженных сил США в этом регионе.

- В Афганистане иранские спецслужбы помогут организовать мощнейшую атаку против сил США и Североатлантического альянса. Кроме того, Тегеран поможет врагам Запада деньгами и оружием. Учитывая наличие значительного участка афгано-иранской границы, Тегеран вполне сможет сделать это. При необходимости в Афганистан можно перебросить и иранские диверсионные силы.

- В Ливане военизированная шиитская организация и политическая партия «Хезболла» возьмёт под свой контроль весь Ливан. После этого развернет боевые действия против Израиля.

- ХАМАС также атакует Израиль, а после ответного удара израильских вооруженных сил по сектору Газа, по еврейскому государству нанесёт удар сирийская армия.

Насколько вероятно такое, почти апокалипсическое развитие событий? С этим вопросом «СП» обратилась к известным экспертам.

Главный редактор издания «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

– Я думаю, что военная развязка с ситуацией в Иране сейчас маловероятна, потому что операция против Ирана должна быть очень масштабной с задействованием всех форм нападения – многие полагают, что только воздушными ударами вопрос не решить, т.е. нет никаких гарантий, что ядерная программа будет уничтожена. Значит, нужна сухопутная операция, оккупация, что трудно себе представить, т.к. сейчас Соединенные Штаты не в том положении, чтобы ввязываться в очень крупную войну. Поэтому складывается впечатление, что проводится подготовительная кампания на всякий случай. Началась она не с темы ядерной программы, а с темы, возникшей примерно 3 недели назад, – якобы организованного иранскими спецслужбами заговора с целью убийства посла Саудовской Аравии в США. Она возникла, довольно шумно поциркулировала, а потом исчезла.

Вся история кажется довольно странной – как с самим заговором, так и то, что она была тихо снята с повестки дня. Возникают подозрения, что это была пропагандистски подготовительная акция. Сразу после нее началась следующая кампания, связанная с якобы растущей ядерной угрозой со стороны Ирана. Тут появился доклад МАГАТЭ, в котором делается вывод, что Иран очень сильно продвинулся в вопросе создания ядерного оружия. Я думаю, что речь идет о том, чтобы прозондировать общественное мнение и оказать некоторое давление не столько на Иран, сколько на те страны, которые традиционно склонны Иран если не защищать, то по крайней мере, с пониманием относиться к его аргументам – т.е. на Россию и Китай – в очередной раз сказать, что вы мешаете нам бороться с этой страшной угрозой.

Но военное решение кажется мне сегодня маловероятным, хотя могло бы быть удивительное совпадение интересов, поскольку войну против Ирана гласно поддерживает Израиль, и негласно - арабские страны, потому что Ирана они боятся и не любят больше, чем кого бы то ни было. Но это, скорее, некая неформальная коалиция «на случай», но пока мне кажется, вероятность невелика.

«СП»: – Возможна ли в таком случае кооперация интересов НАТО и арабских стран, при котором НАТО осуществляет воздушные бомбардировки, а арабские страны выступают в роли наземного «пушечного мяса»?

– Нет, арабы пока не сошли с ума и никаким «пушечным мясом» против Ирана они не будут. Наоборот, они могут неформально поддержать акцию Соединенных Штатов – прежде всего, Саудовская Аравия.

Это наверняка случится, если дойдет до вооруженного конфликта, но сами воевать с Ираном арабы не будут. Это никому не нужно, опасно и сразу вызовет крайне тяжелые последствия в тех странах, где есть шиитские меньшинства, или, как в Бахрейне, «большинства». То есть это взорвет всю ситуацию, более того, арабские режимы не могут открыто солидаризироваться с Израилем. Если начнется война против Ирана, они, безусловно, начнут открыто говорить, что это недопустимо, что это произвол и т.д., но неформально они будут потирать руки и всячески способствовать этой акции.

«СП»: – Вы считаете, что сейчас идет некое «зондирование» на будущее. Но ведь, чем больше проходит времени, тем это действительно опаснее для Израиля, если он боится появления ядерного оружия у Ирана.

– Правильно – это и есть та дилемма, с которой сталкиваются те, кто считает, что иранское ядерное оружие является экзистенциальной угрозой. Т.е. с одной стороны, неудачная попытка атаки может все сильно испортить и дальше ситуация будет еще хуже, а с другой – сколько можно ждать? Потому что момент, когда Иран создаст ядерное оружие, действительно все изменит. Мы видим, что страны, обладающие пусть даже примитивными и небольшими его арсеналами, никто не трогает, потому что не хочет брать на себя этот риск. Так что я думаю, что через какое-то время вопрос станет очень остро именно в этом разрезе: если еще чуть-чуть потерпеть, то потом это будет фактически означать, что мы смирились. Но многое будет зависеть еще и от того, кто придет к власти в Соединенных Штатах после президентских выборов следующего года, потому что Обама не воин. Да, он воюет – мы видим аж 3 войны на Ближнем Востоке, но он это делать не любит – это не его «бизнес». А если придет кто-то более решительный, то вполне вероятно, будет иметь место попытка, которая уже готовилась в 2000-е годы при Буше, но ее предотвратили.

«СП»: – Митт Ромни, один из ведущих претендентов на пост президента США на выборах 2012 года, заявил, что в случае своего избрания, он распорядится о превентивном ударе по Ирану.

– Что сегодня говорят республиканские кандидаты, вообще не имеет смысла слушать, потому что они сейчас будут говорить вообще все что угодно, чтобы завлечь избирателей. Например, когда Обама был кандидатом в президенты, он обещал нанести удар по Пакистану, потому что, мол, Пакистан – это главная угроза, но как мы видим, когда он стал президентом, понял, что не все так просто. Так что то, что говорит Ромни, не обязательно будет осуществлено.

«СП»: – Вы утверждаете, что в будущем ситуация с Ираном обострится еще сильнее, и перед западным миром станет сложная дилемма из разряда «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову сложишь», но и на месте будет нельзя оставаться. Так каким же будет выход?

– Многие полагают, что в конечном счете Иран все же станет ядерной державой. В Америке уже есть группы исследователей и аналитиков, которые ставят вопрос не «Как предотвратить?», а «Как жить совместно?»: как жить дальше, какую выстраивать политику сдерживания, давления или вовлечения, когда Иран будет региональной ядерной державой. Есть разные идеи относительно этого. В том числе, что в каком-то смысле это даже станет стабилизирующим фактором, но просто тогда Соединенные Штаты будут обязаны дать ядерные гарантии Саудовской Аравии и прочим странам, которые Ирана опасаются. Израилю, они, понятно, не нужны, потому что у него есть свое ядерное оружие. Но это будет очень тяжелый слом сознания для Америки – признать, что они ничего не могут сделать с ядерным оружием Ирана. Как он пройдет - непонятно. Думаю, что тогда очень активно будут сваливать вину на Россию и Китай: «Если бы не они, мы бы, конечно, этот вопрос решили, но, к сожалению, они против, а мы в обход ООН все-таки на решительные шаги пойти не можем, уже имеем плохой опыт».

 

Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов:

– Ситуацию вокруг Ирана следует рассматривать на фоне нынешнего кризиса долларовой системы США и внутренних проблем этой страны. Для того чтобы опустить зону евро и зону юаня, необходимо развязать войну на Большом Ближнем Востоке. Но если сегодня организовать удары по Ирану, причем, в конечном счете, удары ядерные, т.к. без этого вряд ли удастся поставить его на колени, это будет означать остановку поставок ближневосточной нефти в китайскую и европейскую экономики. Они не выдержат роста цен на нефть и резкого падения поставок и, тем самым, американцы нанесут удар по своим двум основным конкурентам и отчасти решат внутренние проблемы.

«СП»: – Разве применение Израилем ядерного оружия не будет означать подъем против него всего арабского мира?

– На это и делается расчет. Мы уже видим, что вместо стабильных предсказуемых режимов Ближнего Востока – Бен Али, Мубарака, Каддафи, теперь Башара Асада – приводятся к власти радикальные исламистские организации, которые на генетическом уровне настроены против Израиля.

«СП»: – Если исключить применение ядерного оружия, как вы оцениваете военные возможности Ирана и Сирии по отражению внешнего нападения?

– Даже если будут задействованы только обычные вооружения, военно-техническое превосходство все равно будет однозначно на стороне Израиля, и тем более США или Великобритании. Иран долгие годы находится в состоянии санкций по военно-техническому сотрудничеству. Даже Россия не поставила С-300 ни в Иран, ни в Сирию, а дает им боевые системы лишь тактического значения типа «Тор», «Панцирь», ПЗРК и т.д. В этой ситуации выдержать военные удары эти стране не в состоянии, если они будут вести классическую войну. Но есть определенные возможности нанесения ассиметричных ответов – я не буду называть какие – тогда, у них будет возможность сдержать агрессию, но в этом случае, скорее всего, сразу будет применено ядерное оружие, т.к. без этого победить Иран невозможно.

«СП»: – В прессе уже звучал конкретный срок атаки – до Рождества этого года. Каков ваш прогноз?

– Если посмотреть даты нападения на Югославию или Ирак, то подобные действия привязывают, скорее, не к христианским акциям, а к иудейским, поэтому искать надо здесь, - метафизический религиозный смысл находит подтверждение в предыдущих агрессивных акциях. Но вероятность осуществления этого нападения не стопроцентная. Видимо, решение уже принято, и сейчас реализуется первый этап – информационно-психологический. Сдержать эту акцию могут сильные заявления России и Китая: угроза обрушить доллар (например, одномоментно выбросить на рынок 2 трлн.), угроза выдворить посольства стран-агрессоров, отзыв послов, требования реформировать СовБез ООН и т.д. Один раз подобное нападение уже планировалась, была сделана ставка на цветную революцию в Иране, но она провалилась, поэтому сейчас на Западе снова встали на силовой путь решения вопроса. Нужно видеть, кто заказчик этих действий, поэтому нам нужно бить по доллару.

Официальные лица по иранской проблеме:

Глава МАГАТЭ с 1981 по 1997 годы Ханс Бликс: «Я не думаю, что вы сможете заставить кого-либо отказаться от ядерной программы путем угрозы применения насилия. Напротив, это подтолкнет его еще быстрее развивать ее, чтобы защитить себя…Я думаю, это действительно глупо. Во-первых, никто не знает, где эти ядерные объекты располагаются. Во-вторых, я буду по-настоящему удивлен, если у Ирана нет прототипов и конструкторской документации, которая помогла бы восстановиться после атаки. В-третьих, если решение о создании бомбы еще не принято, то военный удар гарантирует сильней, чем что бы то ни было, что это решение будет принято».

После опубликования доклада МАГАТЭ, министр обороны США Леон Панетта заявил, что никакой военный удар по Ирану не заставит его заморозить свою ядерную программу, но при этом будет иметь «крайне серьезные последствия» для региона.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал мнение, что военные решения международных сложностей не работают, лишь усугубляя проблему. «Мы в этом убеждаемся каждый день. Мы видим, как решаются проблемы конфликтов вокруг Ирана – будь то Ирак, будь то Афганистан, будь то, что сейчас происходит в других странах этого региона. Военное вмешательство ведет только к многократному умножению жертв и человеческих страданий».

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад о докладе МАГАТЭ: «Мы не будем строить две бомбы, учитывая, что у вас (у США - прим. «СП») их 20 тысяч. Но мы создадим такое, на что вам нечем будет ответить: этику, гуманность, солидарность и справедливость».

Источник: http://svpressa.ru/war21/article/49903/

1
270
2