Страница истории царской авиации. Передовые изобретения которые не нужны Родине.

СИНХРОННЫЕ АВИАПУЛЕМЕТЫ

 

Стрельба поверх плана; JPG SIZE=56994 b

Стрельба поверх винта, даже из пулеметов новейших систем, крайне затрудняла летчика, несмотря на то, что гашетка пулемета находилась на рукоятке управления самолетом. Как только расходовались имевшиеся в магазине пулемета "Люис" 47 патронов, надо было, наклонив пулемет, сменить диск. Все это приходилось проделывать одной рукой. За это время противник уходил из поля зрения. Маневрировать самолетом в таких условиях было трудно. Вот почему изобретательская мысль во всех странах упорно работала над проблемой стрельбы через круг, сметаемый винтом. В Военно-технический комитет поступало множество предложений. Некоторые авторы довольно близко подошли к идее синхронизатора. Окончательный ответ на все эти предложения должна была дать практика. По.бюрократическим традициям Военно-технический комитет с реализацией предложений не спешил и вел по ним длительную переписку. Опытные работы, которые велись на заводах, также не получали должного поощрения.


В конце 1915 г. лейтенант Дыбовский самостоятельно изобрел и изготовил на заводе "Дукс" оригинальное приспособление для стрельбы из неподвижного пулемета через винт. Чтобы согласовать количество выпускаемых в минуту пуль с числом оборотов винта, изобретатель установил на коленчатом валу двигателя кулачковые шайбы, которые нажимали через систему передач на спусковой механизм пулемета в тот' момент, когда лопасть винта уже проходила осевую линию канала пулемета. Это был синхронизатор, позволявший вести беспрепятственно стрельбу через винт. 2 декабря 1915 г. правление завода направило письмо в Главное военно-техническое управление. "Производственное испытание этого прибора, - говорилось в нем, - дало хорошие результаты, т. е. ни одного попадания в винт"

1.

К письму прилагались подробные чертежи. Первый прибор Дыбовского выслали в армию в начале 1916 г. Завод приступил к изготовлению подобных приспособлений для двигателей "Рон"

2.

Одновременно на заводе "Дукс" испытывались отклонители пуль изобретателя В. В. Барташевича, основанные на принципе вертушки. Им же был предложен бронированный винт, при попадании в который пуля должна рикошетировать. Сама по себе идея была правильна, но на заводе для этой цели не нашлось доброкачественной стали. Как видно из рапорта старшего члена авиационной приемной комиссии капитана Линно, "броня на винте сильно деформировалась и пробивалась; то же, но в меньшей степени, было и с отклонителями Барташевича"

3.

Не имел успеха также и выключатель, предложенный изобретателем Тряпицыным.
Командование царской армии и правительство, не оказав поддержки отечественным изобретениям, обратили свои взоры за границу. Еще в 1913-1914 гг. французским конструктором Сольнье и инженером Ф. Шнейдером была предложена идея синхронизатора. Тогда она не получила поддержки. В феврале 1915 г. французский летчик лейтенант Гарро применил специальный отклонитель в виде стальной треугольной призмы, укрепленной на лопастях винта под углом 45° в месте пересечения лопастью линии канала ствола пулемета. Пулемет в этом случае устанавливался так, что пули при стрельбе попадали только в грани стальных треугольников, не пробивая винт. При этом, правда, полезная мощность винта уменьшалась на 8-10 % и бесцельно пропадало немало зарядов, но достигалось главное - пулемет стрелял через винт. Фирма "Мор а н-Сольнье" незамедлительно приступила к постройке самолетов, оборудованных приспособлением Гарро. В начале 1915 г. они появились на французском фронте. Стрельба с безобидного до этого самолета "Моран" из неподвижного пулемета через винт была неожиданной для немцев. В короткий срок летчики Гарро и Жильбер сбили три немецких самолета.


5 июля 1915 г. русский агент полковник Антонов отправил в ГВТУ донесение из Парижа о новом способе воздушного боя, примененном французами. В донесении подчеркивалось, что французская военная авиация считает, лучшим средством воздушного боя одноместный самолет, обладающий возможно большей скоростью и вооруженный пулеметом, неподвижно закрепленным на самолете. Летчик при стрельбе прицеливается самим самолетом и стреляет, не обращая внимания на вращающийся впереди винт. На лопасти же винта против ствола пулемета надеваются особые стальные угольники, не пробиваемые пулями и отражающие их движение в сторону, если случайно будет произведен выстрел именно в тот момент, когда лопасть находится против ствола. Такие аэропланы сделаны Мораном для летчиков Гарро и Жиль-бера и Ньюпором - для Пегу-1.


Немцы организовали охоту за усовершенствованными машинами. 18 апреля самолет Гарро был подбит с земли, опустился на немецкой территории и немедленно был передан войсковым командованием германскому конструктору Антони фоккеру для изучения. Через 10 дней Фоккер предложил синхронизатор для стрельбы через винт, с помощью которого ему удалось согласовать момент пролета пули через плоскость вращения винта и момент пересечения лопастью винта линии канала ствола пулемета при выстреле. Это достигалось действием согласованного со скоростью вращения винта спускового механизма пулемета.


Теперь, чтобы превратить самолет в грозное боевое оружие, оставалось снабдить его синхронизатором. Начиная с мая 1915 г., такие немецкие машины начали поступать на фронт. Несмотря на категорическое запрещение командования перелетать на них линию фронта, вскоре один из самолетов был подбит и секрет немецкого синхронизатора стал всеобщим достоянием.


С этого времени в развитии военной авиации, можно сказать, наступает поворотный пункт. Начинается быстрый процесс дифференциации самолетов по боевому назначению, формируется специальная истребительная и штурмовая авиация.


Русское правительство заказало французским фирмам самолеты, имевшие установки стрельбы через винт, но после событий под Верденом, когда союзная авиация понесла большие потери, французское командование добилось ликвидации русского заказа. Это не было исключительным случаем "союзной дружбы", которая с помпой была продемонстрирована во время приезда в Петербург накануне войны президента Французской республики Пуанкаре. Начальник УВВФ в своем докладе военному министру в июне 1916 г. по вопросу авиационного снабжения союзниками признавал: "Наша же потребность начинает удовлетворяться уже тогда, когда при быстрой эволюции техники, трудностях и медленности доставки аппараты оказываются уже устаревшими и армию более не удовлетворяют"

1.

Между тем русским летчикам пришлось уже в середине 1915 г. столкнуться с немецкими самолетами, которые были вооружены пулеметами, стрелявшими через винт. Это были главным образом двумхестные монопланы "Фоккер", представлявшие собою почти точную копию французских "Моранов". Количество таких самолетов у противника неуклонно возрастало.

Русские летчики, летавшие в большинстве своем на самолетах с толкающими винтами, оказались безоружными перед лицом врага. Большие потери в личном составе и материальной части авиаотрядов ставили под угрозу срыва важнейшие военные операции и вынудили командование фронтов.и армий забить тревогу. В ставку поступали многочисленные запросы и требования на новую материальную часть, оснащенную пулеметами. Можно сослаться на телеграмму начальника штаба Северо-Западного фронта генерала М. Ф. Бонч-Бруевича, направленную в феврале 1916 г. "Все-преданнейше доношу, что в феврале месяце германские самолеты два раза не пропускали летчиков 12-й армии на шоссе Митава - Шавли, отгоняя их с дистанции 300-400 шагов пулеметным огнем. Для успешной борьбы наших летчиков с неприятельскими ходатайствую о снабжении авиационных отрядов фронта пулеметами в количестве, достаточном для вооружения всех аппаратов"

2.

Дело не ограничивалось невыполнением боевых заданий: как видно из телеграммы начальника 2-го стола (контрразведки) Северного фронта от 18 февраля 1916 г., "северо-западнее Митавы после воздушной схватки был подбит русский аэроплан 20-го авиационного отряда. Летчика-прапорщика Качару и наблюдателя штабс-капитана Губкина немцы захватили в плен". В телеграмме также содержалось ходатайство о снабжении отрядов пулеметами для воздушной борьбы, так как нападения немецких аэропланов на русские в Митавском районе участились. Аналогичное положение возникло в районе 8-й армии, где несколько попыток наших летчиков пролететь до Ковеля неизменно кончалось нападением на них тотчас же по переходе через позиции нескольких (5-6, а иногда и 8) истребителей противника".


Общее количество самолетов, приспособленных для стрельбы через винт, оставалось в русской авиации ничтожным. Это были прежде всего "Ньюпор-Бебе" ("Ньюпор-2"). Поступавшие в 1916 г. из Франции самолеты были оборудованы пулеметными установками, но поскольку основная масса самолетов поставлялась фронту отечественными заводами, важно было добиться вооружения собственных самолетов.
Военное командование засыпало ГВТУ требованиями на пулеметы и синхронизаторы. Последнее в свою очередь "нажимало" на промышленность и заграничную агентуру. Однако отечественная промышленность, ссылаясь на отсутствие чертежей, образцов и приспособлений для стрельбы через винт, продолжала выпускать самолеты без пулеметных установок. Например, на заводе Терещенко "пулеметные установки не ставились за неимением пулеметов и неизвестностью, какой системы пулеметы будут отпущены ГАУ авиационным частям"

1.

Не лучше было с вооружением самолетов и на других авиационных заводах.
Под давлением командующих армиями и командиров авиационных отрядов Великий князь Александр Михайлович 14 января 1916 г. телеграфировал в Петроград генералу Пневскому: "Настоятельно необходимо скорее выслать приспособления для стрельбы через винт во все отряды с "Моранами" и для "Ньюпоров". Все неприятельские аппараты имеют пулеметы и мешают нашей работе"

2.

После этой телеграммы на заводы были командированы представители ГВТУ с заданием всеми средствами ускорить вооружение самолетов.
Заводы "Дукс", Лебедева, Моска в срочном порядке приступили к испытанию предложенных русскими изобретателями пулеметных установок. Но время шло, изобретения находились в стадии опытов, а воевать надо было каждый день.


Особенно остро ощущалась нужда в синхронизаторах для двигателей "Сальмсон", которые устанавливались на русских самолетах "Лебедь-12" и др. Франция такие приспособления не производила. Военное ведомство дало задание заводам Лебедева и Анатра в самом спешном порядке разработать синхронизатор, взяв за основу синхронизатор с самолетов "Спад" и "Ньюпор". Завод Лебедева только к середине апреля 1917 г. справился с задачей. УВВФ заказало 200 комплектов синхронизаторов обществу двигателей "Гном и Рон". Фирма согласилась выполнить заказ в течение семи месяцев, но на деле он не был реализован. В результате самолеты "Лебедь-12" и "Анаде" имели только ту-рельные пулеметные установки.

 

Большей была нужда в синхронизаторах для одноместных самолетов "Ньюпор" и "Моран". Пытаясь найти выход из тяжелого положения, в котором очутилась истребительная авиация, отдельные заводы сами пытались сконструировать необходимые приспособления для стрельбы через винт. Инженер-механик прапорщик Кулебакин предложил довольно простой отклонитель для пуль. Его построили на московском заводе Моска для самолета "Моран". Специальные кулачки, связанные с валом двигателя, показывались из-под капота в момент прохождения лопасти через линию полета пули, предохраняя винт от повреждений.


Отклонитель системы В. Кулебакина испытывался на Ходын-ском стрельбище с 23 по 28 июля 1917 г. Отчет гласил: "При стрельбе на месте винт и аппарат никаких повреждений от осколков и брызг пуль не имели". Безупречно работал отклонитель, и в ходе испытаний в полете после 220 выстрелов ни винт, ни аппарат, ни летчик не пострадали. Только 10-12 % пуль попали в кулачки отклонителя. Достоинства приспособления Кулебакина заключались в том, что оно не увеличивало лобового сопротивления аппарата. Пулемет, не связанный механически с откло-нителем, работал равномерно независимо от числа оборотов мотора. Масса отклонителя с передачей и установкой была около 5 кг. Расход мощности на его вращение был ничтожен. Установка отклонителя не требовала никаких изменений и переделок в двигателе, самолете и пулемете, не влекла за собой применения специальных винтов и могла быть выполнена средствами отрядов.


Старший районный приемщик писал в рапорте заведующему авиационно-воздухоплавательными приемками об отклонителе Кулебакина: "Преимущества такового слишком очевидны:

1) невозможность попадания в винт при любом изменении числа оборотов;

2) легкость установки и приспособляемость;

3) простота конструкции и доступность;

4) установка не отнимает места;

5) дешевле всех существующих;

6) полная безопасность для летчика, что повышает моральный элемент стрелка - весьма осторожный пилот при испытании охотно открывал огонь на высоте около 1000 метров;

7) независимость действия пулемета".


Таким образом, прапорщик Кулебакин создал гораздо более эффективное приспособление, чем француз Гарро. По вине бездушных царских чиновников это изобретение, равно как и многие Другие самостоятельно и независимо от заграницы разработанные приспособления для стрельбы через винт, не было реализовано. Русские летчики не смогли своевременно получить на вооружение эти мощные средства воздушного боя. По состоянию на 1 апреля 1917 г. только 11 отечественных истребителей и небольшое число одноместных импортных самолетов "Спад" и "Сопвич", находившихся в распоряжении корпусных авиаотрядов, были оснащены синхронизаторами для стрельбы через винт. Все остальные самолеты-истребители имели пулеметы для стрельбы поверх винта.

Источник: http://commi.narod.ru/txt/duzi/342.htm

23
928
9