Советская атомная бомба в 1940 году?!..

Советская атомная бомба в 1940 году?!..
Борис Григорьев
2 апреля 2013 0
Если бы проект пошел полным ходом, история челочества пошла иным путем.

Однажды в 1996 году в нашей студии «ВОЕН – ТВ» раздается неожиданный телефонный звонок. И не откуда-нибудь, а из СВР России (Службы внешней разведки). Руководитель Пресс-бюро СВР, полковник Борис Лабусов делает нам сенсационное предложение: сделать сюжет о легендарном разведчике Владимире Барковском. Накануне Указом президента РФ за успешное выполнение специальных заданий по обеспечению государственной безопасности в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявленные при этом героизм и мужество ему присвоено звание Героя Российской Федерации. И мы будем первыми тележурналистами, которые поведают всему миру о человеке, который раздобыл главные секреты по созданию первой в мире я д е р н о й   б о м б ы!

   В эпоху первичного накопления капитала, наша студия была монополистом по военно-патриотической тематике на Центральном телевидении. Никому не было дела, ни до армии, ни до флота. Под нашей маркой выходили уникальные телепередачи «СЛУЖУ РОССИИ», «ВОЕННЫЙ КУРЬЕР», «ПРИСЯГА», «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ» и некоторые другие. Это когда новым Президентом России становится Владимир Путин, на разных каналах с разными названиями появляются телепередачи, близкие нам по духу. Становится модным иметь на телеканалах военную передачку.

     Мы заказываем машину и с телегруппой, не раздумывая о последствиях, едем в пресс-бюро СВР. Перед нами предстает разведчик, который осенью 1941 года отправил из Лондона в Москву телеграмму – свое рода информационную бомбу, она до сих пор хранится в деле «Энормоз» - таково было кодовое название проекта создания атомного оружия в Англии и США…

…   Интервью с Барковским закончено. И мы благодарим за оказанную честь одного из главных героев нашего Атомного проекта. О дальнейшей деятельности помощника резидента по научно-технической разведке, затем – руководителя Нью-Йоркской резидентуры и заместителя начальника Управления научно-технической разведки в Главном управлении внешней разведки КГБ СССР, нам не позволяет время и Руководитель Пресс-бюро СВР.          

     А на прощание полковник СВР Борис Лабусов дарит мне книгу: «АТОМНЫЙ ПРОЕКТ СССР», издательства Москва. Поблагодарив его, думаю: «Прочитаю как-нибудь, на досуге». Но бегло полистав увесистый фолиант в машине, по дороге на ЦТРС Минобороны России, понимаю, какую злую шутку сыграли со мной кадровые разведчики!

     Открываю страницу 193. Читаю:

                                                       «№ 75

     Заявка на изобретение В.А. Маслова и В.С. Шпинеля «Об использовании урана в качестве взрывчатого и отравляющего вещества»

                                                                                   17 октября 1940 г.

                                                                                   Секретно.

       Как известно, согласно последним данным физики, в достаточно больших количествах урана может произойти взрыв колоссальной разрушительной силы».

     А дальше в тексте описывается и принцип устройства ядерной бомбы, и последствия уранового взрыва: «Помимо его колоссальной разрушительной силы (построение урановой бомбы, достаточной для разрушения таких городов, как ЛОНДОН ИЛИ БЕРЛИН, очевидно, не явится проблемой), необходимо отметить еще одну чрезвычайно важную особенность». Имелась в виду губительная радиация после ядерного взрыва.

     «Господи, - думаю я. – И это 1940 год!»

     Лихорадочно листаю книгу. Что дальше?!.. Останавливаюсь на странице 220. Читаю. И своим глазам не верю:

                                                           «№ 89

     Заключение НИХИ НКО СССР на заявки на изобретение сотрудников УФТИ, направленное в Управление военно-химической защиты.

                                                                           Не ранее 24 января 1941 года.

                                                                            Секретно.

…Что касается применения распада урана в качестве ОВ (отравляющего вещества), то это предложение авторов непонятно и никак не обосновано. Таким образом, предложение авторов в целом интереса для военно-химического дела НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. (???)

                     Начальник отдела «А» НИХИ КА военинженер 2ранга СОМИНСКИЙ

                     Заключение составил профессор А. ЖУХОВИЦКИЙ.

… Как же так?!.. На службе формирую поисковые запросы в Интернете: СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ АТОМНОЙ БОМБЫ (военная часть «Атомного проекта СССР»). Получаю сотни тысяч результатов, в том числе:

     А) Ядерное оружие — Википедия.

     Б) Операция «Энормоз» - Чекист.ru

     В) Разведчик, выкравший секрет атомной бомбы, стал Героем России.

     И даже такие экзотические:

- Немецкие учёные и советская атомная бомба,

- Вклад АРМЯН в создание советской атомной бомбы!..

     И НИГДЕ, НИКТО не упоминает имен Маслова и Шпинеля!..

     Еще вспоминаются газетные перестроечные легенды. Офицер Георгий Флёров, который во время войны был «просто сослан» (!) лейтенантом-танкистом на фронт. Это он пишет легендарное письмо Сталину, в котором объясняет, почему надо делать ядерную бомбу. Как её надо сделать… Тогда же всюду замелькали в наших перестроечных газетах и журналах найденные весьма ценные записи в блокноте, замерзшего в снегах России, немецкого офицера. В этих записках наши офицеры «СМЕРШ», с привлечением физиков-ядерщиков, установили, что речь идет о ядерных изысканиях.   Отсюда и заплясал наш советский ядерный проект – так писали всюду журналисты 80-х годов.

     А как же быть с заявкой о создании ЯДЕРНОЙ БОМБЫ 1940 года ученых Маслова и Шпинеля?!.. Нигде, никаких упоминаний?!..

     Однако сенсация таилась где-то в сейфах специального ведомства.

   Ну, допускаем, что Начальник отдела «А» НИХИ КА военинженер 2ранга СОМИНСКИЙ и профессор А. ЖУХОВИЦКИЙ, сделавшие карьеру в эпоху тотальных чисток в Красной Армии в 1937-1938 годах, были не в состоянии оценить сенсационной заявки советских ядерщиков.

     Что же дальше?!.. Они – вредители?!.. Не доложили вышестоящему военному руководству о главном секрете атомного оружия?!.. А оно заключается в том, что ЯДЕРНАЯ БОМБА – МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНА!.. Для профессионалов – достаточно.

     Но В.А. Маслова не останавливают отрицательные ответы военспецов и профессора Жуховицкого. Физик-ядерщик пишет письмо «Наркому обороны СССР Герою и маршалу Советского Союза т. ТИМОШЕНКО.

     Маслов расширяет боевое применение урана, но все же делая акцент на создании «взрывчатого вещества неслыханной до сих пор по силе»!..

(Партбилет № 2377049, Адрес…)

Помета на документе: Не подтверждается экспериментальными данными.

АП РФ. Ф. 93. Подлинник.

     Допускаем с абсолютной точностью, что малообразованный Нарком обороны маршал С.К. Тимошенко, не смог по достоинству оценить гениальности заявки Маслова и Шпинеля.

   Однако ученое светило той эпохи – ХЛОПИН Виталий Григорьевич, профессор ЛГУ; директор Радиевого института АН СССР; действительный член АН СССР; 1943 — Лауреат Сталинской премии; 1945 — в Ленинградском университете он возгляет первую в СССР кафедру радиохимии, где ведёт первый же в Советском Союзе курс лекций по радиоактивности — начата подготовка нового поколения радиохимиков для научно-исследовательских организаций и атомной промышленности; Сталинская премия (1943, 1946, 1949); Герой Социалистического Труда (1949);– и т.д. и т.п. Интресно, снился ему доброволец - лейтенент Виктор Маслов?!..

     «… заявка в настоящее время не имеет под собой реального основания. Кроме того, и по существу в ней очень много ф а н т а с т ч е с к о г о. Чувствуется, что авторы никогда не имели дело…»

     И дальше В.Г. Хлопин упорствует в своем преступном заблуждении, отвечая начальнику 2-го Управления ГРУ Генштаба Красной Армии А. П. Панфилову об использовании ядерной энергии в военных целях.

«979с 10 июня 1942 года. Секретно.

В Ответ на Ваш запрос от 7 мая 1942 года сообщаем, что Академия наук не располагает никакими данными о ходе работ в заграничных лабораториях по данной проблеме… по нашему мнению возможность использования внутриатомной энергии для военных целей в ближайщее время весьма маловероятно»

     И Сталинские премии. Шикарные квартиры. Дачи. Личные машины. Спецпайки и все блага советского строя… НИИ, лаборатории, огромные средства на исследования. Смертельно рискованная работа ГРУ и МГБ. И кругом невежи… Подхалимское окружение из Академиков, членов-коррепондентов, докторов и кандидатов наук.

     В результате, СССР остался без ядерной бомбы, которая перевернула мир в августе 1945 года. Но только – американская!..

     А 7 декабря 1946 года заявка Маслова и Шпинеля превратилась в авторское свидетельство №6353с.

     Уже после войны Владимира Шпинеля неожиданно вызвали на Лубянку к одному из ближайших помощников куратора ядерной программы Лаврентия Берии генерал-майору госбезопасности Павлу Мешику. «В огромном кабинете, выходящем окнами на Лубянскую площадь, — рассказывал Шпинель журналистам уже во времена перестройки, — меня встретил крепкий мужчина. Поздоровавшись за руку, он вытянул из потайного сейфа, вмонтированного в стенку и замаскированного дубовыми панелями, довоенную нашу с Витей Масловым заявку. «Узнаете ваш труд? Мы ее недавно с Лаврентием Павловичем обсуждали... Как это вы с Масловым еще до войны о такой сложной штуке как атомная бомба сами догадались? Ведь тогда, в 40-м году, о ней представления не имели не только мы, а и американцы с англичанами!.. Потом, в конце войны и тем более после нее, Курчатову и его команде было куда легче и проще: мы, разведка, материалами по американской бомбе завалили их, без преувеличения, выше Спасской башни!»

     В годы Великой Отечественной войны В.С. Шпинель работал в Алма-Ате, куда был эвакуирован УФТИ. В конце войны, по просьбе И.В. Курчатова, он был переведен в Москву, затем перешел работать на физический факультет МГУ и вскоре стал сотрудником НИФИ-2 (впоследствии НИИЯФ МГУ).

   Получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, став профессором физического факультета и главным научным сотрудником НИИЯФа МГУ

     P.S. В 1942 году младший лейтенант Виктор Маслов, который добровольно пошел на фронт, погиб..

     Сталин задумал в 1945 году раширить советскую зону влияния в Западной Европе и на острове Хокайдо. Однако после боевого применения атомных бомб американцами, в японских городах Хиросима и Нагасаки, генералиссимус понял: с созданием советского ядерного оружия он непростительно опаздал. С того момента, в мире наступрила роковая пауза!..  

ПРИМ. Неужели Нарком обороны, маршал Тимошенко не сообщил НачГШ Г.К. Жукову и самому Сталину о такой сесационнной разработке?!.. В это верится с трудом!.. Предполагаю, что "ГРЯЗНУЮ БОМБУ", СССР все же сдедал и применял ее несколько, в течение Великой Отечественной войны. К примеру, была попытка сбросить прототип атомной бомбы в 1941 году, при известном авианалете советской авиации в августе 1941 года, с острова Эзель… Но новая атомная бомба была слишком тяжелой, и наш бомбардировщик «ДБ-3» завалился еще при взлете… Особо привлекает внимание к себе странный подземный взрыв, который был применен при взятии печально известной «Заячьей горы». И т.д.

С уважением, Борис Григорьев.

2013 год.

Источник: http://zavtra.ru/content/view/sovetskaya-atomnaya-bomba-v-1940-godu/

14
959
13