Времена, когда в милиции культурных людей было больше, чем в министерстве культуры

На модерации Отложенный

26 ноября – день рождения одного из величайших государственных деятелей в истории России; лучшего главы МВД за всё время существования этого ведомства; Героя Социалистического труда – Николая Щёлокова (1910-84). 

от период, который Щёлоков возглавлял МВД, стал золотым временем для отечественной милиции/полиции, а вместе с тем – и золотым временем для простых, честных, законопослушных граждан, чьи интересы и обязана защищать милиция/полиция.

Щёлоков вошёл в историю не только как создатель лучшей в истории милиции/полиции. До этого как председатель СНХ МССР он с нуля поднял молдавскую промышленность до серьёзных высот; а ещё раньше – во время Великой Отечественной войны – успешно руководил эвакуацией промышленных объектов, населения и материальных ценностей, заслужив пять боевых орденов. Это был действительно выдающийся руководитель и организатор, по праву стоящий в одном ряду с Л.П. Берия, Ф.Э. Дзержинским и другими выдающимися личностями нашей истории.

Брежнев и Щелоков познакомились на фронте.

17 сентября 1966 года Щёлоков стал министром охраны общественного порядка СССР. За всю историю существования отечественных органов внутренних дел более судьбоносным было разве что назначение Лаврентия Берия главой НКВД в ноябре 1938 года – просто потому, что ведомство внутренних дел включало тогда не только милицию, но и госбезопасность. Соответственно, круг задач и проблем, с которыми столкнулся и которые успешно решил на новом посту Берия, был гораздо шире.

Когда Щёлоков возглавил ведомство внутренних дел спустя два с лишним десятилетия после Берия, то это был уже не мощный НКВД, а жалкое, пародийное МООП – одно из многочисленных несуразных порождений хрущёвщины.

Собственно, золотой век Щёлоковской милиции уместился в промежутке между двумя разгромами МВД, учинёнными двумя истинными врагами советского народа – хрущёвым и андроповым. Тем ценнее то, что на выжженном пространстве Николай Анисимович построил милицию с большой буквы.

Увы, Николай Анисимович и по сей день не получил должного признания даже в патриотической среде. А ведь первое, что сегодня вспоминают люди, ностальгируя по СССР – это счастливая, спокойная жизнь в эпоху Брежнева, когда люди, уходя из дома, запросто оставляли ключ под ковриком; когда ночью по улицам ходить было безопаснее, чем в сегодняшней эрэфии днём; когда не было решёток на окнах, домофонов в подъездах, заборов вокруг школ, пропускного режима на нережимных объектах; а был порядок и минимальный уровень преступности. 

Но при этом многие почему-то не учитывают, что такая ситуация возникла не сама собой, а была результатом выдающейся деятельности Щёлокова и его соратников. Если коротко резюмировать блестящую деятельность Николая Анисимовича у руля МВД, то ему удалось создать небывалое, не имеющее, наверное, аналогов в истории единство народа и милиции.

Народ милицию любил и уважал, доверял ей, не без оснований считал её надеждой и опорой. Милиция была другом народа, была заточена под то, чтобы работать на благо народа, защищать его. Собственно, для чего враг народа андропов потом придумал милицейские облавы в кинотеатрах, кафе, банях, ресторанах? Чтобы расколоть это самое единство.

Как человек умный и образованный, Щёлоков прекрасно понимал ключевую формулу философии и всей жизни: сознание определяет бытие. И формирование достойного, целостного образа милиционера в жизни он начал с формирования такового в сознании самих милиционеров.

Здесь особняком стоит создание милицейского кинематографа. Героические фильмы про милиционеров были поставлены при Щёлокове на поток, стали более яркими и содержательными, чем были прежде – во-многом из-за того, что их начали консультировать офицеры МВД в звании не ниже полковника: "Место встречи изменить нельзя", "Золотая мина", "Прощальная гастроль "Артиста", "Ночное происшествие", "Лекарство против страха" и др.

И даже после смерти Щёлокова, на его фундаменте были сняты такие классные фильмы про милицию, как "В полосе прибоя", "Приступить к ликвидации", "Внимание! Всем постам...", "Случай в аэропорту", "Пять минут страха", "Вход в лабиринт" и др.

Советский кинематограф в целом и милицейский в частности обвиняют в идеализированности: дескать, в реальности всё было отнюдь не так здорово, как на экране.

Но искусство и обязано показывать не то, как есть, а то, как должно быть, оно обязано показывать идеал, к которому зрители будут стремиться.

Важно, что борьба Щёлокова за правильный образ милиционера на экране шла рука об руку с борьбой за правильный образ в реальной жизни. И в том числе благодаря фильмам министру удалось поднять уровень и престиж профессии милиционера до небывалых высот. На руководящие должности в МВД при нём приходили высочайшие профессионалы из Генштаба, из прокуратуры(!), из КГБ(!!!).

Если в 30-е годы мальчишки в СССР в основном мечтали стать лётчиками, в 50-е и 60-е – космонавтами, то начиная со времён Щёлокова многие-многие из них мечтали работать в милиции. Могу подтвердить это личным примером: даже в середине 90-х, когда я ходил в детский садик, у нас в группе все пацаны, кроме меня, мечтать стать милиционерами.

Когда выходили играть на площадку, я играл бандита, все остальные ловили меня – даже играть было неинтересно. Когда нам выдали символические дипломы об окончании детсада, то по-моему, у всех мальчишек, кроме меня, в разделе "Будущая профессия" было их фото в милицейской форме.

Конечно, нельзя не сказать о таких мерах Щёлокова, как создание милицейских академий, школ, всевозможных курсов; введение в МВД образовательного ценза; внедрение новейших современных технологий; повышение материального обеспечения; заключение договоров с домами культуры, филармониями, кинотеатрами, что постоянно повышало культурный уровень милиционеров.

А знаменитый Приказ от 3 июня 1969 года, обязывающий милиционеров быть вежливыми в обращении с населением! Про Щёлоковскую милицию говорили, что культурных людей там больше, чем в министерстве культуры, а образованных – больше, чем в министерстве образования. Может, звучит утрированно; но суть верна: Щёлоковская милиция была головокружительной высотой.

Щёлокову приписывают фразу "Милицию должны любить и бояться". Если Николай Анисимович действительно говорил это, то понятно, что он имел ввиду: любить должны честные граждане, а бояться – бандиты. А сегодня в эpэфии всё наоборот: пoлицию любят бандиты, работающие с ней в одной связке, и боятся/опасаются честные люди.

Собственно разница между Щёлоковской милицией и рашистскими полицаями вполне ясно иллюстрирует и общую разницу между великим Советским Союзом и, как бы это помягче сказать, невеликой эрэфией. 

Разумеется, в советской милиции далеко не все были достойными людьми и сильными профессионалами – даже в золотые щёлоковские времена и, с другой стороны, сегодня в органах попадаются, наверное, нормальные люди; но мы говорим об общей ситуации, а не об исключениях.

К сожалению, Щёлоков, как и почти что все великие деятели русской истории 20 века, личность не только выдающаяся, но и трагическая. Про Сталина кто-то сказал, что его убили дважды – сначала физически, потом оклеветали. 

Щёлокова тоже убили дважды, только последовательно была другой. Сначала его 2 года уничтожали морально, затем топорно инсценировали самоубийство, попутно изъяв личный архив бывшего министра, где, помимо всего прочего, был и сильный компромат на адроповцев.

Ну а подлую ложь про Щёлокова как про коррупционера и взяточника распространяют те же самые русофобы-фальсификаторы, что придумали мифы про "массовые" "репрессии", про "голодомор", про Катынь, про дефицит, про тоталитарный режим в СССР, про железный занавес, про заградотряды и пр. Их задача – измазать чёрной краской самые светлые страницы и наиболее выдающихся личностей русской истории.

Все эти лживые мифы не учитывают как минимум одно важнейшее обстоятельство: между тем, когда Щёлокова убрали из МВД и тем, когда его убили, прошло 2 года. Все эти 2 года под него "копали" со страшной силой, но не нашли абсолютно ничего – ничего, чтобы сфабриковать на него хоть какое-то, даже сшитое белыми нитками дело. Это говорит о том, насколько Николай Анисимович был чист перед Родиной и законом.